\конспект урока по русскому языку на тему ""Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью"" 5 класс
\конспект урока по русскому языку на тему ""Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью"" 5 класс
Цели урока:
• проверить знания по теме “прямая речь”;
• закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью;
Задачи:
• отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;
• развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;
• воспитывать культуру учебной деятельности.
Методы: словесный, наглядный.
Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.
Оборудование: учебник, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, проверка рабочих мест, организация внимания.
1. Слово учителя.
- Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня нам предстоит выяснить, как вы усвоили материал предшествующих уроков, затем мы приступим к изучению новой темы «Прямая речь»: научимся расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, записывать схемы таких предложений, а также находить в тексте предложения с прямой речью. После чего закрепим полученные знания, выполняя различные упражнения.
Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью”
3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:
1. Опрос:
- Какие предложения по наличию второстепенных членов нам известны? (распространенные и не распространенные)
- на какие типы делятся предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
2. Задание на повторение. (Запись на доске.)
Перестройте простые предложения в сложные:
1) Подул ветер и поднял пыль на дороге.
2) Ветер подхватывает листок и долго его кружит.
- Чем связаны однородные члены и простые предложения в составе сложного? (союзом и)
3 Объяснение нового.
- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. Поэтому мы можем перейти к работе над новой темой «Прямая речь».
1. Чтение материала учебника на с. 98 (под звездочкой).
1) Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
2) Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
- Сравните предложения. Найдите сходство и различие.
- Кому принадлежат выделенные слова?
- В каком предложении они переданы точно от имени писателя? (В первом предложении) Запишите его. Это предложение с прямой речью.
- На сколько частей можно разделить записанное предложение?
- Какая из двух частей является прямой речью? Прочитайте ее.
- Как можно назвать другую часть? (слова автора)
Запись схемы предложения: А: «П».
2. Формулирования определения прямой речи.
- Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?
Вывод:
1) Прямая речь – точно переданные слова того, кто их произнес.
2) Предложения с прямой речью состоят из двух частей: прямой речи и слов автора.
3. Работа с карточками (устно).
Перестройте высказывания, написанные на карточках, таким образом, чтобы получились предложения с прямой речью.
Все это верно согласился строитель
А как вы думаете обратился председатель к залу
Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец
4. Правила оформления предложений с прямой речью.
- Давайте еще раз обратимся к предложению, записанному в тетрадях. Как оформляются предложения с прямой речью? (После слов автора ставится двоеточие, прямая речь записывается в кавычках с большой буквы.)
2. “ __________________________________________ ,” - сказал учитель.
Составьте и запишите предложения по схемам.
1. “П!” - а. 2.А: “П?”
5. Работа с текстом
Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
(По В.Сухомлинскому)
Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).
Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность.
Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.
Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)
6. Работа в группах.
В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения?
1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю
2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.
3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.
Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.
7. Самостоятельная работа. Тест
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
“П”,- а. 3. “П!” - а.
А – “П?” 4. А: “П”.
2) Какое предложение соответствует схеме?
“П”, - а.
1. Старший молвил Что за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.
4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.
3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”
“Спасибо тебе” : сказал доктор.
“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.
“Что там случилось?” - спросил Крокодил.
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.
Куда же вы спросил Андрей _________________
Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________
Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________
В известной песне поется С чего начинается Родина _________
8. Вывод.
Что узнали сегодня на уроке?
Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)
Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?
9. Домашнее задание: (по выбору)
1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;