II. Проверка домашнего задания. | 1. Коллективное обсуждение отредактированных предложений. Результаты работы сравниваются, выявляется наиболее удачный вариант правки. Формулирование вывода. Исправить речевые ошибки можно с помощью синонимов. 2. Запись на доске (выведение с помощью компьютера подготовленных дома презентаций) схем определения синонимов (аналогично омонимам). У доски работают дватри человека. Возможный вариант: см. материал предметного диска – схема понятия синонимы к §8. | ТОУУ Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). 2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации. Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Языковая разминка с подведением к теме урока и составлением его плана. | 1. Лингвистический диктант-ассоциация. Учитель предлагает слова-термиы из раздела «Слово и его лексическое значение», а ученики записывают противоположную ассоциацию, с ним связанную. 1. Лексическое значение (грамматическое значение). 2. Однозначные слова (многозначные слова). 3. Пассивный словарный запас (активный словарный запас). 4. Прямое значение (переносное значение). 5. Совершенно разное значение (омонимы) – одинаковое/близкое значение (синонимы). – На основе предложенного задания выскажите предположения, какая будет тема урока. (Антонимы.) Методическая рекомендация. Напоминаем учителю, что учащиеся пропедевтически знакомились с антонимами в начальной школе, поэтому нужно обобщить и углубить знания об антонимах, установить их связь с многозначными словами и другими семантическими группами слов – омонимами и синонимами. 2. Упр. 101. – Проверьте свои предположения, выполнив задания к упр. 101. 3. – Составьте план урока, используя опыт работы над омонимами и синонимами. План записывается на доске. Вариант плана урока: 1. Определение антонимов. 2. Работа со словарём антонимов. 3. Подбор антонимов к словам. 4. Роль антонимов в тексте. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока. 3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. |
IV. Повторение и углубление изученного. | 1. Чтение учебнонаучного текста упр. 102 в технологии продуктивного чтения (изучающее чтение). – Прочитайте текст про себя. – Что вы уже знали об антонимах и что узнали нового из этой статьи? – Задайте вопрос к каждому абзацу текста. Для чего мы используем этот приём при чтении текста? (Чтобы лучше понять текст и легче его запомнить, составить вопросный план.) – Запишем наш вопросный план, сравним его с планом в разделе «Подсказки». Что вы заметили? Чем нам может помочь этот план? – А теперь сравните его с планом, который мы наметили в начале урока. – Что ещё можно добавить в наш общий план урока? В план на доске вносятся необходимые коррективы. 2. Чтение определения в рамке. – Приведите свои примеры антонимов. Среди каких частей речи больше всего антонимов? – Запишите пословицу: Корень учения горек, а плод его сладок. – Как вы её понимаете? – В прямом или переносном значении употреблены в ней слова? Назовите антонимы. – Будут ли антонимами слова корень и плод в прямом значении? Своё мнение обоснуйте, опираясь на материал упр. 102. (Слова корень и плод в прямом значении обозначают конкретные предметы, они не противопоставляются друг другу: плод может являться и корнем (корнеплодом) – морковь, свёкла, репа и др.) – Где можно найти антонимы? (В своём словарном запасе, в словаре, в текстах.) – Вспомните, какие ещё понятия, кроме антонимов, связаны с лексическим значением слова. – Рассмотрите схему (см. материал предметного диска – обобщающая схема по теме «Лексика» к §9) и дополните её нужной информацией. | Регулятивные УУД 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. 2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения. 3. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Упр. 103 – развивается универсальное познавательное умение – извлекать информацию из словарной статьи словаря антонимов. – Сравните информацию, полученную из словаря антонимов и толкового словаря. В чём сходство и отличие? 2. Упр. 104 – развивается умение самостоятельно подбирать словаантонимы заданных частей речи и группировать антонимы по частям речи. 1ю часть задания можно провести как предупредительный диктант, 2ю и 3ю ученики выполняют самостоятельно. Словарная работа: оптимизм – пессимизм с опорой на толковый словарь. 3. Упр. 105 – развивается умение устанавливать связь антонимов с многозначными словами: подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова. Задание можно выполнять по рядам (вариантам). Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные антонимы. 4. Упр. 106 – развивается умение находить антонимы и определять их функцию (роль) в тексте. Антонимы усиливают выразительность, придают дополнительную смысловую нагрузку – восприятие большого и противного зверя усиливается от противопоставления разных частей тела ящера (задние ноги – передние, горизонтальное положение – вертикальное, большая голова – маленькие глазки и т.п.). 5. Дополнительный материал. Подберите синоним и антоним: а) мощный – … (сильный, слабый); б) мрак – … (темнота, свет); в) жара – … (зной, холод); г) счастье – … (радость/благополучие, горе); д) приятель – … (друг, враг). | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словарей. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы. Личностные результаты 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. 2. Интерес к изучению языка. 3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию. |
VI. Итог урока. | а) – Посмотрите на план урока. Все ли пункты плана мы отработали на уроке? – Какие вопросы остались не до конца ясными? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? б) – Найдите «третье лишнее»: 1) рано, поздно, опоздать; 2) широкий, длинный, короткий; 3) большой, маленький, огромный. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | 1. Словарные слова записать в словарик, составить с каждым по одному предложению. 2. Жизненная задача. Комментарий к выполнению. Задание даётся для выполнения в группах с созданием компьютерной презентации (в программе PowerPoint). Ученики уже знакомились с жизненными задачами, учителю необходимо ещё раз проверить, как понято задание (что нужно сделать и как будут выполнять), выбрать руководителей проектов, предложить график, по которому ребята будут докладывать о результатах работы. | Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ. Умение создавать и использовать в практической деятельности электронные ресурсы. |