Повторительно – обобщающий урок по русскому языку в 6 – ом классе.
Тема Удивительная часть речи – глагол.
Цели:
- познавательная: повторить, обобщить, систематизировать основные понятия по теме, выявить пробелы в знаниях обучающихся;
- обучающая: учить составлению лингвистических сказок, рисунков по теме;
- развивающая: развивать мышление и связную речь, креативные способности детей, совершенствовать навыки образования, употребления глаголов в соответствии с нормами современного русского языка.
Задачи: привить учащимся интерес и любовь к урокам русского языка, показать его богатство и разнообразие.
Оборудование: таблицы по теме «Глагол», карточки с заданиями для обучающихся, рисунки детей на тему «Портрет глагола», сочинения – миниатюры на заданную тему, плакат с эпиграфом к уроку, словарь С. И. Ожегова.
Межпредметные связи: ИЗО, литература.
1Организационный этап. Постановка целей, мотивация учения.
1.1.Вступительное слово учителя.
- Мы начинаем урок повторения по теме «Глагол», а наша цель: повторить и обобщить изученный материал по данной теме.
2Беседа.
Чтение учителем отрывка из стихотворения В. Кондрашова:
Что без меня предметы?
Лишь названия
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
Вы, конечно, догадались, что речь в этом стихотворении идёт о глаголе.
Глагол – это та часть речи, которая заставляет нас действовать: читать, писать, спрягать и обеспечивает нам успех.
3 Работа по развитию связной речи обучающихся.
Проверка домашнего задания.
- Я вас просила в качестве домашнего задания создать портрет глагола. Каков же получился этот портрет?
-Демонстрация рисунков на тему «Портрет глагола»
- Почему вы видите глагол именно таким?
- Представление сочинений – миниатюр «Сказка о глаголе».
-Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе после имён существительных. Обладает высокой эстетической ценностью. Писатель А. Югов дал очень яркую характеристику этой части речи: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. Вглаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
4Актуализация знаний.
Фронтальный опрос. Я предлагаю вам игру «Не прерви цепочку», которая поможет обобщить наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».
Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.
-Что обозначает глагол?
-Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?
-Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?
-Какого вида бывают глаголы?
-Дайте характеристику наклонений глагола.
Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?
-В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на –ите, а в каком на -ите и –ете?
-В чём особенность безличных глаголов?
-Расскажите,как определить, к какому спряжению относятся глаголы?
-В какой форме глагол имеет только постоянные морфологические признаки?
-Какая глагольная форма славится богатством синтаксической роли в предложении?
-Какие основные орфограммы изучены в связи с темой «Глагол» в суффиксах глаголов, в окончаниях глаголов?
-Итак, мы повторили важные моменты нашей сегодняшней темы. Меня порадовали ваши ответы. Теперь давайте немножко отдохнём.
5 Физкультминутка.
Руки вверх, в кулачок,
Руки вниз, на бочок,
Раз – нагнулись, подтянулись,
Влево, вправо повернулись.
Раз – присели, снова встали
И головкой покачали:
Тик- так, тик- так,
Тихо сели и к работе все вернулись!
6 Закрепление материала.
1.На доске, разделённой на три части учащиеся выполняют задания по карточкам (карточки прилагаются).
2.А мы в это время проведём словарную работу. Откройте учебники и посмотрите на слова, данные справа от упражнения № 329.
Правописание слов с неполногласием.
Охранять, охрана, хранитель: акцентология, орфография, лексическое значение (проверить по словарю С. И. Ожегова)
3.Подберём однокоренные слова: охранник, хранилище, хранение,хоронить,хорониться.
Морфологический разбор слова охранять (в тетрадях и у доски ).
4.Проверяется работа школьников у доски. Дети оценивают работы товарищей.
5.Дополнительные вопросы:
- Какова синтаксическая роль глагола в предложении?
- Восстановите порядок действий,который помогает правильно определить написание –ться и –тся в глаголах.
- Назовите постоянные признаки глагола.
7 Подведение итогов урока.
Слово учителя.
-Ребята, мы проделали с вами большую работу по изучению глагола. Вы молодцы! Сегодня на уроке вы многое успели сделать. Я благодарна вам за активную работу. Я уверена, что повторив, обобщив и систематизировав изученное о глаголе, вы успешно справитесь с предстоящей контрольной работой.
8 Оценки за урок.
Домашнее задание: упр.№ 338, подготовиться к контрольной работе.