kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала, первый урок по теме. Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”; провести работу по подбору синонимов, закрепить в речи понятие “омоним”.В папке содержатся презентация, конспект, приложения. Формы обучения: индивидуальная, коллективная.Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый. Работа в парах, самостоятельная, дифференцированная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«приложение, правило»


1. Все слова, входящих в словарный состав языка, называется…



Лексическое значение – это …



Лексическое значение слова можно узнать в …



Однозначными называются слова…



Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…



Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.


Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…



Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…






Карточка 1

Найди друга (соедини стрелкой слова из левого столбика со словами из правого)

Как называются эти слова. Доказать.

Алфавит
Огонь
Прыгать
Бросать
Красный

Алый
Скакать
Азбука
Пламя
Кидать








Карточка 2

Найдите слова, которые являются многозначными:


Линейка; кисть; гребень; ножка; футболист; рояль.


Карточка 3

Привести слова-омонимы:






на «5» - Записать пословицы, в которых встречаются попарно соединённые здесь слова:

Посеешь – пожнёшь

Летом – зимой

Свет – тьма

Больше – меньше


на «5» - Записать пословицы, в которых встречаются попарно соединённые здесь слова:

Посеешь – пожнёшь

Летом – зимой

Свет – тьма

Больше – меньше




на «5» - Записать пословицы, в которых встречаются попарно соединённые здесь слова:

Посеешь – пожнёшь

Летом – зимой

Свет – тьма

Больше – меньше



на «5» - Записать пословицы, в которых встречаются попарно соединённые здесь слова:

Посеешь – пожнёшь

Летом – зимой

Свет – тьма

Больше – меньше



на «5» - Записать пословицы, в которых встречаются попарно соединённые здесь слова:

Посеешь – пожнёшь

Летом – зимой

Свет – тьма

Больше – меньше


на «5» - Записать пословицы, в которых встречаются попарно соединённые здесь слова:

Посеешь – пожнёшь

Летом – зимой

Свет – тьма

Больше – меньше



на «4» - подберите антонимы к словосочетаниям: например,

полезный труд – вредное безделье

добрый друг –

тёплый день -

хорошее начало –

утренний уход –



на «4» - подберите антонимы к словосочетаниям: например,

полезный труд – вредное безделье

добрый друг –

тёплый день -

хорошее начало –

утренний уход –


на «4» - подберите антонимы к словосочетаниям: например,

полезный труд – вредное безделье

добрый друг –

тёплый день -

хорошее начало –

утренний уход –

на «4» - подберите антонимы к словосочетаниям: например,

полезный труд – вредное безделье

добрый друг –

тёплый день -

хорошее начало –

утренний уход –



на «4» - подберите антонимы к словосочетаниям: например,

полезный труд – вредное безделье

добрый друг –

тёплый день -

хорошее начало –

утренний уход –



на «4» - подберите антонимы к словосочетаниям: например,

полезный труд – вредное безделье

добрый друг –

тёплый день -

хорошее начало –

утренний уход –


на «4» - подберите антонимы к словосочетаниям: например,

полезный труд – вредное безделье

добрый друг –

тёплый день -

хорошее начало –

утренний уход –


на «3» - К словам левой колонки подобрать

антонимы из правой:


близкий холодный

редкий молчать

узкий дальний

говорить густой

горячий конец

начало широкий



на «3» - К словам левой колонки подобрать антонимы из правой:


близкий холодный

редкий молчать

узкий дальний

говорить густой

горячий конец

начало широкий




на «3» - К словам левой колонки подобрать антонимы из правой:


близкий холодный

редкий молчать

узкий дальний

говорить густой

горячий конец

начало широкий


на «3» - К словам левой колонки подобрать антонимы из правой:


близкий холодный

редкий молчать

узкий дальний

говорить густой

горячий конец

начало широкий




на «3» - К словам левой колонки подобрать антонимы из правой:


близкий холодный

редкий молчать

узкий дальний

говорить густой

горячий конец

начало широкий



на «3» - К словам левой колонки подобрать антонимы из правой:


близкий холодный

редкий молчать

узкий дальний

говорить густой

горячий конец

начало широкий

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Урок русского языка в 5 классе

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Кипринская ООШ»

Дружинина А. Ю.



Тема: Антонимы.

Цель урока: обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”; провести работу по подбору синонимов, закрепить в речи понятие “омоним”; расширять лексический запас обучающихся, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову. 

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийная презентация «Антонимы»,

  • раздаточный материал

  • словари,

  • учебник «Русский язык. 5 класс», автор: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, гостям и подарите улыбку мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Выберите, пожалуйста, из выделенных слов слова с позитивной окраской и назовите их

Я желаю и вам, и гостям, чтобы таким было и ваше настроение сегодня. Пусть оно сохранится в течение всего нашего урока.



- Назовите слова, где букв больше, чем звуков. Почему?


- назовите слова, где звуков больше, чем букв. Почему?


Вывод: «Какой раздел изучает звуки речи?»

- А мы какой раздел науки о языке изучаем сейчас?



  1. Актуализация знаний

- Повторение производится путем воссоздания «цепочки», при которой первый ученик заканчивает предложение и спрашивает другого.

- 1. Все слова, входящих в словарный состав языка, называется…

лексикой.

Лексическое значение – это … то, что слово обозначает.

Лексическое значение слова можно узнать. .. в толковом словаре.

Однозначными называются слова… имеющие одно лексическое значение.

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

многозначными.

Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … переносное значение.

Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…

омонимами.

Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются… синонимами.

4. Работа в парах

- Выполните задание

1. Найди друга (соедини стрелкой слова из левого столбика со словами из правого)

Как называются эти слова. Доказать.

Алфавит
Огонь
Прыгать
Бросать
Красный

Алый
Скакать
Азбука
Пламя
Кидать

2. Найдите слова, которые являются многозначными:

Линейка; кисть; гребень; ножка; футболист; рояль.

3. Привести слова-омонимы.


  1. Изучение нового материала.

Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить ещё об одном понятии лексики. Но вначале посмотрите на экран и ответьте на вопрос:

- Как зовут этого героя? Кто автор произведений о дяде Стёпе?

( С. Михалков) (в тетрадь, в столбик, объясняя орфограммы)

-Какими словами мы опишем дядю Стёпу?

- А какими кажутся люди, находящиеся рядом с дядей Стёпой?

- Что можете сказать об этих словах?

- Как называются слова с противоположным значением?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?


Что такое антоним?

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя».

Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

Объяснение темы урока.

Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Антонимы делают речь более точной и выразительной. Не все слова могут иметь антонимы, н-р, доска, мел, железный…

  1. Физминутка «Всё наоборот»

Я -руки вверх Вы- руки вниз

Вы- влево Я- вправо

Вы- правая рука Я- левая рука

Вы- ладошка вниз Я- ладошка вверх

Вы- рука на левое плечо Я- рука на правое плечо

Я- сяду Вы- стоите

  1. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.

- Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти много антонимов. Попробуйте найти и записать их в тетрадь, не забудьте - парами, например, зима-лето, холодно-жарко, отдых-работа, цветёт-увядает.… Если кому трудно, можете по картинкам на слайде.

- А сейчас работаете на карточках:

  • на «5» - Записать пословицы, в которых встречаются попарно соединённые здесь слова:

Посеешь – пожнёшь

Летом – зимой

Свет –тьма

Больше – меньше (Знай больше, говори меньше)

  • на «4» - подберите антонимы к словосочетаниям: например,

полезный труд – вредное безделье

добрый друг –

тёплый день -

хорошее начало –

утренний уход –

  • на «3» - К словам левой колонки подобрать антонимы из правой:

близкий холодный

редкий молчать

узкий дальний

говорить густой

горячий конец

начало широкий


  1. Самостоятельная работа.

- Как вы думаете, какое задание я вам хочу предложить? Сформулировать задание по заголовку.

И нам с тобой пришел черед.

Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ

  1. Рефлексия. «Светофор»
    Оцените свою работу на уроке.



Совсем непонятно


Надо повторить ещё раз


Всё легко и просто

- Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.)
- Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.)
- Какие понятия мы повторили? Антонимы.
- Что такое антонимы.


9. Домашнее задание.

На выбор:

  1. П. упр.

  2. П. составить словарик



















Слайд 1

весёлый, смех, светлый, ясный, тёплый, радость



грусть, радость печальный,


ясный

фонетика


Лексика











Дети задают вопросы













Задание по карточкам







Проверка Слайд 2









Слайд 3

Высокий, огром-ный, большой, гигантский

Маленькие, крошечные, невысокие, небольшие, низкие



Слайд 4

В тетрадь






Делает речь более яркой, богатой, выразительной










Слайд 5








Сам. работа, 1 чел. у доски

Слайд 6, дифференцированно


Работа разной сложности на карточках



























Слайд 7

Записать через запятую антонимы















Оценка своей работы












Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка_КипрООШ - копия»

МБОУ «Кипринская ООШ»
Очёрского района Пермского края

http://kipr-school.ucoz.net


Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)


Дружинина Алевтина Юрьевна

2.

Название ресурса


Урок русского языка в 5 классе


3.

Вид ресурса


Презентация + конспект + приложения

4.


Предмет, УМК

Русский язык, УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.


5.

Цель и задачи ресурса


Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”; провести работу по подбору синонимов, закрепить в речи понятие “омоним”.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

5 класс

7.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Office Word 2007

Microsoft Office PowerPoint 2007

8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Урок изучения нового материала, первый урок по теме.

9.

Источники информации (обязательно!)




http://best-animation.ru/zima10.html 2 весёлых снеговика

http://www.mobilmusic.ru/wallpaper.php?id=951797 зимний фон

Фото из личного альбома (слайд 7)

http://www.vppress.ru/stories/Ya-gimny-prezhnie-poyu-16401 Дядя Стёпа

Богданова Г. А. Уроки русского языка, 5 кл.

www.findhomeremedy.com плачущий малыш

http://znayka1.ru/news/preduprezhdaem-oshibki-v-chtenii-2 девочка смеётся

www.ladnerdrivingschool.com светофор






Просмотр содержимого презентации
«открытый урок, ант»

Антонимы  Урок русского языка  5 класс Учитель русского языка и литературы МБОУ «Кипринская ООШ» Дружинина Алевтина Юрьевна

Антонимы

Урок русского языка

5 класс

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кипринская ООШ»

Дружинина Алевтина Юрьевна

Назовите позитивные слова весёлый грусть тёплый тёмный ясный радость смех плач светлый печальный

Назовите позитивные слова

весёлый

грусть

тёплый

тёмный

ясный

радость

смех

плач

светлый

печальный

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой. Алфавит  Огонь  Прыгать  Бросать  Красный Алый  Скакать  Азбука  Пламя  Кидать Найдите слова, которые являются многозначными: Линейка; кисть; гребень; ножка;. футболист; рояль

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой.

Алфавит Огонь Прыгать Бросать Красный

Алый Скакать Азбука Пламя Кидать

Найдите слова, которые являются многозначными:

Линейка; кисть; гребень; ножка;.

футболист; рояль

Антонимы  греческое слово: анти  – приставка со значением противоположный,  онима  – «имя»

Антонимы

греческое слово:

анти – приставка со значением противоположный,

онима – «имя»

И нам с тобой пришёл черёд  сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово «ХОРОШО», А ты ответишь ПЛОХО Скажу я слово ВЫСОКО,  А ты ответишь НИЗКО Скажу я слово ДАЛЕКО,  А ты ответишь БЛИЗКО Скажу я слово ПОТОЛОК,  А ты ответишь ПОЛ Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,  И скажешь ты НАШЁЛ Теперь НАЧАЛО я скажу.  Ну отвечай КОНЕЦ

И нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово «ХОРОШО»,

А ты ответишь

ПЛОХО

Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь

НИЗКО

Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь

БЛИЗКО

Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь

ПОЛ

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты

НАШЁЛ

Теперь НАЧАЛО я скажу. Ну отвечай

КОНЕЦ

Рефлексия Совсем непонятно Надо повторить ещё раз  Всё легко и просто

Рефлексия

Совсем непонятно

Надо повторить ещё раз

Всё легко и просто

Интернет-ресурсы http://best-animation.ru/zima10.html 2 весёлых снеговика http://www.mobilmusic.ru/wallpaper.php?id=951797 зимний фон Фото из личного альбома (слайд 7) http://www.vppress.ru/stories/Ya-gimny-prezhnie-poyu-16401 Дядя Стёпа Богданова Г. А. Уроки русского языка, 5 кл. www.findhomeremedy.com  плачущий малыш http://znayka1.ru/news/preduprezhdaem-oshibki-v-chtenii-2  девочка смеётся www.ladnerdrivingschool.com  светофор

Интернет-ресурсы

http://best-animation.ru/zima10.html 2 весёлых снеговика

http://www.mobilmusic.ru/wallpaper.php?id=951797 зимний фон

Фото из личного альбома (слайд 7)

http://www.vppress.ru/stories/Ya-gimny-prezhnie-poyu-16401 Дядя Стёпа

Богданова Г. А. Уроки русского языка, 5 кл.

www.findhomeremedy.com плачущий малыш

http://znayka1.ru/news/preduprezhdaem-oshibki-v-chtenii-2 девочка смеётся

www.ladnerdrivingschool.com светофор


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Автор: Дружинина Алевтина Юрьевна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 228019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(31) "konspekt_uroka_po_teme_antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "502956"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552556880"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок по теме "Антонимы" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(29) "urok_po_teme_antonimy_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "593927"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638983514"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Краткосрочный открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы"   5 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "kratkosrochnyi-otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-antonimy-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "279992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453307478"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Презентация к уроку по теме "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "248568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446740084"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Открытый урока на тему "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(32) "otkrytyi_uroka_na_tiemu_antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "358216"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478974439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства