kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

\конспект урока по русскому языку на тему ""Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью"" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: • проверить знания по теме “прямая речь”; • закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью; Задачи: • отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью; • развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал; • воспитывать культуру учебной деятельности. Методы: словесный, наглядный. Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка. Оборудование: учебник, карточки. Ход урока I. Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, проверка рабочих мест, организация внимания. 1. Слово учителя. - Добрый день, уважаемые гости и ребята! Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо. Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«\конспект урока по русскому языку на тему ""Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью"" 5 класс »

Тема. "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Цели урока:

  • проверить знания по теме “прямая речь”;

  • закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью;

Задачи:

  • отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;

  • развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;

  • воспитывать культуру учебной деятельности.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.

Оборудование: учебник, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, проверка рабочих мест, организация внимания.

1. Слово учителя.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

2. Объявление темы урока.

Сегодня нам предстоит выяснить, как вы усвоили материал предшествующих уроков, затем мы приступим к изучению новой темы «Прямая речь»: научимся расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, записывать схемы таких предложений, а также находить в тексте предложения с прямой речью. После чего закрепим полученные знания, выполняя различные упражнения.



Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью”

3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:

1. Опрос:

- Какие предложения по наличию второстепенных членов нам известны? (распространенные и не распространенные)

- на какие типы делятся предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

2. Задание на повторение. (Запись на доске.)

Перестройте простые предложения в сложные:

1) Подул ветер и поднял пыль на дороге.

2) Ветер подхватывает листок и долго его кружит.

- Чем связаны однородные члены и простые предложения в составе сложного? (союзом и)

3 Объяснение нового.

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. Поэтому мы можем перейти к работе над новой темой «Прямая речь».

1. Чтение материала учебника на с. 98 (под звездочкой).

1) Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

2) Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

- Сравните предложения. Найдите сходство и различие.

- Кому принадлежат выделенные слова?

- В каком предложении они переданы точно от имени писателя? (В первом предложении) Запишите его. Это предложение с прямой речью.

- На сколько частей можно разделить записанное предложение?

- Какая из двух частей является прямой речью? Прочитайте ее.

- Как можно назвать другую часть? (слова автора)

Запись схемы предложения: А: «П».

2. Формулирования определения прямой речи.

- Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?

Вывод:

1) Прямая речь – точно переданные слова того, кто их произнес.

2) Предложения с прямой речью состоят из двух частей: прямой речи и слов автора.

3. Работа с карточками (устно).

Перестройте высказывания, написанные на карточках, таким образом, чтобы получились предложения с прямой речью.

Все это верно согласился строитель

А как вы думаете обратился председатель к залу

Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец


4. Правила оформления предложений с прямой речью.

- Давайте еще раз обратимся к предложению, записанному в тетрадях. Как оформляются предложения с прямой речью? (После слов автора ставится двоеточие, прямая речь записывается в кавычках с большой буквы.)

5. Чтение материала учебника (с.99)

Запись таблицы в тетрадь:

П.р. после слов автора

П.р. перед словами автора

А: «П».

«П», - а.

«П!» - а.

«П?» - а.


6. Физкультминутка.


4. Закрепление.

1. Схематический диктант (один ученик у доски).

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.

2. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Запись на доске:

1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

3. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

(взаимопроверка по образцу)

А: “П”.

А: “П?”

“П”, - а.

“П?” - а.

“П!” - а.

5

1

2

3

4

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

4. Работа в группах.

Составьте предложения на тему “Зима и птицы”

Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.

Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы.

1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”.

2. “ __________________________________________ ,” - сказал учитель.

Составьте и запишите предложения по схемам.

1. “П!” - а. 2.А: “П?”

5. Работа с текстом

Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(По В.Сухомлинскому)

  • Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).

  • Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).

  • Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность.

  • Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.

Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)

6. Работа в группах.

В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения?

1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю

2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.

3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.

Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.

7. Самостоятельная работа. Тест

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

“П”,- а. 3. “П!” - а.

А – “П?” 4. А: “П”.

2) Какое предложение соответствует схеме?

“П”, - а.

1. Старший молвил Что за диво!

2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.

4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”

“Спасибо тебе” : сказал доктор.

“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.

“Что там случилось?” - спросил Крокодил.

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.

Куда же вы спросил Андрей _________________

Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________

Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________

В известной песне поется С чего начинается Родина _________

8. Вывод.

  • Что узнали сегодня на уроке?

  • Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

  • Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)

  • Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

9. Домашнее задание: (по выбору)

1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Колкова Людмила Геннадьевна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Предложения с косвенной речью" (с использованием ЦОР и ЭОР) "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-priedlozhieniia-s-kosviennoi-riech-iu-s-ispol-zovaniiem-tsor-i-eor"
    ["file_id"] => string(6) "204364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429639096"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "189828"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427036663"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока математики для 2 класса «Прямоугольник. Квадрат»"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-2-klassa-priamoughol-nik-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "294009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455590864"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе. "Правописание частицы НЕ с глаголами""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "294008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455590642"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства