kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
Антонимы

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Мешкова Наталья Владиславовна

Место работы

МКОУ «СОШ с. Прималкинского»

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык и литература

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Урок № 5 Раздел «Лексика». «Антонимы»

Базовый учебник

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов.

Цель  урока: повторить и обобщить изученный материал по  разделу «Лексика», ; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи. дать представление об антонимах, тренировать пятиклассников в умении использовать в своей речи синонимы и антонимы., познакомить уч-ся с антонимами как лексическим средством русского языка.

         9.   Задачи: 

         - обучающие научить распознавать антонимы и синонимы; раскрыть роль антонимов в речи.

                     работать с  орфоэпическим и орфографическим, фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;

         -развивающие : развивать умения и навыки анализа текста,

 прививать интерес к предмету,  продолжать работу над                  

                     формированием навыков грамотного письма.

-воспитательные : воспитывать любовь к  художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, развитие речи уч-ся.

         10. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование : интерактивная доска,

Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Оргмомент

Проверка готовности к уроку, готовность к восприятию

Готовят  к уроку рабочее место

1мин.

2.

Определение цели путешествия

Презентация на интерактивной доске

 ( слайд 1)

Презентация. Слайд 1

Задает вопрос: Как вы определите цель нашего путешествия

Слушают и  отвечают на вопрос учителя

2мин.

3.

Актуализация опорных знаний. Введение в тему

Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?

-Какой раздел науки о языке изучает лексика

Сегодня у нас необычное занятие - урок путешествие по острову «Лексика».Отправиться в путешествие мы должны с багажом знаний.

Ученики отвечают на вопросы

2 мин

  4.

Постановка цели.

Слайд 2

Ориентирует на формулировку цели урока:

Давайте сформулируем цели нашего путешествия

1.Что мы должны знать?

2.Что должны уметь различать?

Ученики отвечают:

- Предмет изучения лексики

- Различать синонимы и антонимы

2 мин.

5

6.

Словарная работа.

Работа с толковым словарем

Коллективная работа.

Слайд №3

Слайд №4

Предлагает отгадать кроссворд:

Дает письменное задание

Какое слово мы отгадали? Как называется островок? Какая часть слова вам знакома? Что она обозначает?

Отгадывают кроссворд

Записывают в тетради слово, ставят ударение, выделяют орфограммы

Ученики отвечают.

Антонимы. «Оним»-имя. Название островка «Антонимы»

5 мин.

7

Введение в тему

Изучение нового материала

Работа с толковым словарём

Слайд 4

Слайд 5

 Учитель:

Каково лексическое значение слова. За помощью мы обратимся к членам экспертной группы.

Ученики дают определение.

 -Какие  задачи мы д0лжны решить?

Ученики дают определение, определяют цель путешествия

2 мин.

8

Физкультур-

Задание творческой группе. Работа по теме урока

     Просмотр презентации, подготовленной учеником.

Слайд 6

 Учитель

-Сочинить сказку, используя антонимы.

Учитель ставит вопрос:

-А почему эти слова называют спорщиками? На  этот вопрос нам помогут ответить ребята.

Сценка.

Вывод:

-Антоним существует только в антонимичной паре. Как называется такой прием в литературе?

-А как вы думаете, на каких предметах вы встречаете слова с противоположным значением?

Учитель: Что вы знаете о творчестве Б.Заходера

Дети работают самостоятельно

Дети разыгрывают сценку.

Дети отвечают

-Антитеза.

Уч-ся отвечают:

-Математика, литература, физкультура.

Ученик представляет свою презентацию

20 мин.

3 мин.

4 мин.

.

9.

Коллективная работа. Игра «Эхо»

Злектронное упражнение для глаз

Слайд7

Учитель предлагает поиграть

Задание 1. Закончить предложения.

Задание 2.  Подобрать к словам антонимы

  Учитель предлагает ответить на вопросы:

_ Какие слова вам встретились?

К какой части речи их можно отнести?

Ученики отвечают:

-Высоко-низко, далеко- близко, потерял-нашёл.

7 мин.

10

Физминутка

Слайд 8


 

3 мин.

11

Работа в парах

Слайд 9

Дает задание. Прочитайте правильно слова в предложениях.  Составляют пословицы. Вставляют пропущенные буквы.

Работают  со словами, расставляя ударения, составляя предложения

7 мин.

12

13

14

Самостоятельная работа

Отчет творческой группы.

Подводим итоги урока.

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Просмотр видеоролика

 Организует дифференцированную  работу

Задания:1 группа

Найти в тексте  слова, которые имеют антонимы.

2 группа: Выписать из текста антонимы.

Учитель:

-Какие антонимы вы встретили?

Задание:

-Выписать антонимы, заполнить таблицу.

Учащиеся выполняют  в тетрадях разноуровневые задания

Работают с интерактивной доской

Отвечают на вопросы,

6 мин

3мин.

15

Итог урока.

Учитель задаёт вопросы:-

Для чего нужны антонимы?

-Какие части речи в роли антонимов?

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания

4 мин.

12.

Рефлексия

Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

-  С каким настроением вы вернулись из путешествия?.

- Спасибо за урок!

Работают с карточками, лежащими на партах

1 мин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Антонимы"»

МКОУ «СОШ с. ПРИМАЛКИНСКОГО»  ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА КБР Урок русского языка по теме « АНТОНИМЫ» 5 класс. Учитель русского языка и литературы:  Мешкова Наталья Владиславовна 2013 год.

МКОУ «СОШ с. ПРИМАЛКИНСКОГО» ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА КБР

Урок русского языка

по теме « АНТОНИМЫ»

5 класс.

Учитель русского языка и литературы:

Мешкова Наталья Владиславовна

2013 год.

ОСТРОВ «ЛЕКСИКА» - с греческого τὸ λεξικός от ἡ λέξις - слова, выражения, обороты, весь словарный запас языка»

ОСТРОВ

«ЛЕКСИКА» - с греческого τὸ λεξικός

от ἡ λέξις - слова, выражения, обороты, весь словарный запас языка»

Словарная работа:  лекс…ка, омон…мы, с…нон…мы, кр…(сс)сворд, д…алог, ант…теза…

Словарная работа: лекс…ка, омон…мы, с…нон…мы, кр…(сс)сворд, д…алог, ант…теза…

9 1 2 3 4 5 6 7 8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9 1 к а п и п т а а я ш н р т т к у о а в о с н р б о р ь и к м л м е н н ы р а о я к л к ь 2 3 4 5 6 7 8

9

1

к

а

п

и

п

т

а

а

я

ш

н

р

т

т

к

у

о

а

в

о

с

н

р

б

о

р

ь

и

к

м

л

м

е

н

н

ы

р

а

о

я

к

л

к

ь

2

3

4

5

6

7

8

?

?

ОСТРОВ «АНТОНИМЫ» -  (с греческого αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения

ОСТРОВ

«АНТОНИМЫ» -  (с греческого αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения

Жарко - холодно, покраснел - побелел,  кислый - сладкий Вывод:

Жарко - холодно, покраснел - побелел,

кислый - сладкий

Вывод:

Цель путешествия:   - Что такое антонимы?  -Для чего они нужны?  -Какой частью речи они являются? - Что нужно учитывать при подборе антонимов?

Цель путешествия:

- Что такое антонимы?

-Для чего они нужны?

-Какой частью речи они являются?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

Цель презентации: познакомиться с творчеством детского писателя Бориса Заходера. Узнать, как он стал поэтом.

Цель презентации:

познакомиться с творчеством детского писателя Бориса Заходера.

Узнать, как он стал поэтом.

Актуальность презентации Актуальность работы заключается в том, что мои одноклассники плохо знают стихи Бориса Заходера, и я хочу познакомить их с его творчеством.

Актуальность презентации

Актуальность работы заключается в том, что мои одноклассники плохо знают стихи Бориса Заходера, и я хочу познакомить их с его творчеством.

Борис Заходер Выполнил ученик 5Б: Попов Владимир

Борис Заходер

Выполнил ученик 5Б:

Попов Владимир

Борис Заходер   Борис Владимирович Заходер — русский поэт, автор стихов, сказок, пьес для детей. Известен пересказами классических произведений зарубежной детской литературы («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни-Пух...» Алана Милна).

Борис Заходер

Борис Владимирович Заходер — русский поэт, автор стихов, сказок, пьес для детей. Известен пересказами классических произведений зарубежной детской литературы («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни-Пух...» Алана Милна).

Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года, в молдавском городе Кагул. Детство провел в Москве. После школы Боря поступил в Литературный институт, откуда в 23 года ушел на фронт. Институт окончил в 1946 году, после демобилизации.

Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года, в молдавском городе Кагул. Детство провел в Москве. После школы Боря поступил в Литературный институт, откуда в 23 года ушел на фронт. Институт окончил в 1946 году, после демобилизации.

В армейской печати военных лет появились его стихотворения, однако к профессиональным занятиям литературой Борис Владимирович пришел лишь в начале 1950-ых годов. Первой серьезной публикацией был сборник переводов

В армейской печати военных лет появились его стихотворения, однако к профессиональным занятиям литературой Борис Владимирович пришел лишь в начале 1950-ых годов. Первой серьезной публикацией был сборник переводов "Веселые стихи польских поэтов".

Произведения   «Винни-Пух и все-все-все» Стихи и сказки «На Горизонтских островах»

Произведения

«Винни-Пух и все-все-все»

Стихи и сказки

«На Горизонтских островах»

«Русачок» Мохнатая азбука «Кит и кот» «Кто ходит в гости по утрам...»

«Русачок»

Мохнатая азбука

«Кит и кот»

«Кто ходит в гости по утрам...»

И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь… Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь… Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь… Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты… Скажу тебе я слово ТРУС,  Ответишь ты… Теперь НАЧАЛО я скажу. Ну отвечай…

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь…

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь…

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь…

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты…

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну отвечай…

ВЫСОКО-НИЗКО, ДАЛЕКО-БЛИЗКО, ПОТОЛОК-ПОЛ, ПОТЕРЯЛ-НАШЕЛ, ТРУС-ХРАБРЕЦ, НАЧАЛО-КОНЕЦ.

ВЫСОКО-НИЗКО,

ДАЛЕКО-БЛИЗКО,

ПОТОЛОК-ПОЛ,

ПОТЕРЯЛ-НАШЕЛ,

ТРУС-ХРАБРЕЦ,

НАЧАЛО-КОНЕЦ.

Клумба рассыпанных пословиц. Работа в парах.

Клумба рассыпанных пословиц.

Работа в парах.

Физминутка Под весенние напевы Повернемся вправо, влево.  Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Повернись направо к другу. Правую дай руку другу.

Физминутка

Под весенние напевы

Повернемся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

Замените антонимами все слова, у которых они есть.  Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и оправился в путь. Через час он свернул влево, а еще через час –вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шел все быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади еще виднелась опушка и какие-то далекие огоньки.  Получился ли у вас текст, не лишенный смысла? (1-ая группа)

Замените антонимами все слова, у которых они есть.

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и оправился в путь.

Через час он свернул влево, а еще через час –вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шел все быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади еще виднелась опушка и какие-то далекие огоньки.

Получился ли у вас текст, не лишенный смысла?

(1-ая группа)

(2-ая группа) Яблоко    Сапгир Генрих У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Hу, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А мышонок - высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка - далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыпленок - тем, Что очень велико и тяжело. А Котенку все равно: - Кислое - зачем оно? - Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Задание: выписать из стихотворения Антонимы.

(2-ая группа)

Яблоко   Сапгир Генрих

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Hу, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка - далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котенку все равно:

- Кислое - зачем оно?

- Что вы? - шепчет Червячок,

- Сладкий у него бочок.

Задание: выписать

из стихотворения

Антонимы.

Индивидуальная работа. Учимся сочинять сказки.

Индивидуальная работа.

Учимся сочинять сказки.

Цель путешествия:   - Что такое антонимы?  -Для чего они нужны?  -Какой частью речи они являются? - Что нужно учитывать при подборе антонимов?

Цель путешествия:

- Что такое антонимы?

-Для чего они нужны?

-Какой частью речи они являются?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

Рефлексия.

Рефлексия.

  • Я узнал, что…
  • Мне было интересно…
  • Больше всего мне понравилось…
Оценка своей деятельности. «Я понял тему урока и могу работать по эталону». «Я понял и могу объяснить другим». «Я понял, что такое антонимы, но у меня есть сомнения»

Оценка своей деятельности.

«Я понял тему урока и могу работать по эталону».

«Я понял и могу объяснить другим».

«Я понял, что такое антонимы, но у меня есть сомнения»

Домашнее задание:  1, 2группа. Написать сочинение-рассуждение по одной из пословиц. 3-я группа. Упражнение 361. 3 задание . Нарисовать иллюстрации, используя слова с противоположным значением ( по желанию).

Домашнее задание: 1, 2группа. Написать сочинение-рассуждение по одной из пословиц.

3-я группа. Упражнение 361.

3 задание . Нарисовать иллюстрации, используя слова с противоположным значением

( по желанию).

БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ!

БЛАГОДАРЮ

ЗА РАБОТУ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку по теме "Антонимы"

Автор: Мешкова Наталья Владиславовна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "ТЕМА :   Антонимы 5 класс с казахским языком обучения"
    ["seo_title"] => string(48) "tiemaantonimy5klassskazakhskimiazykomobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "272382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451972782"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе  		казахской школы    по теме « Антонимы»"
    ["seo_title"] => string(99) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-kazakhskoi-shkoly-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "276184"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452687442"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства