Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
Октябрьского (с) района Ростовской области.
Урок русского языка.
5 класс.
«Однозначные и многозначные слова».
Урок разработан учителем русского языка и литературы Ряполовой Оксаной Александровной.
Стаж работы – 22 года
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология: исследовательская деятельность.
Цель: создание условий для совершенствования умения различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций.
Задачи:
- создать условия обучающимся для осознания самих себя как движущую силу своего научения, своей способности к преодолению препятствий и к самокоррекции;
- развивать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения однозначных и многозначных слов;
- формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник русского языка Л.М.Рыбченковой, «Толковый словарь» С.И.Ожегова.
Ход урока.
- Вступление. Слайд 1.
- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами будем проводить лингвистические исследования. Девизом нашего урока станет следующее четверостишие.
Слайд 2 (стихотворение – девиз урока)
- В стране родного языка
Не всё известно нам пока.
Но мы исследовать начнём
И сами до всего дойдём.
Слайд 3 (исследование)
- А что означает слово исследование?
(поиск новых знаний, процесс изучения чего-либо, научный процесс)
- А как называют человека, занимающегося исследовательской деятельностью?
Слайд 4 (исследователь)
- И так, сегодня вы будете не просто учениками, а исследователями. Вам предстоит провести лингвистические исследования, объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы, запишите сегодняшнее число.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Теперь давайте подготовим себя к новым открытиям.
Слайд 4 (исследование, исследователь)
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? Почему вы считаете их родственными? Приведите примеры слов, которые будут являться родственными этим словам.
- Запишите в тетрадях слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ и выполните его морфемный разбор.
- Теперь проверим правильность выполнения разбора. Кто представит нам свою работу у доски? (ученик выходит к доске) Сравните свою работу с разбором слова на доске.
(Ученик выполняет разбор слова на доске на слайде интерактивной доски.)
- Благодаря какой морфеме образовалось слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? Какую функцию выполняет суффикс -тель-? Приведите примеры слов с этим суффиксом.
- Ребята, вы сказали, что слова исследование и исследователь являются родственными. Дайте определение родственных слов.
- А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?
- Конечно, толковый словарь является незаменимым помощником при изучении родного языка и пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.
3. Открытие нового знания.
1) Наблюдения за словами и их лексическими значениями.
- А теперь мы приступим к лингвистическим исследованиям, объектами которых будут слова и их лексические значения.
Слайд 5 (объект исследования – слово и его лексическое значение)
- Сейчас мы проведём учебный эксперимент. Для него мне понадобятся художники. Кто у нас в классе умеет рисовать быстро и красиво? Я выдаю нашим художникам одинаковые листы. На листах напечатано слово ЛУК. Пожалуйста, изобразите то, что это слово означает, чтобы мы без словаря смогли понять его лексическое значение.
( на доске записываю слово ЛУК)
- Пока наши художники рисуют, мы с вами понаблюдаем за другим словом. Это слово ЗЕБРА.
- Я вчера двум ученикам задала индивидуальное домашнее задание – найти материал о зебре и записать в тетрадь несколько предложений, используя это слово. Давайте проверим, как ребята выполнили задание. Прочитайте нам свои предложения.
( на доске записываю слово ЗЕБРА)
1-й ученик читает предложения о зебре-животном. (Зебры обитают в Восточной Африке. Питаются зебры травой, иногда листьями и корой. Весит зебра около трёхсот пятидесяти килограммов.)
2-й ученик читает предложения о пешеходной зебре. (Зебра – это вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход. В нашей стране пешеходная зебра появилась в 1953 году.)
Слайд 6 (зебры)
- Как вы думаете, ребята, почему получились сообщения о разных зебрах?
(у слова зебра 2 лексических значения, а я их не уточняла для каждого из учеников)
- А теперь вернёмся к слову ЛУК и посмотрим, что изобразили нам наши художники.
(Ребята показывают разные картинки.)
- Почему картинки разные?
- Проведём ещё один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.
- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?
- А какое ещё лексическое значение есть у слова РУЧКА?
- Запишите в тетрадях словосочетания со словом РУЧКА так, чтобы было понятно значение этого слова.
( на доске записываю слово РУЧКА)
- Давайте проверим, что вы записали. (шариковая ручка, дверная ручка, детская ручка)
2)Подведение учащихся к формулированию выводов.
- Мы провели наблюдения за словами ЛУК, ЗЕБРА, РУЧКА. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего? Приведите свои примеры слов, у которых несколько лексических значений.
- И так, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?
Слайд 7 (картинки, иллюстрирующие однозначные слова)
- В русском языке есть и такие слова, которые имеют только одно лексическое значение. На слайде вы видите картинки, иллюстрирующие такие слова. Назовите их. Приведите теперь свои примеры слов, имеющих только одно лексическое значение.
(записываю в другой столбик однозначные слова)
На доске примерная запись:
Слова
Лук Морковь
Зебра Пальто
Ручка Карандаш
много значений одно значение
- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.
3. Формулирование учащимися выводов.
4. Подтверждение полученных выводов.
- Вы рассуждали и сделали вывод. Слайд 8 (вывод)
Давайте проверим его правильность. Что нам в этом поможет? (учебник)
- Откройте учебники на странице 72 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.
(ученик читает правило вслух)
- Оцените правильность вашего вывода, сделанного в ходе исследования слов и их значений.
5. Толковый словарь.
Слайд 9 (вопрос)
- Как же нам удаётся понять, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?
Слайд 10 (ответ: помогает контекст)
- Где можно найти все значения многозначных слов?
Слайд 11 (толковый словарь)
- Разные значения одного слова помещаются в одну словарную статью толкового словаря. Цифрами в словарной статье выделяются отдельные значения многозначных слов. На слайде вы видите пример такой словарной статьи для многозначного слова КОЛОКОЛЬЧИК. Сколько лексических значений у этого слова?
- «Чемпионами» по многозначности можно назвать глаголы. У глагола идти, например, словарь отмечает более 25 значений, у глагола ставить – 19!
6.Физминутка.
4. Закрепление изученного.
1. Распределение слов по группам – работа в парах.
Слайд 12 (Проверь себя!)
- Теперь вам предстоит применить свои новые знания при выполнении следующего задания.
- Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные. Те, кто сидит на 1-ом варианте, выпишут в тетради однозначные слова, а те, кто сидит на 2-ом варианте, будут выписывать многозначные слова. По окончанию работы обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.
Кисть, арбуз, мышь, осень, тетрадь, пальто, золотой, лисички, компьютер, труба.
Слайд 13 (ответы к заданию)
2. Упражнение «Допиши стихотворение».
- А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть поэтами и дописать стихотворение.
Слайд 14 (стих с пропущенными словами)
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь …?
А в ответ колоски шелестят:
- … руки растят.
- К сожалению, в нём «потерялись» некоторые слова. Вам нужно подобрать и вставить «потерявшиеся» слова на свои места.
- Справились с заданием? Давайте проверим, что у вас получилось.
- Какие значения у слова ЗОЛОТОЙ в этом стихотворении?
(золотая рожь – спелая, золотые руки – трудолюбивые, умелые)
-Давайте запишем разные словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ и покажем, что это многозначное слово.
(Во время работы на доске проводим орфографическое комментирование)
(золотое сердце – доброе
золотая голова – умная
золотой работник – нужный, хороший
золотая осень – жёлтая
золотой малыш – дорогой)
- Молодцы, показали много значений слова ЗОЛОТОЙ. Интересно, а сколько их у этого слова в толковом словаре? Давайте узнаем!
(вызываю желающего найти слово в словаре и сказать, сколько у него значений)
3. Игра «Найди картинки».
Слайд 15 (Игра «Найди картинки»)
- Найдите на слайде и соедините картинки, иллюстрирующие многозначные слова.
- Запишите эти слова. С одним из слов составьте и запишите 2 предложения так, чтобы слово употреблялось в разных значениях.
5. Рефлексия.
Игра «Хитрые вопросы».
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
- Какую ноту кладут в суп?
- Из какого крана нельзя брать воду?
- Из каких ноготков нельзя собрать букет?
- Какой лук в салат не порежешь?
6. Подведение итогов.
- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку.
Слайд 16 (итоги урока)
- Теперь я знаю…
- Теперь я умею…
- Теперь я буду употреблять в своей речи…
- Мне было интересно…
- Мне понравилось…
- Я был удивлён…
- Мне было трудно…
- Опираясь на слайд, подведите итоги урока.
7. Домашнее задание.
Слайд 17 (домашнее задание)
Придумать и записать в тетрадь несколько предложений со словом ИДЁТ, употребляя его в разных значениях.