Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Усвоение нового учебного материала. (15 мин. )
Формирование УУД:
- регулятивные (постановка и формулирование целей предстоящей работы, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия);
- познавательные (давать определение понятию «однородные члены», проводить наблюдение под руководством учителя);
- коммуникативные (эффективно сотрудничать в группах, осуществлять взаимный контроль, уметь убеждать).
1. Наблюдение над языковым материалом. Беседа по тексту стихотворения М. Исаковского «Осторожно ветер из калитки вышел…» (учебник с. 154):
- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
- Каким вы себе представили образ ветра?
- Кого он напоминает?
Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения
Цели:
- активизировать ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения, способах связи однородных членов предложения;
- формировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;
- учить видеть союз И в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении;
- активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии;
- формировать умение делать выводы, развивать логическое и образное мышление.
Оборудование:
- компьютерная презентация «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения»;
- распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся (текст);
- таблица «Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами» (автор Львова С.И.)
- учебник: Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений под ред. Львовой С.И. М. : Мнемозина, 2013 г.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Наблюдение над языковым материалом.
Слайд 1
- Взгляните на эти поэтические строки глазами лингвиста и ответьте на вопросы (читает учитель):
Поёт зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (С. Есенин)
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём. (И. Никитин)
- В чём особенность этих предложений?
- Можете ли вы объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях? ( Дети объясняют постановку знаков препинания)
Слайд 2
- Посмотрите внимательно на следующие предложения.
Мал золотник, да дорог.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.
- Чем примечательны эти предложения?
(Здесь все однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами; где-то ставится запятая, а где-то нет). Объясняем постановку знаков препинания в 1 и 2 предложениях.
3. Формулирование темы урока и задач урока.
- Теперь, я думаю, вы можете определить, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке.
Записывают в тетради тему урока: (Слайд 3)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
- Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы успешно изучить эту тему?
(Вспомнить об однородных членах предложения, способах связи однородных членов в предложении, на какие группы делятся сочинительные союзы и в чём их особенности).
- Чему мы должны научиться к концу урока?
(Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами).
4. Изучение нового материала ( наблюдение, устное сообщение).
- Объясните данные схемы, постановку знаков препинания в них (слайд 4):
[ ], и [ ]
[ O и O ]
- Данные ниже предложения запишите рядом с соответствующей схемой. Дайте характеристику простых предложений в составе сложного по строению грамматической основы (слайд 5)
Мы проходим межой и сворачиваем влево к лесу.
Нахмурилась небо, и стало темно.
Делаем вывод: чтобы узнать, ставится запятая перед сочинительным союзом И или не ставится, мы должны видеть, что соединяет союз И: однородные члены или простые предложения в составе сложносочинённого.
- Изучение теоретического материала:
Работа с учебником ( стр 189 (3)- 190),
(Учащиеся бегло просматривают материал учебника из рубрики «Теоретические сведения» отвечают на вопросы:
- Какими двумя способами связываются однородные члены предложения?
(или помощи перечислительной интонации, или при помощи сочинительных союзов и перечислительной интонации)
- Какая новая для вас информация встретилась вам?
(Отмечают случаи постановки знаков препинания при повторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо и их отсутствие, если эти союзы одиночные; постановку запятых в предложениях, где однородные члены связаны двойными союзами:
Не только………но и
Если не…………то
Как…………….так и
Не столько…………….сколько и т.д.
- В чём особенность этих союзов?
Это градационные союзы, они выражают градационные отношения (сопоставление по степени важности), подчёркивает, что действие не ограничивается одним лицом, предметом, а распространяется на другое лицо или предмет.
- Устное сообщение на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения» с опорой на схему.
5. Закрепление изученного материала (работа у доски и на местах).
- Возвращаемся к слайду 3, объясняем знаки препинания в 3 и 4 предложениях, составляем схемы предложений:
Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.
(обращаем особое внимание на отсутствие запятой перед первой частью двойного союза как……так и)
- Из материала «Теоретические сведения» записываем предложения, объясняем постановку знаков препинания или их отсутствие, составляем схемы предложений:
Они уже не только по обличью, но и по звуку различали свои и немецкие самолёты. (А. Фадеев)
На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство.
- Из упражнения 331 приводим примеры предложений с присоединительными союзами да и…., да и то…., притом…, и притом…., объясняем, что перед ними всегда ставится запятая. Записываем на доске, составляем схемы:
С утра моросит долгожданный дождь, да и то едва заметный.
С утра моросит долгожданный дождь, и притом едва заметный.
- Выполнение упражнения 333 ( 3, 4, 5 6 предложения).
Цель выполнения упражнения: установить, части сложного предложения или однородные члены соединяет союз И. вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Повторить виды односоставных предложений.
3. Мне стало жаль её и я посп.шил перем.нить разговор.
4. В деревне узнали о пр.езде гостей и уже после обедни в избу набралось много народа.
5. Вот железную дорогу построили и стало удобно.
6. Целый день шёл дождь и теперь разгулялось.
- Работа с текстом с последующей проверкой:
Работа по группам (5 групп).
Найти в своем абзаце предложения с однородными членами, записать их, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы:
Текст на каждой парте, на экране (слайд 9)
Прочитайте текст, определите его стиль, тему, основную мысль. Найдите предложения с однородными членами, запишите их, расставляя знаки препинания.
1. Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумываются о страшных последствиях забывают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.
2. И ацетон и ртуть и свинец и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6 - 8 лет. Это исследовали и доказали ученые всего мира.
3. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек. Страшная и ужасная статистика. Помни знай о вреде курения и борись с ним.
4. При царе Михаиле Федоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши. Это было страшно жестоко но эффективно!
5. Прислушайся к нашим советам. Откажись от вредных привычек и закаляйся занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.
После чтения текста определяем его стиль, тему, основную мысль, доказываем. Далее учащиеся находят в своем абзаце предложения с однородными членами, определяют их синтаксическую роль, объясняют постановку знаков препинания (работа в группах: 5 абзацев - 5 групп).
Проверка выполнения.
Задание всему классу:
- найдите односоставные предложения в 4 микротексте, определите их вид.
Обратить внимание на предложение:
Страшная и ужасная статистика ( односоставное назывное).
- Изменяем порядок слов. Что изменилось?
Статистика страшная и ужасная. (двусоставное, составное именное сказуемое). Предложения записываем в тетрадях, подчёркиваем основы предложений.
6. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Было ли вам трудно?
- Справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?
Оценка работы учащихся на уроке.
7. Домашнее задание: стр.190 (3) материал для запоминания.
Упр. 334 (1, 2 или 3 – по выбору)