kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Правильное употребление глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.

Задачи:

1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.

2. Развивать рефлексивные умения и навыки.

3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.

Основные термины: глагол, нормы: орфоэпические, лексические, грамматические

Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран; раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.

Планируемые результаты

Личностные результаты

- Осознание  себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника  на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

Умение:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты

Формирование навыка работы со словарями

Умения определять и исправлять ошибки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

1. Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутил-ся, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?



2.Кто сказал правильно?

Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».

Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».



3. Из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":
Милославский:
- Положь трубку!
Бунша:
- Не положу!
Милославский:
- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.
Игра «Корректор».

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.











Игра «Корректор».

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.

Игра «Корректор».

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.

Игра «Корректор».

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.









Просмотр содержимого документа
«Приложение1»

Приложение1

1 Лексические нормы

Особого внимания требуют лексические нормы, т. е. правила применения слов в речи.

М. Горький учил, что слово необходимо употреблять с точностью самой строгой. Слово должно использоваться в том значении, которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Можно привести немало примеров неточного употребления отдельных слов.

Ошибкой является употребление глагола ложитъ вместо класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть  — общеупотребительное литературное слово,  а ло­житъ — просторечное. Нелитературно звучат вы­ражения: Я ложу книгу на место; Он ложит папку на стол и т. д. В этих предложениях следует приме­нить глагол класть: Я кладу книги на место; Он кладет папку на стол. Необходимо обратить вни­мание и на использование приставочных глаголов положить, сложить, складывать. Некоторые говорят покладу на место, слаживать числа, вместо правиль­ного положу на место, складывать числа.

2 Лексические нормы

Нарушение лексических норм порой связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Например, не всегда пра­вильно употребляются глаголы предоставить и пред­ставить. Иногда мы слышим неверные выражения типа: Слово представляется Петрову; Разрешите предоставить вам доктора Петрова. Глагол предоставить означает «дать возможность воспользовать­ся чем-либо» (предоставить квартиру, отпуск, должность, кредит, заем, права, независимость, слово и т, д.), а глагол представить имеет значение «пере­дать, дать, предъявить что-либо, кому-либо» (предста­вить отчет, справку, факты, доказательства; пред­ставить к награде, к ордену, к званию, на соискание премии и т. д,). Приведенные выше предложения с этими глаголами правильно звучат так: Слово пре­доставляется Петрову; Разрешите представить вам доктора Петрова.

В последнее время все чаще и чаще в передачах по радио, телевидению стали звучать такие фразы: Команда спортсменов обречена на победу; Выступ­ление ансамбля обречено на успех; Он обречен быть гениальным; Задуманные мероприятия обречены на процветание. Говорящие не учитывают ни происхождения слова, ни его внутренней формы, ни его исконного значения. Во всех приведенных пред­ложениях речь идет о положительных результатах (победа, успех, процветание), в то время как глагол обрекать имеет значение «предназначить, силою об­стоятельств принудительно поставить в какие-ни­будь условия».

3. Лексические нормы

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо. Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным. Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем.

Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется брать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу

В зависимости от целей и задач общения, от особенностей функциони­рования языковых средств в том или ином стиле, в связи с определенным стилистическим заданием воз­можно сознательное и мотивированное отступление от нормы.


Просмотр содержимого документа
«лист самооценки на мой урок»

Этапы урока

ОЦЕНКА

«+» 1 «-» 0

1. Готовность к уроку

«+» «-»

2. Разминка

«+» «-»

3. Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение.

Исправьте ошибки

«5» «4» «3»


«5» «4» «3»

4. РАБОТА В ГРУППЕ


Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).


1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.


2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.


3. Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.




А «5»


Б «4»


В «3»

5. Одеть-надеть

«+» «-»

6. Упр.756


«5» «4» «3»

7. Упр.758 записать предложения в исправленном виде


«5» «4» «3»

8. Упр.760 (работа со словариком)


«+» «-»

9. ЗАДАНИЯ (карточки)


«+» «-»

10. Игра «Корректор»

«+» «-»

24-26 «5»

21-23 «4»

15-20 «3»


ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по русскому языку по ФГОС в 5 классе»

Урок русского языка в 5 классе 161

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.

Задачи:

1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.

2. Развивать рефлексивные умения и навыки.

3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.

Основные термины: глагол, нормы: орфоэпические, лексические, грамматические

Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран; раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.

Планируемые результаты

Личностные результаты

- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

Умение:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты

Формирование навыка работы со словарями

Умения определять и исправлять ошибки


Этап

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Планируемые результаты УУД


Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.







3 мин

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Слайд 2 Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

 «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Н. Греч

 Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет.

Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».

Перед вами лежат листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать за выполненные задания на уроке.


Подготовка класса к работе.





Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся


10 мин

Слайд 3 1.Разминка

Глагол

Вид

Переходные глаголы

Возвратные глаголы

Спряжение

Наклонение

Время

Норма

Орфоэпические нормы

Грамматические нормы

- Какие понятия мы рассматривали не прошлом уроке?

Слайд 4, 5,6 Определение нормы, орфоэпических и грамматических

Слайд 7 самооценка

Слайд 8,9

2.Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам.

Расставьте ударение:

звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

Ед.ч

1 л звонЮ включУ вручУ

2 л. звонИшь включИшь вручИшь

3 л. звонИм включИт вручИт

Мн.ч.

1 л звонИм включИм вручИм

2 л. звонИте включИте вручИте

3 л. звонЯт включАт вручАт

Слайд 10

3.Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

слайд 11 От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить, задудеть – могу задудеть).

Слайд 12 самооценка


Ответы

Проверка

Оценивают себя.
















Проверка

Оценивают себя.





Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.



Проверка

Грамматические нормыэто правила образования форм слова, словосочетаний и предложений

Оценивают себя.


Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)


Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

2 мин

Слайд 13Стадия вызова

Ребята, скоро будет последний звонок, а я не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Цели урока?

Слайд 14,15

Ответы


Формулируют тему, цель и задачи урока

Оценивают себя.



Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

5 мин

Слайд 16.Стадия осмысления.

1. Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу (инсерт)

Учитель: Возьмите простой карандаш.

Прочитайте текст, делая пометки на полях:

"V"- уже знал

"+ - новое

"?" - не понял

Учащиеся читают тексты (приложение 1)

Сделайте вывод

Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости.

НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов. Слайды 17-35 Физминутка.







Намечают пути решения задач

Работа по группам








Проверка

Оценивание


Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

8 мин

Слайд 36-37

Вернемся к словам ОДЕТЬ-НАДЕТЬ

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

Одеть КОГО_ТО

Надеть ЧТО_ТО

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

- Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.

Я надела платье

Слайд 38,39 Упр.756

1,2,3,4,6) нарушение требования лексической сочетаемости (глубокое небо, сказали результаты, не щадил ничего; не увидала, как заснула; построили памятник), правильно: высокое небо; объявили результаты; не жалел ничего; не заметила, как заснула; установили памятник; 5) нарушены стилистические нормы, а также нормы грамматические синтаксические (поженилась Марья с молодцом), правильно: сыграли Марья с молодцом свадьбу; 7) употребление слова без учёта его точного лексического значения (наступила метель), правильно: началась метель; 8) употребление слова без учёта его точного лексического значения (не мог учиться), правильно: не имел возможности учиться; 9) употребление в близком контексте однокоренных слов – тавтология (приблизился ближе), правильно: подошёл ближе.









Работа в паре

Оценивание

















по цепочке

Оценивание


Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)


Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности


5 мин

Слайд 40

Упр.758 записать предложения в исправленном виде

Упр.760 (работа со словариком)

ЗАДАНИЯ (карточки)

1. Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутил-ся, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?

2.Кто сказал правильно?

Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».

Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».

3. Из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":
Милославский:
- Положь трубку!
Бунша:
- Не положу!
Милославский:
- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.
Слайд 41,42

Слайд 43 2.Игра «Корректор».

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.

Работа в паре

Проверка, оценивание.

Работа в группе

Проверка, оценивание.























Работа индивидуально

Проверка, оценивание.


Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)


Рефлексия деятельности


Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


10 мин

























Домашнее задание

2 мин



С какими нормами вы познакомились на уроке?

Как это знание вам пригодиться в жизни?

Приведите примеры.

Слайд 44

Синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение.

Первая строка- тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвёртая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним)

НОРМА СЛАЙД 45Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось… СЛАЙД 46

Написать сочинение-миниатюру «Какая речь называется правильной» Составить текст из глаголов


Составляют синквейн






















Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия


Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»













Областной семинар







Урок русского языка в 5 классе

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы



Учитель русского языка и литературы первой категории

Брехнева Любовь Владимировна


















2013 г

Просмотр содержимого презентации
«презентация к открытому уроку»

Пятнадцатое мая Классная работа

Пятнадцатое мая

Классная работа

  «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».  Н. Греч

  «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Н. Греч

Разминка

Разминка

  • Глагол
  • Вид
  • Переходные глаголы
  • Возвратные глаголы
  • Спряжение
  • Наклонение
  • Время
  • Безличные глаголы
  • Норма
  • Орфоэпические нормы
  • Грамматические нормы
НОРМА

НОРМА

  • образцовость, общепризнанность, возможность изменения, фиксация в словарях.
Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений .
  • Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений .
Правильно ответил «+» Неправильно «-» Помог товарищу «+»
  • Правильно ответил «+»
  • Неправильно «-»
  • Помог товарищу «+»
Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам.  Расставьте ударение

Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение

  • 1 ряд звонить
  • 2 ряд включить
  • 3 ряд вручить
Ед.ч 1 л звонЮ включУ вручУ 2 л. звонИшь включИшь вручИшь 3 л. звонИм включИт вручИт Мн.ч. 1 л звонИм включИм вручИм 2 л. звонИте включИте вручИте 3 л. звонЯт включАт вручАт

Ед.ч

1 л звонЮ включУ вручУ

2 л. звонИшь включИшь вручИшь

3 л. звонИм включИт вручИт

Мн.ч.

1 л звонИм включИм вручИм

2 л. звонИте включИте вручИте

3 л. звонЯт включАт вручАт

Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

  • победить
  • убедить
  • командовать
  • доверять
  • пылесосить
  • преодолеть
  • висеть
  • жалеть
  • очутиться
  • выкопать
  • ощутить
победить – убедить – командовать – командую доверять – доверяю пылесосить – преодолеть – преодовею висеть – жалеть – жалуюсь очутиться – выкопать – выкопаю ощутить –
  • победить
  • убедить
  • командовать – командую
  • доверять – доверяю
  • пылесосить
  • преодолеть – преодовею
  • висеть
  • жалеть – жалуюсь
  • очутиться
  • выкопать – выкопаю
  • ощутить

«5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки «-» - более 3 ошибок
  • «5» - нет ошибок
  • «4» - 1-2 ошибки
  • «3» - 3 ошибки
  • «-» - более 3 ошибок
Как правильно сказать  ОДЕТЬ платье или НАДЕТЬ платье ?

Как правильно сказать ОДЕТЬ платье или НАДЕТЬ платье ?

Правильное употребление глаголов.  Лексические нормы

Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

  • совершенствование навыков правильного употребления глаголов в речи
Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой Прочитайте текст, делая пометки на полях:

Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой

  • Прочитайте текст, делая пометки на полях:

"V"- уже знал

"+ ” - новое

"?" - не понял

Лексические нормы – регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением.
  • Лексические нормы – регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением.
Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?   А. Да, все работали одинаково.   Б. Нет, работал только один.   В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?   А. Работали дружно, ссор не было.   Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.   В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. Тебе нравится результат работы группы?   А. Да, все получилось хорошо.   Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.   В. Нет, не нравится.

Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

ВЫВОД:

ВЫВОД:

  • Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости.
  • НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов.
Физминутка на движение  «ЗАРЯДКА»

Физминутка на движение

«ЗАРЯДКА»

ОДЕТЬ КОГО- ТО

НАДЕТЬ ЧТО - ТО

    Упр.756
    • Упр.756

    1) высокое небо;

    2) объявили результаты;

    3) не жалел ничего;

    4)не заметила, как заснула ;

    5) сыграли Марья с молодцом свадьбу

    6)установили памятник ;

    7) началась метель ;

    8) не имел возможности учиться ;

    9) подошёл ближе .

    «5» нет ошибок «4» 1-2 ошибки «3» 3 ошибки «-» более 4 ошибок
    • «5» нет ошибок
    • «4» 1-2 ошибки
    • «3» 3 ошибки
    • «-» более 4 ошибок
      Игра «Корректор»

      Игра «Корректор»

      • Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий.
      • Куда это все они бежат?
      • Я бежу себе помочь.
      • Вы хочете, чтобы я вам по мог?
      • Мы хочем сжечь старые листья.
      • Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел.
      • Я хочу написать самый памятный день в жизни.
      • Корабль поехал в Одессу.
      • Следователь сказал версию.
      • Повар делает обед.
      • Телевидение играет большое значение в нашей жизни.
      Если вы хотите использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захочет говорящий. Куда это все они бегут ? Я бегу себе помочь. Вы хотите , чтобы я вам по мог? Мы хотим сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно одеревенел . Я хочу написать о самом памятном дне в жизни. Корабль поплыл в Одессу. Следователь выдвинул версию. Повар готовит обед. Телевидение играет большую роль в нашей жизни.
      • Если вы хотите использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захочет говорящий.
      • Куда это все они бегут ?
      • Я бегу себе помочь.
      • Вы хотите , чтобы я вам по мог?
      • Мы хотим сжечь старые листья.
      • Я хотел закричать, но язык мой словно одеревенел .
      • Я хочу написать о самом памятном дне в жизни.
      • Корабль поплыл в Одессу.
      • Следователь выдвинул версию.
      • Повар готовит обед.
      • Телевидение играет большую роль в нашей жизни.
      Первая строка- тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме). Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных). Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола). Четвёртая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов). Пятая строка - новое звучание темы (синоним)
      • Первая строка- тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
      • Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
      • Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
      • Четвёртая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов).
      • Пятая строка - новое звучание темы (синоним)
        Рефлексия  сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

        Рефлексия

        сегодня я узнал…

        было интересно…

        было трудно…

        я выполнял задания…

        я понял, что…

        теперь я могу…

        я почувствовал, что…

        я приобрел…

        я научился…

        у меня получилось …

        я смог…

        я попробую…

        меня удивило…

        урок дал мне для жизни…

        мне захотелось…


        Получите в подарок сайт учителя

        Предмет: Русский язык

        Категория: Уроки

        Целевая аудитория: 5 класс.
        Урок соответствует ФГОС

        Скачать
        Урок русского языка в 5 классе "Правильное употребление глаголов"

        Автор: Брехнева Любовь Владимировна

        Дата: 28.09.2014

        Номер свидетельства: 115157

        Похожие файлы

        object(ArrayObject)#853 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
            ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
            ["file_id"] => string(6) "145795"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1418996681"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#875 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
            ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
            ["file_id"] => string(6) "220302"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1434573032"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#853 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(146) "Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание частицы - не- с глаголами". "
            ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
            ["file_id"] => string(6) "227063"
            ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1440593180"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#875 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(99) "Урок русского языка: "Изменение глаголов по временам". "
            ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
            ["file_id"] => string(6) "112649"
            ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1408803777"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#853 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(111) "Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе" "
            ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-v-4-m-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-o-ghlagholie"
            ["file_id"] => string(6) "170632"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1423577224"
          }
        }
        


        Получите в подарок сайт учителя

        Видеоуроки для учителей

        Курсы для учителей

        ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

        Добавить свою работу

        * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

        Удобный поиск материалов для учителей

        Проверка свидетельства