МК ОУ «Санаторная школа-интернат № 82»
Урок в начальной школе (русский язык)
Тема: Изменение глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Разработала: Трапезникова Е.В.,
учитель начальных классов
МКОУ «Санаторная школа-интернат № 82»
Новокузнецк, 2017
Тема. Изменение глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь.
Класс: 4 класс
Цель урока: формирование правильного употребления в речи личных форм глаголов с суффиксом –чь.
Задачи:
показать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь; учить работать с обратным словарем;
сравнивать спряжение глаголов на -чь;
учить находить чередование согласных в корне слова;
развивать навыки грамотного письма;
воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные: проводят самооценку на основе критерия учебной деятельности;
Предметные: выполняют задания на спряжение глаголов, имеющих в начальной форме суффикс –чь.
Метапредметные:
-определяют и формулируют цель урока с помощью учителя;
-фиксируют затруднения в выполнении заданий;
-высказывают свои предположения;
-слушают и понимают речь других.
Ход урока
Организационный момент
Ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.
Актуализация знаний. Целеполагание.
Ребята, догадайтесь, что за слово зашифровано в ребусе.
Экология.
Что такое экология?
Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Почему человек стал изучать такие вопросы? Зачем?
5 января Президент России Владимир Путин подписал указ,
в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии.
Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам,
существующим в экологической сфере и улучшить экологическое состояние
страны.
Выберите из ряда слов, те слова, которые созвучны, подходят по смыслу с понятием экология.
Помочь, полететь, мороз, беречь, летний.
Помочь, беречь.
Почему выбрали именно эти слова? Что в них общего?
- Сейчас мы повторим все об этой части речи. Проведем блиц-опрос. У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание вы будете оценивать с помощью «галочки» или плюса. (- я знаю, - не уверен, сомневаюсь, - не знаю). Поставьте знак в нужный столбик.
№ | Вопрос | я знаю | не уверен | сомневаюсь | не знаю |
1. | Глагол – это…. | | | | |
2. | Спряжение – это… | | | | |
3. | Как определить спряжение глагола? | | | | |
4. | На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? | | | | |
5. | Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы. | | | | |
6. | Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь | | | | |
Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?
- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).
- Какую цель поставим на сегодняшний урок?
научиться изменять глаголы с суффиксом –чь
Работа по теме урока
Работа в парах.
Сейчас вы будете работать в парах. На ваших партах лежат карточки. Проспрягайте глаголы, дописав нужные буквы.
помочь | Ед.ч. | Мн. Ч. |
1 лицо я помо…у | мы помо…ем |
2 лицо ты помо…ешь | вы помо…ете |
3 лицо он помо…ет | они помо…ут |
беречь | Ед.ч. | Мн. Ч. |
1 лицо я бере…у | мы бере…ем |
2 лицо ты бере…ешь | вы бере…ете |
3 лицо он бере…ет | они бере…ут |
Что заметили?
В каких формах один согласный, а в каких другой?
К какой группе согласных звуков относится звук [ж]? (шипящим)
Работа в группах.
Проведем небольшое исследование. Со всеми ли глаголами на –чь происходит чередование согласных в корне? В каких именно формах?
Откройте обратный словарь на –чь. (С.149)
Выберите один глагол на –чь и проспрягайте его.
Проверка.
Наблюдение за изменением глагола жечь.
Физминутка
Правила работы в группе.
Распределите роли (сборщик информации, писарь, хранитель времени, журналист).
Выполняйте задания согласно инструкции.
Уважайте мнение других.
Не перебивай, умей выслушать.
Сравните свою работу с работой ребят в группе.
Ответьте на вопросы:
а) Во всех ли выбранных вами глаголах произошло чередование согласных в корне?
б) В каких формах глагола шипящий согласный?
Заполните таблицу.
Глагол | Звуки [г],[к] | Звуки [ж],[ч] |
| …лицо … число …лицо … число | …лицо … число …лицо … число |
| …лицо … число …лицо … число | …лицо … число …лицо … число |
| …лицо … число …лицо … число | …лицо … число …лицо … число |
| …лицо … число …лицо … число | …лицо … число …лицо … число |
Сделайте вывод.
Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом -чь появляются звуки [г],[к], а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие [ж] ,[ч].
Закрепление.
Работа в группе.
Ребята, перед вами тексты с пропущенными глаголами. Впишите слова, подходящие по смыслу, используя слова для справок.
Однажды летом мы с ребятами собрались выехать на природу. Сложили рюкзаки и отправились на станцию. В пути было весело. И вот мы на месте. Но мы не узнали нашу любимую поляну. Вокруг предыдущие отдыхающие разбросали фантики от конфет, обертки от упаковок, битое стекло. Они умудрились даже сжечь траву. Поможем лесу залечить раны!
(сложить, узнать, сжечь, помочь, залечить)
Наш руководитель распределил обязанности.
- Миша, ты соберешь мусор. А ты, Коля, ему поможешь. Максим, ты снимешь дерн вокруг кострища. Наташа и Оля, вы принесете сухих веток для костра. Сергей, а ты принесешь воды из реки. Она течет недалеко отсюда.
(собрать, помочь, снять, течь)
И вот работа закипела. Коля помог Мише собрать мусор. Девочки принесли те ветки, которые уже лежали на земле. Нужно беречь живые деревья. Максим зажег костер. На поляне был восстановлен порядок. Стало уютно и красиво.
(закипеть, помочь, беречь, зажечь)
Мы помогли лесу, а лес отблагодарил нас журчанием реки, переливчатым пением птиц, чистым воздухом. Нужно помнить, что красота вокруг нас хрупка. Сломать легко, а восстановить порой бывает очень сложно. Сбережем же богатство нашей природы!
(помочь, отблагодарить, сломать, восстановить, сберечь)
Ребята, сформулируйте главную мысль текста. Запишите ее в тетрадь.
Сбережем богатство нашей природы!
Взаимооценивание работы ребят в группе.
Фамилия, имя ученика | «5» | «4» | «3» | «2» |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет
Черные сотрешь ли, человек?
За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее столетие. А сколько деревьев гибнет от пожаров, которые возникают по вине людей. Ведь для многих животных лес - это родной дом.
Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой наша планета, или же превратится в безжизненную пустыню? От каждого из нас, от взрослых и от детей, зависит - быть или не быть планете Земля!
Повсюду, на каждом шагу,
Вместе и каждый в отдельности.
Другой планеты у нас не будет!
Подведение итога урока. Рефлексия.
- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?
- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на -чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.
- (чтение диалога на стр. 117.)
Теперь возьмите оценочные листы и отметьте вопрос, над которым мы работали, как усвоили его?Поставьте значок.
№ | Вопрос | я знаю | не уверен | сомневаюсь | не знаю |
1. | Глагол – это…. | | | | |
2. | Спряжение – это… | | | | |
3. | Как определить спряжение глагола? | | | | |
4. | На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? | | | | |
5. | Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы. | | | | |
6. | Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь | | | | |
Домашнее задание.
Выписать из обратного словаря 1 глагол на –чь и проспрягать его. Придумайте 2 предложения с этим глаголом и запишите в тетрадь.
Список используемой литературы:
Русский язык. 4 кл.: методическое пособие/ Т.А.Байкова, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова.- 2-е изд., пересмотр. – М.:Академкнига/Учебник, 2015.
Каленчук М.Л.. Русский язык. [Текст]: 4 кл. 6 Учебник: В 3 ч./ М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова. – 3-е изд. – М.: Академкнига/ Учебник, 2015.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.
900igr.net/prezentacija/isssledovatelskj-proekt
Приложение 1
Однажды летом мы с ребятами собрались выехать на природу. ………………... рюкзаки и отправились на станцию. В пути было весело. И вот мы на месте. Но мы не ………………. нашу любимую поляну. Вокруг предыдущие отдыхающие разбросали фантики от конфет, обертки от упаковок, битое стекло. Они умудрились даже ………….... траву. ..……………. лесу ……………….. раны!
(сложить, узнать, сжечь, помочь, залечить)
Наш руководитель распределил обязанности.
- Миша, ты …………..…. мусор. А ты, Коля, ему ..…………….. Максим, ты …………..… дерн вокруг кострища. Наташа и Оля, вы принесете сухих веток для костра. Сергей, а ты принесешь воды из реки. Она ……..……. недалеко отсюда.
(собрать, помочь, снять, течь)
И вот работа ………………. Коля ………………. Мише собрать мусор. Девочки принесли те ветки, которые уже лежали на земле. Нужно …………………. живые деревья. Максим ……………….. костер. На поляне был восстановлен порядок. Стало уютно и красиво.
(закипеть, помочь, беречь, зажечь)
Мы ……………… лесу, а лес ……………………… нас журчанием реки, переливчатым пением птиц, чистым воздухом. Нужно помнить, что красота вокруг нас хрупка……………………… легко, а …………………….. порой бывает очень сложно. …………………… же богатство нашей природы!
(помочь, отблагодарить, сломать, восстановить, сберечь)