kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"»

Тема урока: "Прямая речь. Из чего состоит предложение

с прямой речью"

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.


Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.


Ход урока:


  1. Организационный.

-Здравствуй, друг!

Здравствуй, свет!

Улыбнитесь мне в ответ!

-Повторите за мной.

2. Орфографическая разминка. Словарная работа.

-Прошу вас записать в столбик словарные слова, значения которых я вам прочитаю. Кто догадается о каком слове я говорю, поднимает руку.



  • Задача-головоломка, заключающаяся в заполнении буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова. (кроссворд)

- Запишите слово и обозначьте орфограммы. Комментирует…

  • Известность кого-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе.

(престиж)

  • Состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. (отчаяние)

  • Струнный ударно-клавишный муз. инстр-т, разновидность фортепьяно. (рояль)



- Возьмите зеленый карандаш и подчеркните в слове кроссворд букву, которая обозначает непарный звонкий согласный звук. (р)

-В слове престиж подчеркните букву, которая обозначает безударный гласный звук.(е)

-В слове отчаяние подчеркните букву, которая обозначает всегда мягкий согласный звук. (ч)

-В слове рояль подчеркните букву, которая не обозначает звука.(ь)

-Какое слово получилось? (речь)

- Что такое речь?

- Речь –слово многозначное. 5 значений: 1. Способность говорить, говорение. 2. Разновидность или стиль языка (письменная или устная речь)3.Звучащий язык 4.Разговор, беседа.5. Публичное выступление.

- Из чего состоит наша речь?


  1. Актуализация знаний.

-Прочитайте, что записано на доске. Белка, на, упала, сонного, с, прыгала, на, и, ветки, волка, ветку.

-Что вы прочитали? (Это слова.)

-Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение.)

-Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось?

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.

- Чем предложение отличается от отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу.2. Предложение выражает законченную мысль)


III. Открытие новых знаний.


1. Работа с текстом. Подводящий диалог.


-Прочитайте. А теперь что записано на доске? (текст) Почему? (- Это текст, потому что здесь 4 предложения, объединённые одной темой «Случай в лесу»)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.

-Попробуйте озаглавить текст.

- Это отрывок из небольшой сказки Л.Н.Толстого «Белка и Волк»


- Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( -Найти действующих лиц.)


-Какие здесь действующие лица? Прочитайте текст и найдите действующих лиц.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)

- Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)


-Как прочитаем слова волка? (С вопросительной интонацией. Голос постараться сделать грубоватым, низким.)


(Чтение по ролям)


-Сколько предложений в этом тексте? (4) Все ли предложения похожи друг на друга по оформлению? Что необычного вы заметили?


Прочитайте предложение , где говорит белка.( Белка стала просить: "Отпусти меня”.)Запишите.


-Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. "Отпусти меня”.)Кто произносит первую часть? (Автор)


-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора) Подчеркните зеленым карандашом. Ниже изобразим схему предложения. Слова автора на схеме обозначают буквой А. Заглавной или маленькой?


-Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь (белке)


-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)


-Правильно В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.

-Подчеркните прямую речь красным карандашом. На схеме обозначим буквой П. Заглавной или маленькой?


-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)


  1. Формулирование темы урока.

-Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» Прочитайте правило на с. 74 учебника. Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.)


-Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)


-Что показывают слова автора? (Кому принадлежит прямая речь.)


Физминутка


-Прочитайте ещё раз предложение про белку.

-Какие знаки препинания используются в предложении с прямой речью?

-Как вы думаете, почему после слов автора ставится двоеточие? (- Потому что дальше поясняется, что сказала белка.)

-Для чего используют кавычки? (выделить прямую речь)

-Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие , откроем и закроем кавычки)


-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)


-Как вы думаете, можно это предложение изменить так, чтобы прямая речь стояла вначале предложения? (Можно. «Отпусти меня!» -сказала белка.)






V. Закрепление.


1.Самостоятельное выделение в предложении прямой речи и слов автора, составление схемы. Найдите в этом тексте ещё одно предложение с прямой речью. (Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)


-Подчеркните прямую речь красным карандашом, слова автора – зелёным. Начертите схему. Прочитайте слова автора. (Волк сказал)


-Прочитайте прямую речь. ("Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)


-Какую схему вы составили? (А: «П».)


2.Групповая работа

- Сейчас вы разделитесь на группы и поставите знаки препинания в предложениях, которые я вам дам.


  1. Мишка бежал рядом и кричал (Ж,ж)ми на педаль

  2. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (Т, т)айное всегда становится явным

  3. Я не выдержал и спросил у контролерши (С, с)кажите,пожалуйста, когда будет выступать девочка на шаре

Проверка предложений. Вешаю схемы предложений.

-Из каких произведений эти предложения? Кто автор? (Драгунский)



3. Творческая работа. А теперь вернёмся к нашему тексту. Придумайте продолжение этой истории. В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: А: «П»


На самом деле эта история закончилась так: Белка ответила: « Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.» Расставьте знаки препинания. (Белка ответила Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. )


-Как вы поняли, почему веселы белки? (Потому что они не злятся, плохих дел не делают, совесть их не мучает….)



Резерв. Дидактическая игра.


-А теперь давайте поиграем в игру. ( К доске вызываются ученики и им раздаются карточки (А, П, а, :, ., !, ?, « ») Ваша задача, выстроится в нужном порядке для того, чтобы получилась верная схема предложения.



Печка ей отвечает: «Съешь моего пирожка.» (А: «П.»)


Машенька попросила медведя: «Отпусти меня в деревню!» (А: «П!»)

Из каких сказок эти слова?



IV.Итог урока.

-Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)


-Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью. В вашему ответу помогут схемы: А: «П.» А: «П.»А: «П?»А: П!»А: «П.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"

Автор: Сементеева Светлана Гаязовна

Дата: 06.11.2021

Номер свидетельства: 590626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uchimsia-sostavliat-tiekst"
    ["file_id"] => string(6) "177793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424708151"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства