kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока по теме: "Прямая речь и диалог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация по теме "Прямая речь и диалог" для 6 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока по теме: "Прямая речь и диалог"»

Что такое диалог, монолог, полилог?

Что такое диалог, монолог, полилог?

  • В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги.
  • Монолог – слова, речь одного
  • Диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц
  • Полилог – разговор многих
  • Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом
Прочитайте рассказ. Найдите в нем диалог Катя, Танечка и Робинзон  В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку, а Танечка ходит возле нее туда – сюда, ждет, когда сестра обратит на нее внимание. Ты еще не всю книжку прочитала? Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела? А что ты в ней видишь? Отстань! Я читаю про себя. А что про тебя написано? Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона. А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь? Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, не интересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять.  Можно ли сказать, что Катя умеет общаться? А что значит, по вашему, уметь общаться?

Прочитайте рассказ. Найдите в нем диалог

Катя, Танечка и Робинзон

В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку, а Танечка ходит возле нее туда – сюда, ждет, когда сестра обратит на нее внимание.

  • Ты еще не всю книжку прочитала?
  • Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела?
  • А что ты в ней видишь?
  • Отстань! Я читаю про себя.
  • А что про тебя написано?
  • Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона.
  • А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь?
  • Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, не интересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять.

Можно ли сказать, что Катя умеет общаться? А что значит, по вашему, уметь общаться?

Кроме повседневных диалогов, существуют и такие, которые долгие годы хранятся в памяти многих людей. Это короткие остроумные диалоги с неожиданными концовками. Их называют анекдотами У Ходжи Насреддина спросили: Как строят высокие башни? Очень просто, - ответил он.- Роют высокие колодцы и выворачивают их наизнанку.

Кроме повседневных диалогов, существуют и такие, которые долгие годы хранятся в памяти многих людей. Это короткие остроумные диалоги с неожиданными концовками. Их называют анекдотами

У Ходжи Насреддина спросили:

  • Как строят высокие башни?
  • Очень просто, - ответил он.- Роют высокие колодцы и выворачивают их наизнанку.

Как ставятся знаки препинания при диалоге? Диалоги бывают не только в устной, но и в письменной речи. Письменные диалоги встречаются в рассказах, сказках, пьесах, анекдотах. Понаблюдаем за тем, как оформляется речь действующих лиц. Почитаем английскую народную песню: Где ты была сегодня, киска? У королевы у английской. Что ты видала при дворе? Видала мышку на ковре. Сколько лиц участвует в разговоре? Как вы узнали об этом? Как выделяется речь каждого лица?

Как ставятся знаки препинания при диалоге?

  • Диалоги бывают не только в устной, но и в письменной речи. Письменные диалоги встречаются в рассказах, сказках, пьесах, анекдотах.

Понаблюдаем за тем, как оформляется речь действующих лиц.

Почитаем английскую народную песню:

  • Где ты была сегодня, киска?
  • У королевы у английской.
  • Что ты видала при дворе?
  • Видала мышку на ковре.

Сколько лиц участвует в разговоре?

Как вы узнали об этом? Как выделяется речь каждого лица?

Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
  • Слова каждого из участников диалога называются репликой.
  • Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
  • Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т на окне кот сидит. Кот говорит дяде Федору: Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся.  Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил, и спрашива_т: А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут?  Кот отвеча_т: Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор. Да так, где слово запомн_шь, где два. Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят: перед репликой ; 2) после реплики? Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика: 1) глаголы I спряжения ; 2) глаголы II спряжения . Запишите их.

Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т на окне кот сидит. Кот говорит дяде Федору:

  • Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся.

Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил, и спрашива_т:

  • А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут?

Кот отвеча_т:

  • Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно.
  • А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор.
  • Да так, где слово запомн_шь, где два.

Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят:

  • перед репликой ; 2) после реплики?

Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика:

1) глаголы I спряжения ; 2) глаголы II спряжения . Запишите их.

Что такое прямая речь и как она оформляется на письме? Чья – либо речь, которая передается без изменений, встречается не только в диалоге. Есть еще и прямая речь. В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо передает другое лицо. Оно называется автором. В предложениях с прямой речью обязательно есть две части:

Что такое прямая речь и как она оформляется на письме?

Чья – либо речь, которая передается без изменений, встречается не только в диалоге.

Есть еще и прямая речь.

В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо передает другое лицо. Оно называется автором.

В предложениях с прямой речью обязательно есть две части:

  • Прямая речь, то есть дословное высказывание какого – либо лица; и
  • Слова автора, которые вводят эту прямую речь.
Слова автора, вводящие в прямую речь, могут стоять не только перед или после прямой речи. А могут и разрывать прямую речь. Посмотрите: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» «Бабушка, постой немного, - ей кричит она в окошко, - пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу» Назовите сначала прямую речь, а затем слова автора.

Слова автора, вводящие в прямую речь, могут стоять не только перед или после прямой речи. А могут и разрывать прямую речь.

Посмотрите:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

«Бабушка, постой немного, - ей кричит она в окошко, - пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу»

Назовите сначала прямую речь, а затем слова автора.

Слова автора стоят перед прямой речью, и предложение ею заканчивается.
  • Слова автора стоят перед прямой речью, и предложение ею заканчивается.

А: «П» Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве»

А: «П?» Павел спросил: «Сколько до Москвы осталось?»

А: «П!» Павел радостно воскликнул: «Через полчаса будем в Москве!»

2) слова автора стоят после прямой речи, и предложение ими заканчивается «П», - а. «Через полчаса подъедем к Москве», - сказал Павел. «П?»-а. «Скоро ли Москва?» - то и дело спрашивали маленькие пассажиры. «П!» -а. «Приехали!» - громко и весело объявил проводник.

2) слова автора стоят после прямой речи, и предложение ими заканчивается

«П», - а.

«Через полчаса подъедем к Москве», - сказал Павел.

«П?»-а.

«Скоро ли Москва?» - то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

«П!» -а.

«Приехали!» - громко и весело объявил проводник.

3) слова автора разрывают прямую речь «П, - а,-П» « Подъезжаем,- предупредила мама, –Давай-ка одевайся» «П, - а, - п». «Помогите, пожалуйста, - попросила мама, - вынести чемодан из вагона». «П! -а. -П!» «Ура! Приехали! -закричал я во все горло. –Москва!»

3) слова автора разрывают прямую речь

«П, - а,-П»

« Подъезжаем,- предупредила мама, –Давай-ка одевайся»

«П, - а, - п».

«Помогите, пожалуйста, - попросила мама, - вынести чемодан из вагона».

«П! -а. -П!»

«Ура! Приехали! -закричал я во все горло. –Москва!»

Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

  • Если слова автора стоят перед прямой речью и предложение ею заканчивается, после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с большой буквы
  • Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с большой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.
  • Если слова автора разрывают прямую речь, то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слава автора с обеих сторон выделяются тире.
Дополните прямую речь словами автора. Следите за тем, чтобы глаголы «говорения» не повторялись Завтра контрольная по математике… Мне учеба дается легко… … Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз. А раньше ты относился ко мне по-другому… … А других новостей нет? Для справок : спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться, буркнуть, вскрикнуть, гаркнуть.

Дополните прямую речь словами автора. Следите за тем, чтобы глаголы «говорения» не повторялись

  • Завтра контрольная по математике…
  • Мне учеба дается легко…
  • … Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз.
  • А раньше ты относился ко мне по-другому…
  • … А других новостей нет?

Для справок : спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться, буркнуть, вскрикнуть, гаркнуть.

Из книги, которую вы сейчас читаете, или из любой другой книги выпишите пять интересных предложений, соответствующих схемам: А: «П!» «П?»-а «П, -а, -п» А: «П?» «П»,-а.
  • Из книги, которую вы сейчас читаете, или из любой другой книги выпишите пять интересных предложений, соответствующих схемам:
  • А: «П!»
  • «П?»-а
  • «П, -а, -п»
  • А: «П?»
  • «П»,-а.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока по теме: "Прямая речь и диалог"

Автор: Варламова Валентина Константиновна

Дата: 06.07.2017

Номер свидетельства: 423779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока и презентация на тему "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" "
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-na-tiemu-sposoby-pieriedachi-chuzhoi-riechi-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-priamoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "224364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438711562"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок-обобщение части речи"
    ["seo_title"] => string(33) "urok_obobshchieniie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "387101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486057540"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "урок "Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. 8 кл." "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-kosviennaia-riech-priamaia-riech-dialogh-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "212992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431962177"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Открытый урок во 2 классе "Наглядная геометрия""
    ["seo_title"] => string(47) "otkrytyiurokvo2klassienaghliadnaiaghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "266471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450173422"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока геометрии по теме "Построение треугольника по трем элементам" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-ghieomietrii-po-tiemie-postroieniie-trieughol-nika-po-triem-eliemientam-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "122600"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414307092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства