Министерство образования и науки Республики Казахстан
ОСШ №41 им. Жамбыла
Русский язык
5 класс
Тема урока "Антонимы "
Цель урока:
Учащиеся должны
Знать:
-понятие «антонимы»; о роли использования антонимов в речи.
Уметь:
-находить антонимы в предложениях; работать в группе; подбирать антонимы к словам; использовать антонимы в речи.
-оценивать свою деятельность и работу других членов группы.
Проявлять:
- положительную мотивацию к уроку русского языка; любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку; доброе отношение друг к другу.
Ожидаемый результат: Ученики знают противоположные по смыслу слова, умеют находить антонимические пары, используют антонимы в речи. Работают в группе, умеют давать самооценку, оценивают работу своих товарищей. Проявляют активность на уроке.
Ресурсы: листы с заданиями, маркеры, корзиночка, листы для самооценивания учащихся, разноцветные стикеры для деления на группы, листики 4 цветов для оценивания, ватман, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!
Психологический настрой
Тренинг «Волшебная корзина».
Условия тренинга.
Учащиеся на листке бумаги записывают хорошие пожелание для друзей и «складывают» в корзину. Учитель расплескивает эти пожелания на учеников для того, чтобы им интересно и легко было работать на уроке. Деление на группы. Стратегия «Слова-синонимы». Класс должен быть подготовлен для работы 3 групп. И у каждой группы на партах должны быть названия. Учащиеся, выбрав листочек с надписью, должны найти синоним этого слова и определится в одну из групп.
1-группа - «Смелые» (храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный).
2- группа - «Быстрые» ( проворный, прыткий, резвый)
3-группа – «Старательные» (прилежный, усердный, ретивый).
2. Опрос домашнего задания по теме: «Синонимы»
Ребята -
бежать –
красный -
азбука –
чудесный –
дорога –
грустить –
вьюга –
3. Основная часть.
Слова-неприятели спорят весь день.
Один скажет «Солнце!»
Другой скажет «Тень!»
Один скажет «Близко!»
Другой «Далеко!»
Один скажет «Низко!»
Другой «Высоко!»
– Правильно, это слово «Антонимы». Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об антонимах. Давайте все вместе прочитаем тему нашего урока «Антонимы».
Что такое антонимы?
Антонимы – это слова, которые относятся к одной части речи, противоположные по значению. Например: белый - черный, большой – маленький, соль – сахар.
Антонимы имеют разные значения: расстояние, размер, высота, цвет, объем. Стадия осмысления.
Чтобы работа прошла интересно и понятно, учащимся нужно вспомнить правила для работы в группах. Правила для работы в группах:
• Говорить по очереди
• Активно слушать; соблюдать время
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
Работа в группах
«Смелые»
друг -
день -
начало -
труд -
уход -
поражение -
«Быстрые»
утро-
толстый –
далеко-
высоко-
жарко –
доброта-
«Старательные»
черный-
большой-
вопрос-
зима –
свет-
легкий-
Ребята, а давайте сейчас поиграем. За каждое участие в конкурсах, играх вы будете получать по звёздочке. (Даю по звёздочке каждому). А в конце занятия посчитаем, у кого больше всех накопилось.
Игра «Подобрать антонимы»
злоба холодно
стужа доброта
ответ жара
бегом вопрос
жарко шагом
Молодцы, ребята. (Раздаю каждому по звёздочке).
- А сейчас ребята давайте мы с вами посмотрим видеоролик «Антонимы».
Задание: напишите из видеоролика антонимические пары.
Работа с учебником
Запишите пословицы. Сколько в них антонимичных пар?
Ученье - свет, а неученье – тьма.
Меньше говори, больше делай.
Ученье – неученье; свет – тьма; меньше-больше.
Подумаем вместе!
Если мы правильно подберем к словам антонимы, то первые буквы восстановленных нами слов, образуют
слово честность – останется прибавить лишь ь.
Грязный –
Искусственный –
Трусливый –
Мягкий –
Грубый –
Замкнутый –
Слабый –
Светлый –
Игра «Слова рассыпались»
добрый
злой
трусливый
смелый
толстый
тонкий
черный
белый
вверх
вниз
внутри
снаружи
смех
рыданья
здравствуйте
до свиданья
4. Рефлексия.
- Подведём итоги.
- С какими словами вы познакомились на уроке?
- Чем ещё занимались на уроке?
- Что понравилось на уроке?
– Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня вы все очень хорошо поработали, были активны, внимательны. Давайте теперь посчитаем звёздочки. Кто сколько набрал? (Поощрительные призы).
5. Домашняя работа
Я- антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня……( )
- Спасибо за урок. Всего хорошего.