Урок в 6 классе по теме: «Употребление глаголов в речи»
Урок в 6 классе по теме: «Употребление глаголов в речи»
Урок "Употребление глаголов в речи" ( 6 класс) проводитсяч с целью закрепления знаний о наклонениях глаголов. Учащиеся должны правильно употреблять глаголы в речи. Наряду с другими уроками данный должен способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативному и образному мышлению, обретению умения определять наклонения глаголов в тексте; формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.
Работа в группах, предлагаемая на уроке, позволяет решить комплекс задач, и прежде всего, повышает интенсификацию урока, развивает самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствует углубленному усвоению программного материала, отрабатывает комплекс практических умений и навыков. При таком виде деятельности в работу включены все учащиеся класса: и слабые, и сильные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме: «Употребление глаголов в речи» »
09.04.2014. 6 «А» класс Тема: «Употребление глаголов в речи» Цель: - закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи; - способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте; - формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.
“Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существуют до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов” (В.Г.Белинский)
“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)
Ход урока.
Организационный момент.
Основной материал урока.
Прочитайте текст, ответьте на вопрос: какая часть речи пропущена в тексте? Какой вывод вы можете сделать?
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
Я, вероятно, … достаточно ярко и убедительно, как велико … мое изумление, когда я …, что почти каждая книга как бы … передо мною окно в новый, неведомый мир, … мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не …, …...
Книги … мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он ….на земле.
Я …всем: … книгу, она … вам жизнь, дружески … … в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она … вас … человека и самих себя, она … ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
Целеполагание
Учитель:
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(Учащиеся отвечают, что тема урока -«Употребление глаголов в речи»)
Послушайте, что скажет нам Шарапова Ю. об употреблении глаголов.(Презентация)
Слово учителя
В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.
Сегодня мы будем работать в настоящей редакции, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания. Я – ваш главный редактор.
Давайте выясним тему, над которой будут работать наши творческие группы.
Какие учебные задачи вы поставите перед собой на уроке?
(Учащиеся отмечают, что будут учиться употреблять глаголы, совершенствовать культуру речи, умения строить высказывание в соответствии с нормами русского языка).
Наша редакция будет называться «Редакция журнала «Школьник».
Предлагаю разбиться на творческие группы.
Группа корректоров «Школьная жизнь»
Группа корреспондентов «Культура речи»
Группа корреспондентов «Подумай и ответь»
Творческая группа по составлению советов о правилах хорошего тона.
Распределение по группам. Дети получают задания. Выбирают руководителя группы.
Работа редакции журнала «Школьник».
Группа корректоров «Школьная жизнь»
Задание
В редакцию поступило сочинение одного ученика. Отредактируйте текст, устраните речевые и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде
Текст для редактирования.
Любимая школа
Школа - наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружили, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы познаем что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого , делаем интересные открытия, решаем сложные задачи. Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо вам, любимые учителя, за интересные уроки, заботу, добрые советы.
(Учащиеся устраняют повторы слов, тавтологию)
Первая страничка. Любимая школа
Школа- наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и проводим праздники, дружим, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и познаём тайны прошлого, делаем интересные открытия, решаем сложные задания .Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо вам, любимые учителя, за интересные уроки, заботу, добрые советы.
( Из сочинения ученика 6а класса)
Группа корреспондентов «Культура речи» (словарь Ожегова)
Задание
Напишите заметку в защиту глагола «класть» с обвинениями в адрес глагола «ложить»
Вторая страничка. Класть или положить?
Оба глагола употреблены правильно. Ни в одном словаре нет глагола «ложить»и «покласть».
Никогда не используйте в речи этих уродцев. Помните: есть глаголы «ложиться», «положить», «класть».Эти глаголы и все их формы употребляйте в своей речи. Пусть эта заметка будет «комком земли на могилу глагола «ложить»»
Группа корреспондентов
Группа корреспондентов «Подумай и ответь»
Мы поместили в газете занимательный материал. Теперь читателям нужно дать правильный ответ
Задание
В предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь
1. Надоел ты мне как банный лист (пристал)
2. Молчу как рыба об лёд, а всё равно не выучил урок (бьюсь)
3. Ты пристал хуже горькой редьки (надоел)
4. Твоя занятость не играет никакого значения, если пришёл в школу – учись (не играет роль)
Третья страничка. Подумай и ответь
В предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь
1. Пристал ко мне как банный лист.
2. Бьюсь как рыба об лёд, а всё равно не выучил урок.
3. Надоел хуже горькой редьки
4.Твоя занятость не играет роль: если пришёл в школу- учись.
4. Творческая группа по составлению советов о правилах хорошего тона.
В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения.
(Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают свои советы, используя глаголы: учись, слушать, не перебивай, закончить, дослушай, хотел сказать, возражай, не согласен, уважай, будь вежлив, не унижай и т.д.)
Четвертая страничка
ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА.
Учись внимательно слушать собеседника.
Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ.
Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уж возражай, если не согласен.
Уважай собеседника.
Будь в словах так же вежлив, как в поступках.
Не унижай собеседника своим пренебрежительным или насмешливым тоном.
Группа корректоров «Мудрость веков»
Задание. Допишите пословицы.
Жизнь … - не поле перейти Писать - не языком …. Век живи - век ….
Болтать — не мешки …..
…. - здоровью вредить. Без дела жить — только небо …. Без ума торговать — только деньги …. Где беде быть, там её не ….. Где нельзя перескочить, там можно ….. Глубже пахать — больше хлеба …. Кому жить, а кому …. Кому лёжа работать, кому стоя …. …. речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Не думай, как бы взять, а думай, как бы ….!
Пятая страничка. Мудрость веков.
Жизнь прожить - не поле перейти Писать - не языком чесать Век живи - век учись
Болтать — не мешки таскать
Курить - здоровью вредить. Без дела жить — только небо коптить. Без ума торговать — только деньги терять. Где беде быть, там её не миновать. Где нельзя перескочить, там можно перелезть. Глубже пахать — больше хлеба жевать. Кому жить, а кому гнить. Кому лёжа работать, кому стоя дремать. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Не думай, как бы взять, а думай, как бы отдать!
Проверка заданий. Оценивание деятельности учащихся.