kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Усвоение нового учебного материала. (15 мин. )

 Формирование УУД:

  - регулятивные (постановка и формулирование целей предстоящей работы, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия);

  - познавательные (давать определение понятию «однородные члены», проводить наблюдение под руководством учителя);

  - коммуникативные (эффективно сотрудничать в группах, осуществлять взаимный контроль, уметь убеждать).

  1. Наблюдение над языковым материалом. Беседа по тексту стихотворения М. Исаковского «Осторожно ветер из калитки вышел…» (учебник с. 154):

  - Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

  - Каким вы себе представили образ ветра?

  - Кого он напоминает?

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения

 Цели:

-  активизировать ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения, способах связи однородных членов  предложения;

- формировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;  

- учить видеть союз И в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении;

 - активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии;

 - формировать умение делать выводы, развивать логическое и образное мышление.

Оборудование:

  - компьютерная презентация «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения»;

  - распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся (текст);

  - таблица «Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами» (автор Львова С.И.)

  - учебник: Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений под ред. Львовой  С.И.  М. : Мнемозина, 2013 г.

Ход урока:
1. Организационный момент.

2.  Наблюдение над языковым материалом.

Слайд 1  

- Взгляните на эти поэтические строки  глазами лингвиста и ответьте на вопросы  (читает учитель):

  Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.                    (С. Есенин)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.                  (И. Никитин)

-  В чём особенность  этих предложений?

- Можете ли вы объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях?   ( Дети объясняют постановку знаков  препинания)         

Слайд 2

- Посмотрите внимательно на следующие предложения.

Мал золотник, да дорог.

Ночью ветер злится да стучит в окно. 

Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.

-  Чем примечательны эти предложения?

(Здесь все однородные члены предложения  соединяются сочинительными союзами; где-то ставится запятая, а где-то нет). Объясняем постановку знаков препинания в 1 и 2 предложениях.

  3. Формулирование темы урока и  задач  урока.

- Теперь, я думаю, вы можете определить, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке.

Записывают в тетради тему урока: (Слайд 3)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами                                         

- Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы успешно изучить эту тему?

 (Вспомнить  об однородных членах предложения, способах связи однородных членов в предложении, на какие группы делятся сочинительные союзы и в чём их особенности).

- Чему мы должны научиться к концу урока?

(Правильно ставить  знаки  препинания в предложениях с однородными  членами).

4.  Изучение нового материала ( наблюдение, устное сообщение).

 - Объясните данные схемы, постановку знаков препинания в них (слайд 4):    

[    ], и  [    ]

[ O  и  O ]  

- Данные ниже предложения запишите  рядом с соответствующей схемой. Дайте характеристику простых предложений в составе сложного по строению грамматической основы (слайд 5)                                 

 Мы проходим межой и сворачиваем влево к лесу.  

Нахмурилась небо, и стало темно.

Делаем вывод:  чтобы узнать, ставится запятая перед сочинительным союзом  И или не ставится, мы должны видеть, что соединяет союз И: однородные члены или простые предложения в составе сложносочинённого.

  • Изучение теоретического материала:

Работа с учебником  ( стр 189 (3)- 190),     

 (Учащиеся бегло просматривают материал учебника из рубрики «Теоретические сведения» отвечают на вопросы:

- Какими двумя способами связываются однородные члены предложения?

  (или помощи перечислительной интонации, или при помощи сочинительных союзов и перечислительной интонации)

- Какая новая для вас информация встретилась вам?

(Отмечают случаи постановки знаков препинания при повторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо и их отсутствие, если эти союзы одиночные; постановку запятых в предложениях, где однородные члены связаны двойными союзами:

Не только………но и

Если не…………то

Как…………….так и

Не столько…………….сколько и т.д.

- В чём особенность этих союзов?

Это  градационные союзы, они выражают градационные отношения (сопоставление по степени важности), подчёркивает, что действие не ограничивается одним  лицом, предметом, а распространяется на другое лицо или предмет.

  • Устное сообщение на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения» с опорой на схему.

5. Закрепление изученного материала (работа у доски и на местах).

  • Возвращаемся  к слайду 3, объясняем знаки препинания в 3 и 4 предложениях, составляем схемы предложений:

Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.

(обращаем особое внимание на отсутствие запятой перед первой частью двойного союза  как……так и)

  • Из материала «Теоретические сведения» записываем предложения, объясняем постановку знаков препинания или их отсутствие, составляем схемы предложений:

Они уже не только по обличью, но и по звуку различали свои и немецкие самолёты. (А. Фадеев)

На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство.

  • Из упражнения 331 приводим примеры  предложений  с присоединительными  союзами   да и…., да и то…., притом…, и притом…., объясняем, что  перед ними всегда ставится запятая. Записываем на доске, составляем схемы:

С утра моросит долгожданный дождь, да и то  едва заметный.

С утра моросит долгожданный дождь, и притом   едва заметный.

  • Выполнение упражнения  333 ( 3, 4, 5 6 предложения).

   Цель выполнения  упражнения: установить, части сложного предложения или однородные члены соединяет союз И. вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Повторить виды односоставных предложений.

3. Мне стало жаль её и я посп.шил перем.нить разговор.

4. В деревне узнали о пр.езде гостей и уже после обедни  в избу набралось много народа.

5. Вот железную дорогу построили и стало удобно.

6. Целый день шёл дождь и теперь разгулялось.

  • Работа с текстом с последующей проверкой:

 Работа по группам (5 групп).

Найти в своем абзаце предложения с однородными членами, записать их, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы:

                              Текст на каждой парте, на экране (слайд 9)

       Прочитайте текст,     определите его стиль,  тему, основную мысль. Найдите предложения с однородными членами, запишите их, расставляя знаки препинания.

1.  Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумываются о страшных последствиях забывают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.

2. И ацетон и ртуть и свинец  и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6 - 8 лет. Это исследовали и доказали ученые всего мира.

3. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек.  Страшная и ужасная статистика. Помни  знай о вреде курения и борись с ним.

4.  При царе Михаиле Федоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши. Это было страшно жестоко но эффективно!

5. Прислушайся к нашим советам. Откажись от вредных привычек и закаляйся занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.

После чтения текста определяем  его стиль,  тему, основную мысль, доказываем. Далее учащиеся  находят в своем абзаце предложения с однородными членами, определяют  их синтаксическую роль, объясняют  постановку знаков препинания (работа в группах: 5 абзацев - 5 групп).

 Проверка выполнения.

Задание всему классу:

- найдите односоставные предложения в 4 микротексте, определите их вид.

Обратить внимание на предложение:

Страшная и ужасная статистика ( односоставное назывное).

- Изменяем порядок слов. Что изменилось?

Статистика страшная и ужасная. (двусоставное, составное именное сказуемое). Предложения записываем в тетрадях, подчёркиваем основы предложений.

6. Рефлексия.

 - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  - Было ли вам трудно?

  -  Справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?

     Оценка работы учащихся на уроке.

7. Домашнее задание: стр.190 (3)  материал для запоминания.

Упр. 334  (1, 2 или 3 – по выбору)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения" »








Открытый урок

русского языка в 8 В классе



Знаки препинания в предложениях с однородными членами















Учитель Иванова Наталья Дмитриевна













Усвоение нового учебного материала. (15 мин. )


Формирование УУД:


- регулятивные (постановка и формулирование целей предстоящей работы, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия);


- познавательные (давать определение понятию «однородные члены», проводить наблюдение под руководством учителя);


- коммуникативные (эффективно сотрудничать в группах, осуществлять взаимный контроль, уметь убеждать).


1. Наблюдение над языковым материалом. Беседа по тексту стихотворения М. Исаковского «Осторожно ветер из калитки вышел…» (учебник с. 154):


- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?


- Каким вы себе представили образ ветра?


- Кого он напоминает?





















Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения



Цели:

- активизировать ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения, способах связи однородных членов предложения;

- формировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

- учить видеть союз И в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении;

- активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии;

- формировать умение делать выводы, развивать логическое и образное мышление.


Оборудование:


- компьютерная презентация «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения»;

- распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся (текст);

- таблица «Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами» (автор Львова С.И.)

- учебник: Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений под ред. Львовой С.И. М. : Мнемозина, 2013 г.


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Наблюдение над языковым материалом.


Слайд 1


- Взгляните на эти поэтические строки глазами лингвиста и ответьте на вопросы (читает учитель):

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (С. Есенин)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём. (И. Никитин)


- В чём особенность этих предложений?

- Можете ли вы объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях? ( Дети объясняют постановку знаков препинания)

Слайд 2


- Посмотрите внимательно на следующие предложения.


Мал золотник, да дорог.

Ночью ветер злится да стучит в окно.

Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.


Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.


- Чем примечательны эти предложения?


(Здесь все однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами; где-то ставится запятая, а где-то нет). Объясняем постановку знаков препинания в 1 и 2 предложениях.


3. Формулирование темы урока и задач урока.


- Теперь, я думаю, вы можете определить, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке.


Записывают в тетради тему урока: (Слайд 3)


Знаки препинания в предложениях с однородными членами

- Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы успешно изучить эту тему?


(Вспомнить об однородных членах предложения, способах связи однородных членов в предложении, на какие группы делятся сочинительные союзы и в чём их особенности).

- Чему мы должны научиться к концу урока?

(Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами).

4. Изучение нового материала ( наблюдение, устное сообщение).


- Объясните данные схемы, постановку знаков препинания в них (слайд 4):

[ ] , и [ ]

[ O и O ]


- Данные ниже предложения запишите рядом с соответствующей схемой. Дайте характеристику простых предложений в составе сложного по строению грамматической основы (слайд 5)

Мы проходим межой и сворачиваем влево к лесу.

Нахмурилась небо, и стало темно.

Делаем вывод: чтобы узнать, ставится запятая перед сочинительным союзом И или не ставится, мы должны видеть, что соединяет союз И: однородные члены или простые предложения в составе сложносочинённого.



  • Изучение теоретического материала:


Работа с учебником ( стр 189 (3)- 190),


(Учащиеся бегло просматривают материал учебника из рубрики «Теоретические сведения» отвечают на вопросы:

- Какими двумя способами связываются однородные члены предложения?

(или помощи перечислительной интонации, или при помощи сочинительных союзов и перечислительной интонации)

- Какая новая для вас информация встретилась вам?


(Отмечают случаи постановки знаков препинания при повторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо и их отсутствие, если эти союзы одиночные; постановку запятых в предложениях, где однородные члены связаны двойными союзами:

Не только………но и

Если не…………то

Как…………….так и

Не столько……………..сколько и т.д.

- В чём особенность этих союзов?

Это градационные союзы, они выражают градационные отношения (сопоставление по степени важности), подчёркивает, что действие не ограничивается одним лицом, предметом, а распространяется на другое лицо или предмет.


  • Устное сообщение на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения» с опорой на схему.

5. Закрепление изученного материала (работа у доски и на местах).


  • Возвращаемся к слайду 3, объясняем знаки препинания в 3 и 4 предложениях, составляем схемы предложений:


Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.


Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.


(обращаем особое внимание на отсутствие запятой перед первой частью двойного союза как……так и)


  • Из материала «Теоретические сведения» записываем предложения, объясняем постановку знаков препинания или их отсутствие, составляем схемы предложений:


Они уже не только по обличью, но и по звуку различали свои и немецкие самолёты. (А. Фадеев)

На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство.


  • Из упражнения 331 приводим примеры предложений с присоединительными союзами да и….., да и то…., притом…, и притом…. , объясняем, что перед ними всегда ставится запятая. Записываем на доске, составляем схемы:


С утра моросит долгожданный дождь, да и то едва заметный.

С утра моросит долгожданный дождь, и притом едва заметный.

  • Выполнение упражнения 333 ( 3, 4, 5 6 предложения).

Цель выполнения упражнения: установить, части сложного предложения или однородные члены соединяет союз И. вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Повторить виды односоставных предложений.


3. Мне стало жаль её и я посп..шил перем..нить разговор.

4. В деревне узнали о пр..езде гостей и уже после обедни в избу набралось много народа.

5. Вот железную дорогу построили и стало удобно.

6. Целый день шёл дождь и теперь разгулялось.

  • Работа с текстом с последующей проверкой:


Работа по группам (5 групп).

Найти в своем абзаце предложения с однородными членами, записать их, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы:


Текст на каждой парте, на экране (слайд 9)


Прочитайте текст, определите его стиль, тему, основную мысль. Найдите предложения с однородными членами, запишите их, расставляя знаки препинания.


1. Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумываются о страшных последствиях забывают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.


2. И ацетон и ртуть и свинец и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6 - 8 лет. Это исследовали и доказали ученые всего мира.


3. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек. Страшная и ужасная статистика. Помни знай о вреде курения и борись с ним.


4. При царе Михаиле Федоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши. Это было страшно жестоко но эффективно!


5. Прислушайся к нашим советам. Откажись от вредных привычек и закаляйся занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.


После чтения текста определяем его стиль, тему, основную мысль, доказываем. Далее учащиеся находят в своем абзаце предложения с однородными членами, определяют их синтаксическую роль, объясняют постановку знаков препинания (работа в группах: 5 абзацев - 5 групп).

Проверка выполнения.

Задание всему классу:

- найдите односоставные предложения в 4 микротексте, определите их вид.

Обратить внимание на предложение:


Страшная и ужасная статистика ( односоставное назывное).

- Изменяем порядок слов. Что изменилось?

Статистика страшная и ужасная. (двусоставное, составное именное сказуемое). Предложения записываем в тетрадях, подчёркиваем основы предложений.


6. Рефлексия.


- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Было ли вам трудно?

- Справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?

Оценка работы учащихся на уроке.

7. Домашнее задание: стр.190 (3) материал для запоминания.

Упр. 334 (1, 2 или 3 – по выбору)






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Наталья Дмитриевна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка "Знаки препинания в предложениях с однородными членами" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-odnorodnymi-chlienami"
    ["file_id"] => string(6) "127917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415385545"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка в 8 классе "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykav8klassieodnorodnyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458541180"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Технологическая урока русского языка в 3 классе "Однородные члены предложения" с презентацией"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_uroka_russkogho_iazyka_v_3_klassie_odnorodnyie_chlieny_pri"
    ["file_id"] => string(6) "435686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509444142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Знаки препинания при однородных членах предложения. Конспект с презентацией."
    ["seo_title"] => string(81) "znakipriepinaniiapriodnorodnykhchlienakhpriedlozhieniiakonspiektspriezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "304172"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457678212"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "конспект урока русского языка на тему "Однородные члены предложения. Знаки препинания при них" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "113565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410466007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства