Урок русcкого языка в 9 «?» классе.
Тема: «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи»
Класс: 9
Лексическая тема:По страницам литературных произведений
Цели урока: Образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении;
- Воспитательная - воспитать чувство ответственности.
- Развивающая - развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи
Ожидаемые результаты:
К концу урока ученики сумеют:
- найти в тексте предложения с прямой речью;
- составить схему предложений с прямой речью;
- ответить на вопросы;
- составить предложения с прямой речью;
Методы и приемы: использование элементов ТКМЧП (приемы «Мозговая атака», «Тонкие и толстые вопросы»)
Проблемная ситуация помогает создать атмосферу заинтересованности учащихся в усвоении нового материала и способствует развитию их мыслительной активности и познавательного интереса
2. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.
- Получат опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации,
- приобретут навыки сравнения, анализа и обобщения материала,
- получат эмоциональное удовлетворение от результатов
(Деление на группы, и название команды на столах табличка).
Ход урока
Целевая установка:
(Атмосфера сотрудничества)
Учитель: Как вы думаете, ребята, с чего мы должны начать сегодняшний урок? (С улыбки) . Да, конечно же , с улыбки . В большинстве случаев знакомство начинается с улыбки.
Улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Шекспир считал, что улыбкой можно добиться больше, чем мечом. Хочешь добиться успеха? Улыбайся.
Подсчитано, что в произведениях Льва Толстого упоминается 97 оттенков улыбки.
- Побуждение.
- Мозговая атака.
Ребята, перед вами на столе лежат несколько предметов. Подойдите к столу, выберите один и скажите : Какая улыбка ассоциируется с этим предметом.
(На столе лежат: цветок (добрая улыбка), коробка конфет (сладкая улыбка) , грамота (торжествующая улыбка), пятерку (радостная улыбка), подарок (радостная улыбка), (виноватая улыбка) )
Эти все улыбки мы дарим гостям и друг другу.
Ребята, Что состоялось между нами ? (Диалог)
А что такое диалог? (Это разговор двух лиц)
А как изображается диалог на письме (Прямой речью)
Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.»
Мы сегодня узнаем:
- Что такое прямая речь?
- Какими знаками препинания выделяется на письме прямая речь.
- Научимся находить прямую речь в тексте.
- Осмысление нового материала.
(Учитель раздает учебный материал, ватманы и маркеры для каждой группы ).
Учащиеся работают в группах самостоятельно (10-13 минут).
(Играет музыка «Улыбка»)
- Объяснение нового материала учащимися (Учащиеся по одному человеку от группы выходят и защищают свои работы).
Алтын дополняет : Слова автора могут сообщать, кому принадлежат чужие слова, могут обрисовать манеру, способ говорения, интонацию, указать на мимику, жесты, которыми сопровождается прямая речь.
Задание для сильного ученика. Ему дается индивидуальное задание. Иди к доске и выполни задание по карточке.
Задание Дать примеры Прямой речи на казахском и английском языке. (Готовится по интерактивной доске. Взять предложение 1-2 из литературных произведений . Книги лежат на столе.)
- Реализация.
Выполнение заданий
(Слайд № 3)
Прочитайте текст. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы. С помощью каких глаголов вводится прямая речь?
1. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Ведь долго придется ждать с этих яблонь плодов, и ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят и мне спасибо скажут».
(Л.Толстой)
Слайд № 4
«Полтораста рублей за шинель!» - вскрикнул бедный Акакий Акакиевич, вскрикнул, может быть, в первый раз от роду, ибо отличался всегда тихостью голоса.
(Н.В.Гоголь)
Слайд № 5
«Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. - Скажи, не знаешь ли, где дорога? »
(А.С.Пушкин)
Слайд №6
Задание № 2
Найдите соответствия
1. «Теперь не пропаду, - подумал я, – тропинка куда-нибудь приведет».
«П ? – а. – П ? »
2. «Прощай, Дерсу, - подумал я. – Ты спас мне жизнь. Я никогда не забуду этого».
«П ! – а. – П ».
3. «Плохо, - сказал я, - ветер начинает дуть с юга».
«П ? – а. –П ».
4. «Тише, Женя! – громко сказал он. – Кричать не надо. Никто тебя не тронет. Я – Тимур».
«П, - а, - п ».
5. «Кто вы такие? – в страхе спросила Женя. – Уходите. Это наш сад. Я вас сюда не звала».
«П, - а. – П ».
6. «Скажи, зачем? – спросила его Женя. – Ты объясни мне проще: что всё это значит? »
«П, - а, - п ».
Задание № 3 (Без схем)
Вспомните строки из сказки А.С.Пушкина и дополните прямой речью слова автора.
- Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: …. «Отпусти ты, старче, меня в море! »
- Ей с поклоном старик отвечает: … «Смилуйся, государыня - рыбка»
- Приплыла к нему рыбка и спросила:…… «Чего тебе надобно, старче?»
- Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово:… «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо»
Задание № 4
Перевести текст на русский язык . Начертить схему к предложению с прямой речью.
Задание№ 6
Работа по учебнику Упражнение 321 Выпишите предложения с прямой речью, используя следующие схемы.
Прямая речь перед словами автора:
А: «П».
А: «П!»
А: «П?»
Прямая речь разрывается словами автора:
« П, -а. - П?»
«П? – а. – П! »
«П! –а. – П ».
- Подведение итогов
Взаимооценивание плакатов после групповой работы (Ребята на стикерах ставят оценку и прикрепляют к плакату 1 -2 ученика прокомментируют : Почему этой работе поставили 5? )
Формативное оценивание работы в групппах (лидеры группы оценивают вслух работу своей группы ).
Сдают оценочные листы.
6. Рефлексия
Напишите синквейн , посвященный теме нашего сегодняшнего урока.
Структура синквейна
1 строка – ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным.
2 строка – два имени прилагательных.
3 строка – три глагола
4 строка – фраза несущая смысловую нагрузку
5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.
Что вы узнали нового на уроке ?
Что было сложным ?
7. Домашнее задание
Написать рассказ или сказку , используя Прямую речь.
На этом наш урок закончен . Спасибо говорим гостям, которые присутствовали на уроке. Спасибо вам, ребята, и давайте подарим друг другу улыбку.