Тема Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Цели:
1) сформировать пунктуационную грамотность; развивать навык правильной постановки знаков препинания при однородных членах предложения;
2) повторить и закрепить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения;
3) формировать умение производить синтаксический разбор предложения;
4) воспитать любовь и бережное отношение к родному языку.
Формируемые УУД |
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
устойчивый познавательный интерес к русскому языку патриотизм | общения | видами аудирования, переработку текста (план, схема, таблица) выразительно читать, строить устное и письменное высказывание, проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя | |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
научатся распознавать в предложении однородные члены, расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами предложения, различать интонацию перечисления, составлять схемы предложений с однородными членами предложения, различать части речи | проводить наблюдение под руководством учителя; • осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку; воспитание патриотизма
|
I. Организационный этап (проверка готовности обучающихся). Запись даты, классной работы.
II. Повторительно –обучающая работа по пройденному материалу. Правила работы в группе.
1. Разбор предложения из домашнего задания
Природная среда - это и растения, и насекомые, и птицы, и животные. (предложение записано на доске)
2. Орфографическая зоркость.
На, л...жит, дв...рах, и от, бл...стит, д...мах, со(?)нца, ...гнём, сне..., пол...тном, разн...цветным.
3. Составьте из данных слов предложение (обсуждение вариантов записи, запись со слайда без знаков)
Предлагаю вам поработать в группах по вопросам, предложенным на столах:
- Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько обстоятельств оно поясняет?
- На какой вопрос отвечают обстоятельства?
- Как называются подобные члены предложения?
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём. И.Никитин
III. Формулировка темы урока, постановка целей.
Сформулируйте тему урока.
Сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:
- Давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах предложения.
- Для работы над темой я предлагаю продолжить знакомство с творчеством замечательных поэтов, которые очень точно смогли передать всю красоту нашей природы поэтическим языком.
- Скажите, какие слова ассоциируются у вас со словом зима?
Правильно, первое, что приходит на ум - это слово снег. Поэтому он и упоминается во многих стихотворениях, посвящённых зиме. Именно, к этим стихотворениям мы сейчас и обратимся. Но вначале обратите внимание на лист оценивания. каждый правильный ответ группы вы будете оценивать в 1 балл (снежинку). В конце урока подведём итог- чья группа наберёт большее количество снежинок.
Задание №1.
- Вам будут предложены отрывки, которые вы должны записать в тетради. Группой разобрать отрывок, найти однородные члены, подчеркнуть их, объяснить знаки препинания и сделать схему этого предложения.
1. Снежок порхает, кружится,
На улице бело. (Н.Некрасов)
2. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
3. Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло. И.Бунин
4. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна. (С.Есенин)
5. Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно. И.Суриков
Задание №2. - Расставить знаки препинания в данных отрывках
1) На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее.
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем. И. Мельничук
2) Первый снег был щедрым очень,
Только сил не рассчитал.
В город к нам пришел он ночью,
А к утру уснул, устал. Надежда Воронова
3) Снегопад, снегопад!
Засыпает снегом сад,
И болота, и луга,
И речные берега,
И тропинки горные,
И поля просторные. И. Василевский
Задание №3
И в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стёклам льются.
Данное предложение разобрать по членам предложения. Объяснить постановку знаков препинания.
Итог урока.
- Подведите итог, как ваша группа справилась с заданиями.
- Вспомните, какие цели и задачи каждый ставил перед собой в течение урока.
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Оцените то, как вы усвоили материал. (+, -, !)
Д/з. упр. 209