kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 6 классе по теме " Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гаснет вечер, даль Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:   Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А.Югов: «Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола- выражать само действие!» синеет.Солнышко садится,Степь да степь кругом – и всюду Нива колосится!Пахнет мёдом, зацветает Белая гречиха…Звон к вечерне из деревниДолетает тихо…А вдали кукушка в рощеМедленно кукует…Счастлив тот, кто на работеВ поле заночует! (и.Бунин)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме " Глагол"»

Г л а г о л  Урок-презентация по теме «Глагол»

Г л а г о л

Урок-презентация по теме «Глагол»

Задание.  Выразительно прочитайте стихотворение. Какое время года описано в нём? Какие чувства вызывает у вас этот текст? Озаглавьте его.  Прочитайте глаголы. Определите, какова роль слов этой части речи в данном описании. Сделайте вывод.        Гаснет вечер, даль синеет.  Солнышко садится,  Степь да степь кругом – и всюду  Нива колосится!  Пахнет мёдом, зацветает  Белая гречиха…  Звон к вечерне из деревни  Долетает тихо…  А вдали кукушка в роще  Медленно кукует…  Счастлив тот, кто на работе  В поле заночует!  (и.Бунин)

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое время года описано в нём? Какие чувства вызывает у вас этот текст? Озаглавьте его. Прочитайте глаголы. Определите, какова роль слов этой части речи в данном описании. Сделайте вывод.   Гаснет вечер, даль синеет. Солнышко садится, Степь да степь кругом – и всюду Нива колосится! Пахнет мёдом, зацветает Белая гречиха… Звон к вечерне из деревни Долетает тихо… А вдали кукушка в роще Медленно кукует… Счастлив тот, кто на работе В поле заночует! (и.Бунин)

Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:   Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.  Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А.Югов: «Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола- выражать само действие!»

Глагол - необыкновенная часть речи.

Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва.

Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:

 

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А.Югов:

«Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи.

В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола- выражать само действие!»

Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т. д.)    По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных).  В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..   Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.   

Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т. д.) По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д.. Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.  

Морфологический разбор глагола  I . Часть речи. Общее грамматическое значение.  II. Морфологические признаки:  Начальная форма (неопределённая форма = инфинитив).  Постоянные признаки:  а) вид;  б) переходность;  в) возвратность (возвратный или невозвратный);  г) спряжение.  3 . Непостоянные признаки:  наклонение                III .Синтаксическая роль в предложении.   Изъявительное Время условное повелительное Число Настоящее (число, лицо) Число Род (в ед.ч.) Будущее ( число, лицо) Прошедшее (число, род (в ед.ч.)

Морфологический разбор глагола I . Часть речи. Общее грамматическое значение. II. Морфологические признаки: Начальная форма (неопределённая форма = инфинитив). Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность (возвратный или невозвратный); г) спряжение. 3 . Непостоянные признаки: наклонение III .Синтаксическая роль в предложении.

Изъявительное

Время

условное

повелительное

Число

Настоящее (число, лицо)

Число

Род (в ед.ч.)

Будущее

( число, лицо)

Прошедшее

(число,

род (в ед.ч.)

Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.  Выразительно прочитайте текст, определите тему, главную мысль.  Озаглавьте текст.  Разберите по составу глаголы, определите их морфологические признаки (смотри схему). В форме какого времени употреблены глаголы? С какой целью, по-вашему, используется форма будущего времени?      Я очень люблю эти пр_стые цветы --- в_сёлые к_л_кольчики. Выйд_шь из леса на з_росший высок_й травой луг и от рад_сти ахн_шь: столько кр_суется всев_зможных цветов, п_хожих на праздничный х_ровод. По вс_му зелёному лугу б_леют р_машки ж_елтеют одуванч_ки цветёт мыш_ный г_рошек. А выше всех, всех в_селее --- л_ловые к_л_кольчики. От лё_кого дыхания тёпл_го летн_го в_терка колыш_тся клан_ются зв_нят к_л_кольчики, радос_но приве_ствуя гостя.  Всё лето цветут зв_нят к_л_кольчики, зн_комые и милые цветы лугов и нашего леса.  (И. Соколов – Микитов)

Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выразительно прочитайте текст, определите тему, главную мысль. Озаглавьте текст. Разберите по составу глаголы, определите их морфологические признаки (смотри схему). В форме какого времени употреблены глаголы? С какой целью, по-вашему, используется форма будущего времени?  

Я очень люблю эти пр_стые цветы --- в_сёлые к_л_кольчики. Выйд_шь из леса на з_росший высок_й травой луг и от рад_сти ахн_шь: столько кр_суется всев_зможных цветов, п_хожих на праздничный х_ровод. По вс_му зелёному лугу б_леют р_машки ж_елтеют одуванч_ки цветёт мыш_ный г_рошек. А выше всех, всех в_селее --- л_ловые к_л_кольчики. От лё_кого дыхания тёпл_го летн_го в_терка колыш_тся клан_ются зв_нят к_л_кольчики, радос_но приве_ствуя гостя.

Всё лето цветут зв_нят к_л_кольчики, зн_комые и милые цветы лугов и нашего леса.

(И. Соколов – Микитов)

Учимся писать .  Рассмотрите картинки и напишите рассказ на тему «Собиратель автографов».  Подчеркните глаголы и определите их роль в тексте.   

Учимся писать . Рассмотрите картинки и напишите рассказ на тему «Собиратель автографов». Подчеркните глаголы и определите их роль в тексте.  

Омофоны  - это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.    ( роман  – жанр произведения , Роман – имя собственное )

Омофоны - это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. ( роман – жанр произведения , Роман имя собственное )

Рассмотрите рисунки и определите, значение каких глаголов- омофонов в них обыгрывается.

Рассмотрите рисунки и определите, значение каких глаголов- омофонов в них обыгрывается.

Запишите омофоны и составьте с ними предложения по рисункам.  Какие морфологические признаки являются общими для этих глаголов-омофонов?                При-мир-я-ть друзей – при-мер-я-ть костюм

Запишите омофоны и составьте с ними предложения по рисункам. Какие морфологические признаки являются общими для этих глаголов-омофонов? При-мир-я-ть друзей – при-мер-я-ть костюм

Замените каждый фразеологизм глаголом- синонимом. Запишите эти глаголы и разберите их по составу.    

Замените каждый фразеологизм глаголом- синонимом. Запишите эти глаголы и разберите их по составу.  

  • Водить за нос.
  • Рассеиваться как дым.
  • Надуть губы.
  • Прикусить язык.
  • Унести ноги.
  • Зарубить на носу.
  • Чесать язык.
  • Клевать носом.
  • Задавать стрекоча.
Проверка! Водить за нос Рассеиваться как дым Надуть губы Прикусить язык Унести ноги Зарубить на носу Чесать язык Клевать носом Задавать стрекоча --- запутывать, обманывать. -- исчезать. -- обидеться. -- замолчать. -- убежать. -- запомнить. -- болтать. -- дремать. -- убегать.  

Проверка!

  • Водить за нос
  • Рассеиваться как дым
  • Надуть губы
  • Прикусить язык
  • Унести ноги
  • Зарубить на носу
  • Чесать язык
  • Клевать носом
  • Задавать стрекоча

--- запутывать, обманывать.

-- исчезать.

-- обидеться.

-- замолчать.

-- убежать.

-- запомнить.

-- болтать.

-- дремать.

-- убегать.

 

1.Спишите текст, употребляя каждый глагол в указанной форме. Выделите те морфемы, с помощью которых образуются данные формы.  2. Подчеркните глаголы совершенного вида.  3. Выразительно прочитайте записанное стихотворение А.Майкова. Докажите, что в нём использован приём олицетворения.(За образом цветка угадывается внутренний мир человека)       Лилия. От солнца лилия пугливо Головкой ( прятаться : изъяв. н., наст. вр.) Своей, Всё ночи ( ждать : изъяв. н., наст. вр.), всё ( ждать : изъяв. н., наст. вр.) тоскливо, ( Взойти : услов. н.) месяц поскорей. Ах, этот месяц тихим светом Её ( пробудить: изъяв. н., буд. вр.) ото сна, И всем дыханьем, полным цветом, К нему ( запроситься: изъяв. н., буд. вр.) она… ( Глядеть :изъяв. н., наст. вр.), ( гореть : изъяв. н., наст. вр.),  ( томиться : изъяв. н., наст. вр.), ( блестеть : изъяв. н., наст. вр.) И, все раскрывши лепестки, ( благоухать: изъяв. н., наст. вр.) и ( трепетатать : изъяв. н., наст.вр.) От упоенья и тоски.

1.Спишите текст, употребляя каждый глагол в указанной форме. Выделите те морфемы, с помощью которых образуются данные формы. 2. Подчеркните глаголы совершенного вида. 3. Выразительно прочитайте записанное стихотворение А.Майкова. Докажите, что в нём использован приём олицетворения.(За образом цветка угадывается внутренний мир человека)  

Лилия.

От солнца лилия пугливо

Головкой ( прятаться : изъяв. н., наст. вр.)

Своей,

Всё ночи ( ждать : изъяв. н., наст. вр.), всё

( ждать : изъяв. н., наст. вр.) тоскливо,

( Взойти : услов. н.) месяц поскорей.

Ах, этот месяц тихим светом

Её ( пробудить: изъяв. н., буд. вр.) ото сна,

И всем дыханьем, полным цветом,

К нему ( запроситься: изъяв. н., буд. вр.) она…

( Глядеть :изъяв. н., наст. вр.), ( гореть : изъяв. н., наст. вр.),

( томиться : изъяв. н., наст. вр.),

( блестеть : изъяв. н., наст. вр.)

И, все раскрывши лепестки,

( благоухать: изъяв. н., наст. вр.) и ( трепетатать : изъяв. н., наст.вр.)

От упоенья и тоски.

Проверка! Лилия. От солнца лилия пугливо Головкой прячется своей, Всё ночи ждёт, Всё ждёт тоскливо, Взойдёт ли месяц поскорей. Ах, этот месяц тихим светом Её пробудит ото сна, И всем дыханьем, полным цветом, К нему запросится она… глядит, горит, томится, блестит И, все раскрывши лепестки, благоухает и трепещет От упоенья и тоски.

Проверка!

Лилия.

От солнца лилия пугливо

Головкой прячется своей,

Всё ночи ждёт,

Всё ждёт тоскливо,

Взойдёт ли месяц поскорей.

Ах, этот месяц тихим светом

Её пробудит ото сна,

И всем дыханьем, полным цветом,

К нему запросится она…

глядит, горит, томится, блестит

И, все раскрывши лепестки,

благоухает и трепещет

От упоенья и тоски.

Проведём эксперимент.  1.Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?     Пуськи бятые. Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: --- Калушата, калушатоки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: --- Оее? оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: --- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: -- Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!  (Л. Петрушевская)

Проведём эксперимент. 1.Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

--- Калушата, калушатоки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:

--- Оее? оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

--- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

-- Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

(Л. Петрушевская)

Задание к тексту.   2. Выпишите из текста слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки.  3.Спишите выделенные предложения и разберите их по членам.  Установите, с какими частями речи соотносимы «искусственные» слова.  4.Ещё раз прочитайте текст и нарисуйте к нему иллюстрации.   

Задание к тексту. 2. Выпишите из текста слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки. 3.Спишите выделенные предложения и разберите их по членам. Установите, с какими частями речи соотносимы «искусственные» слова. 4.Ещё раз прочитайте текст и нарисуйте к нему иллюстрации.  

Д/з . 1. Используя схему, составьте предложения, содержащие вопрос или просьбу к незнакомому человеку.  Не забудьте употребить этикетные слова.  С каких слов должен начать фразу ваш собеседник?  2.Определите, какие морфологические признаки являются одинаковыми для всех глаголов в схеме (вид, переходность – непереходность, возвратность – невозвратность, спряжение, грамматическая форма)              спросить   узнать….   получить справку…  Извините, можно мне -- задать вопрос…  выяснить…  уточнить…  поинтересоваться…  попросить…  

Д/з . 1. Используя схему, составьте предложения, содержащие вопрос или просьбу к незнакомому человеку. Не забудьте употребить этикетные слова. С каких слов должен начать фразу ваш собеседник? 2.Определите, какие морфологические признаки являются одинаковыми для всех глаголов в схеме (вид, переходность – непереходность, возвратность – невозвратность, спряжение, грамматическая форма)      

  спросить

узнать….

получить справку…

Извините, можно мне -- задать вопрос…

выяснить…

уточнить…

поинтересоваться…

попросить…

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок в 6 классе по теме " Глагол"

Автор: Юрьевцева Любовь Васильевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по теме: "Глагол. Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 5 классе" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-tiemie-glaghol-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-o-ghlagholie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435410042"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "урок по теме Глагол "
    ["seo_title"] => string(22) "urok-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "118027"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413013599"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Открытый урок на тему "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(30) "otkrytyi-urok-na-tiemu-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "195610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427944484"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "План-конспект урока по теме «Глагол» в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(50) "plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-glaghol-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "245468"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446132153"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Обобщающий урок по теме глагол в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(46) "obobshchaiushchiiurokpotiemieghlagholv5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "330469"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464267745"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства