Цели урока: введение понятий о прямой речи и словах автора, развитие умения определять слова автора и прямую речь, составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их, понимать схемы предложений с прямой речью, уметь работать с ними.
Использованные технологии: коммуникативная, развитие критического мышления через чтение и письмо, проблемная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме «Прямая речь».»
Урок в 5 классе по теме «Прямая речь».
Составила урок Соколова Светлана Ивановна, учитель МОУ «СОШ №17» г. Воскресенска Московской области.
Цели урока: введение понятий о прямой речи и словах автора, развитие умения определять слова автора и прямую речь, составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их, понимать схемы предложений с прямой речью, уметь работать с ними.
Использованные технологии: коммуникативная, развитие критического мышления через чтение и письмо, проблемная.
Ход урока.
1.Словарный диктант. Соедините слова из двух групп.
широкая
тишь
появиться
горизонт
проливать
просека
исчезать
грядки
далеко
трясина
удивительная
долина
объединиться
чаща
узкая
борьба
Запись: широкая долина, появиться из-за горизонта, проливать грядки, исчезать в трясине, далеко от чащи, удивительная тишь, объединиться в борьбе, узкая просека. -Объясните написания орфограмм в словарном диктанте. - С помощью чего соединяют словосочетания? (окончаний и предлогов).
2. Работа по схеме: прочитайте схемы, сочините предложения по ним с записанными словами. (Даны схемы предложения с однородными членами и сложного предложения).
3.Объяснение новой темы. Соберите её название из букв: мряпая черь (прямая речь).
-Составьте развернутый ответ на вопросы по статье учебника: - на какое предложение похожа прямая речь? - из каких частей она состоит, назовите их? - как найти слова автора? (приведите примеры «говорящих слов»). - какая пунктуация в предложениях с прямой речью?
4. Работа по схемам, проговаривание правила о пунктуации для разных предложений с прямой речью. «П. р », - а. «П. р?» – а. Ав: «П.р.». «П. р!» - а.
Составьте предложения с прямой речью по прямой и обратной схемам, замените слово «сказал» синонимом:
Мальчик испуганно сказал, ты почему опоздал, сердито сказал отец, там большая собака.
Ответ: Мальчик испуганно сказал: «Там большая собака». (прошептал). «Ты почему опоздал?» - сердито сказал отец. (спросил).
6. Работа с текстом. ( отрывок из журнала «Русский язык в школе» №4 стр.10, 2013 г.)
У нашего народа была традиция – желать добра и благополучия знакомым.
Владимир Иванович Даль привел в своем сборнике пословиц и поговорок приветствия, которые были приняты на Руси.
-Восстановите текст по смыслу, запишите его, поставьте пунктуацию. Используйте разные схемы предложений с прямой речью.
С двумя полями сжатыми, с тремя засеянными
сидящих за столом приветствовали
по сто пудов на день, по тысяче на неделе
молотильщикам зерна желали
хлеб да соль, чай да сахар
здоровались с девушкой, которая черпала воду
свеженько тебе
говорили заканчивающим жатву
Запись: «С двумя полями сжатыми, с тремя засеянными,» - говорили заканчивающим жатву. Молотильщикам зерна желали: «По сто пудов на день, по тысяче на неделе». «Свеженько тебе,» - здоровались с девушкой, которая черпала воду. Сидящих за столом приветствовали: «Хлеб да соль! Чай да сахар!»
-Закончите новым абзацем, написав 1-2 предложения как вывод. ( Это были добрые пожелания знакомым людям. Надо вернуть такую традицию в наши дни.)
-Устные ответы по пунктуации в предложениях с прямой речью.
7.Рефлексия.
-как работали на уроке,
-какое задание понравилось и получилось,
-что узнал нового на уроке?
8. Домашняя работа. Из сказок А.С.Пушкина выпишите предложения с прямой речью. Задание по желанию: запишите свои добрые пожелания знакомым.
Использованная литература:
1.М.Т.Баранов и др. «Русский язык. 6 класс»,М.: Просвещение,2012.
2. Журнала «Русский язык в школе» №4, 2013 г. стр.10.