Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"»
Тема урока: "Прямая речь. Из чего состоит предложение
с прямой речью"
Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.
Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.
Ход урока:
Организационный.
-Здравствуй, друг!
Здравствуй, свет!
Улыбнитесь мне в ответ!
-Повторите за мной.
2. Орфографическая разминка. Словарная работа.
-Прошу вас записать в столбик словарные слова, значения которых я вам прочитаю. Кто догадается о каком слове я говорю, поднимает руку.
Задача-головоломка, заключающаяся в заполнении буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова. (кроссворд)
- Запишите слово и обозначьте орфограммы. Комментирует…
Известность кого-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе.
(престиж)
Состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности.(отчаяние)
-В слове рояль подчеркните букву, которая не обозначает звука.(ь)
-Какое слово получилось? (речь)
- Что такое речь?
- Речь –слово многозначное. 5 значений: 1. Способность говорить, говорение. 2. Разновидность или стиль языка (письменная или устная речь)3.Звучащий язык 4.Разговор, беседа.5. Публичное выступление.
- Из чего состоит наша речь?
Актуализация знаний.
-Прочитайте, что записано на доске. Белка, на, упала, сонного, с, прыгала, на, и, ветки, волка, ветку.
-Что вы прочитали? (Это слова.)
-Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение.)
-Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось?
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.
- Чем предложение отличается от отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу.2. Предложение выражает законченную мысль)
III. Открытие новых знаний.
1. Работа с текстом. Подводящий диалог.
-Прочитайте. А теперь что записано на доске? (текст) Почему? (- Это текст, потому что здесь 4 предложения, объединённые одной темой «Случай в лесу»)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
-Попробуйте озаглавить текст.
- Это отрывок из небольшой сказки Л.Н.Толстого «Белка и Волк»
- Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( -Найти действующих лиц.)
-Какие здесь действующие лица? Прочитайте текст и найдите действующих лиц.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)
- Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)
-Как прочитаем слова волка? (С вопросительной интонацией. Голос постараться сделать грубоватым, низким.)
(Чтение по ролям)
-Сколько предложений в этом тексте? (4) Все ли предложения похожи друг на друга по оформлению? Что необычного вы заметили?
Прочитайте предложение , где говорит белка.( Белка стала просить: "Отпусти меня”.)Запишите.
-Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. "Отпусти меня”.)Кто произносит первую часть? (Автор)
-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора) Подчеркните зеленым карандашом. Ниже изобразим схему предложения. Слова автора на схеме обозначают буквой А. Заглавной или маленькой?
-Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь (белке)
-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)
-Правильно В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.
-Подчеркните прямую речь красным карандашом. На схеме обозначим буквой П. Заглавной или маленькой?
-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)
Формулирование темы урока.
-Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» Прочитайте правило на с. 74 учебника. Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.)
-Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
-Что показывают слова автора? (Кому принадлежит прямая речь.)
Физминутка
-Прочитайте ещё раз предложение про белку.
-Какие знаки препинания используются в предложении с прямой речью?
-Как вы думаете, почему после слов автора ставится двоеточие? (- Потому что дальше поясняется, что сказала белка.)
-Для чего используют кавычки? (выделить прямую речь)
-Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие , откроем и закроем кавычки)
-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)
-Как вы думаете, можно это предложение изменить так, чтобы прямая речь стояла вначале предложения? (Можно. «Отпусти меня!» -сказала белка.)
V. Закрепление.
1.Самостоятельное выделение в предложении прямой речи и слов автора, составление схемы. Найдите в этом тексте ещё одно предложение с прямой речью. (Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)
-Подчеркните прямую речь красным карандашом, слова автора – зелёным. Начертите схему. Прочитайте слова автора. (Волк сказал)
-Прочитайте прямую речь. ("Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)
-Какую схему вы составили? (А: «П».)
2.Групповая работа
- Сейчас вы разделитесь на группы и поставите знаки препинания в предложениях, которые я вам дам.
Мишка бежал рядом и кричал (Ж,ж)ми на педаль
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (Т, т)айное всегда становится явным
Я не выдержал и спросил у контролерши (С, с)кажите,пожалуйста, когда будет выступать девочка на шаре
Проверка предложений. Вешаю схемы предложений.
-Из каких произведений эти предложения? Кто автор? (Драгунский)
3. Творческая работа. А теперь вернёмся к нашему тексту. Придумайте продолжение этой истории. В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: А: «П»
На самом деле эта история закончилась так: Белка ответила: « Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.» Расставьте знаки препинания. (Белка ответила Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. )
-Как вы поняли, почему веселы белки? (Потому что они не злятся, плохих дел не делают, совесть их не мучает….)
Резерв. Дидактическая игра.
-А теперь давайте поиграем в игру. ( К доске вызываются ученики и им раздаются карточки (А, П, а, :, ., !, ?, « ») Ваша задача, выстроится в нужном порядке для того, чтобы получилась верная схема предложения.
Печка ей отвечает: «Съешь моего пирожка.» (А: «П.»)
Машенька попросила медведя: «Отпусти меня в деревню!» (А: «П!»)
Из каких сказок эти слова?
IV.Итог урока.
-Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
-Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью. В вашему ответу помогут схемы: А: «П.» А: «П.»А: «П?»А: П!»А: «П.»