Ход урока. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, гостям и подарите улыбку мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Выберите, пожалуйста, из выделенных слов слова с позитивной окраской и назовите их Я желаю и вам, и гостям, чтобы таким было и ваше настроение сегодня. Пусть оно сохранится в течение всего нашего урока.
- Назовите слова, где букв больше, чем звуков. Почему? - назовите слова, где звуков больше, чем букв. Почему? Вывод: «Какой раздел изучает звуки речи?» - А мы какой раздел науки о языке изучаем сейчас?
Актуализация знаний - Повторение производится путем воссоздания «цепочки», при которой первый ученик заканчивает предложение и спрашивает другого. - 1. Все слова, входящих в словарный состав языка, называется… лексикой. Лексическое значение – это … то, что слово обозначает. Лексическое значение слова можно узнать. .. в толковом словаре. Однозначными называются слова… имеющие одно лексическое значение. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… многозначными. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … переносное значение. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются… омонимами. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются… синонимами. 4. Работа в парах - Выполните задание 1. Найди друга (соедини стрелкой слова из левого столбика со словами из правого) Как называются эти слова. Доказать. Алфавит Огонь Прыгать Бросать Красный | Алый Скакать Азбука Пламя Кидать | 2. Найдите слова, которые являются многозначными: Линейка; кисть; гребень; ножка; футболист; рояль. 3. Привести слова-омонимы. Изучение нового материала. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях. -Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить ещё об одном понятии лексики. Но вначале посмотрите на экран и ответьте на вопрос: - Как зовут этого героя? Кто автор произведений о дяде Стёпе? ( С. Михалков) (в тетрадь, в столбик, объясняя орфограммы) -Какими словами мы опишем дядю Стёпу? - А какими кажутся люди, находящиеся рядом с дядей Стёпой? - Что можете сказать об этих словах? - Как называются слова с противоположным значением? - Сформулируйте тему нашего урока. - Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Что такое антоним? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?» Объяснение темы урока. Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Антонимы делают речь более точной и выразительной. Не все слова могут иметь антонимы, н-р, доска, мел, железный… Физминутка «Всё наоборот» Я -руки вверх Вы- руки вниз Вы- влево Я- вправо Вы- правая рука Я- левая рука Вы- ладошка вниз Я- ладошка вверх Вы- рука на левое плечо Я- рука на правое плечо Я- сяду Вы- стоите Этап закрепления и обобщения полученных знаний. - Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти много антонимов. Попробуйте найти и записать их в тетрадь, не забудьте - парами, например, зима-лето, холодно-жарко, отдых-работа, цветёт-увядает.… Если кому трудно, можете по картинкам на слайде. - А сейчас работаете на карточках: Посеешь – пожнёшь Летом – зимой Свет –тьма Больше – меньше (Знай больше, говори меньше) полезный труд – вредное безделье добрый друг – тёплый день - хорошее начало – утренний уход – близкий холодный редкий молчать узкий дальний говорить густой горячий конец начало широкий Самостоятельная работа. - Как вы думаете, какое задание я вам хочу предложить? Сформулировать задание по заголовку. И нам с тобой пришел черед. Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь ….НИЗКО Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь ….БЛИЗКО Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь …ПОЛ. Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты ….НАШЕЛ Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ Теперь НАЧАЛО я скажу. Ну отвечай …КОНЕЦ
Рефлексия. «Светофор» Оцените свою работу на уроке.
| Совсем непонятно Надо повторить ещё раз Всё легко и просто | - Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.) - Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.) - Какие понятия мы повторили? Антонимы. - Что такое антонимы.
9. Домашнее задание. На выбор: П. упр. П. составить словарик
|
Слайд 1 весёлый, смех, светлый, ясный, тёплый, радость грусть, радость печальный, ясный фонетика Лексика
Дети задают вопросы
Задание по карточкам
Проверка Слайд 2
Слайд 3 Высокий, огром-ный, большой, гигантский Маленькие, крошечные, невысокие, небольшие, низкие
Слайд 4 В тетрадь Делает речь более яркой, богатой, выразительной Слайд 5 Сам. работа, 1 чел. у доски Слайд 6, дифференцированно Работа разной сложности на карточках
Слайд 7 Записать через запятую антонимы
Оценка своей работы |