kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочный открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык    5 «Б» класс                    Открытый урок на тему «Антонимы»

№ 54

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Тема открытого урока:

Антонимы

Цели : (Слайд № 2)

Образовательные: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”, провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; находить их в тексте, употреблять антонимы в своей речи с определенными целями.

Развивающая: развить творческое мышление, активность учащихся.

Воспитательная: привить любовь к антонимам, повысить интерес к русскому языку.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Орг. момент

А) Приветствие

Б) Психологический настрой

В) Оборудование

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня урок не простой, а открытый. Т.е. к нам придут гости, посмотреть на наши знания.

Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем удачного дня.

Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательной школы под ред. М.Р.Кондубаева, Ф.Г.Брулева,  Алматы,  Атамура, 2015, интерактивная доска

Учащиеся приветствуют друг друга

Учащиеся выполняют действия соответственно урока

2. Опрос домашнего задания

А) Опрос устно

-Что такое синонимы?

-Что такое доминанта синонимичного ряда?

Б) Упр. 303.

1. Вьюга, пурга, снег.

2. Очи, глаза

3. Зеницы, орлицы.

4. Длинная, затяжная. Короткое, непродолжительное.

5. Красная, алая.

Уч-ся читают домашнее задание

3. Словарный диктант

(Слайд № 3).

- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)

Записываем число, классная работа и тему урока,

Назови

те антонимы (Солнце – тень, близко – далеко, низко –высоко).

Что же такое антонимы? (Слайд № 4).

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя».

Слова одной и той части речи с противоположным лексическим значением называются антонимы.

Записывают в тетради число, классная работа и тему урока.

 Пары антонимов

4. Объяснение новой темы

Антоним.

 Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться.

Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

Игра «Наоборот»  (Слайд № 5).

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово  «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял  нашёл).

Слайд № 6.

Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (Ученье – неученье; свет-тьма Корень учения горек, да плод его сладок).

Слайд № 7.

Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби …     . (отдавать).

Сытый …      не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся …      .(назад)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

Слайд № 8.

Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - ….

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

Уч-ся делают словарную работу, отвечают на вопросы, делают выводы. 

Устно подбирают антонимы к словам

Записывают антонимы

5.Выполнение практических упражнений 

Слайд № 9.

Прочитайте. Вставьте в них подходящее по смыслу синонимы.

  1. Вьюга (плакала, выла, рыдала) за окном, а мы сидели и молча слушали эту (зимнюю, снежную) музыку без слов.
  2. После (сильного, безудержного) дождя листва на деревьях стала (мокрой, влажной, сырой).
  3. (Спокойный, мирный) голос прозвучал около меня, и мне стало вдруг (радостно, весело), что рядом есть (хороший, замечательный, верный) друг.

Звезды (меркнут, гаснут), солнце (всходит, появляется) над степью.

Уч-ся  слушают, записывают, делают выводы,  выполняют задания по группам, по парам, индивидуально.

Уч-ся работаю над текстом, упражнением.

6.Физминутка

Слайд № 10. Физкультминутка.(музыкальная)

Уч-ся выполняют физкультминутку

7. Закрепление урока

Слайд № 11. Устно подберите антонимы

к приведённым словам: Тихий, бедный, толстый,

ленивый, чёрный,  высокий, старый.

 С каким словом возникли  сложности?

Работают устно.

(подбирают антонимы к данным словам)

8.Рефлексия

Слайд № 14.

  • Я узнал(а)…
  • Было интересно…
  • Особенно понравилось…
  • Вызвало затруднение…

Заполняют постер по группам (приклеивают смайлики )

9.Домашнее

   задание

Упражнение 309 стр. 136

Записывают в дневник и в тетрадь

10.Оценивание.

Итог урока

Выставление оценок за урок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы" 5 класс»

Русский язык 5 «Б» класс Открытый урок на тему «Антонимы»

54

Деятельность учителя

Деятельность ученика



Тема открытого урока:

Антонимы

Цели : (Слайд № 2)

Образовательные: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”, провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; находить их в тексте, употреблять антонимы в своей речи с определенными целями.

Развивающая: развить творческое мышление, активность учащихся.

Воспитательная: привить любовь к антонимам, повысить интерес к русскому языку.




Учащиеся готовятся к уроку.

1. Орг. момент




А) Приветствие





Б) Психологический настрой






В) Оборудование

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня урок не простой, а открытый. Т.е. к нам придут гости, посмотреть на наши знания.



Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем удачного дня.




Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.



Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательной школы под ред. М.Р.Кондубаева, Ф.Г.Брулева, Алматы, Атамура, 2015, интерактивная доска


Учащиеся приветствуют друг друга






Учащиеся выполняют действия соответственно урока


2. Опрос домашнего задания

А) Опрос устно

-Что такое синонимы?

-Что такое доминанта синонимичного ряда?

Б) Упр. 303.

1. Вьюга, пурга, снег.

2. Очи, глаза

3. Зеницы, орлицы.

4. Длинная, затяжная. Короткое, непродолжительное.

5. Красная, алая.

Уч-ся читают домашнее задание

3. Словарный диктант

(Слайд № 3).

- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)

Записываем число, классная работа и тему урока,

Назови

те антонимы (Солнце – тень, близко – далеко, низко –высоко).

Что же такое антонимы? (Слайд № 4).

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя».

Слова одной и той части речи с противоположным лексическим значением называются антонимы.

Записывают в тетради число, классная работа и тему урока.

Пары антонимов

4. Объяснение новой темы

Антоним.

Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться.

Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

Игра «Наоборот» (Слайд № 5).

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

Слайд № 6.

Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (Ученье – неученье; свет-тьма Корень учения горек, да плод его сладок).

Слайд № 7.

Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

Слайд № 8.

Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

Уч-ся делают словарную работу, отвечают на вопросы, делают выводы.








Устно подбирают антонимы к словам













Записывают антонимы





















5.Выполнение практических упражнений

Слайд № 9.

Прочитайте. Вставьте в них подходящее по смыслу синонимы.

  1. Вьюга (плакала, выла, рыдала) за окном, а мы сидели и молча слушали эту (зимнюю, снежную) музыку без слов.

  2. После (сильного, безудержного) дождя листва на деревьях стала (мокрой, влажной, сырой).

  3. (Спокойный, мирный) голос прозвучал около меня, и мне стало вдруг (радостно, весело), что рядом есть (хороший, замечательный, верный) друг.

Звезды (меркнут, гаснут), солнце (всходит, появляется) над степью.

Уч-ся слушают, записывают, делают выводы, выполняют задания по группам, по парам, индивидуально.


Уч-ся работаю над текстом, упражнением.


6.Физминутка


Слайд № 10. Физкультминутка.(музыкальная)


Уч-ся выполняют физкультминутку

7. Закрепление урока

Слайд № 11. Устно подберите антонимы

к приведённым словам: Тихий, бедный, толстый,

ленивый, чёрный, высокий, старый.

С каким словом возникли сложности?


Работают устно.

(подбирают антонимы к данным словам)

8.Рефлексия

Слайд № 14.

  • Я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…


Заполняют постер по группам (приклеивают смайлики )

9.Домашнее

задание

Упражнение 309 стр. 136

Записывают в дневник и в тетрадь

10.Оценивание.

Итог урока

Выставление оценок за урок






Проверено:





















Рефлексия

  • Я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…




Рефлексия

  • Я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…




Рефлексия

  • Я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…




Рефлексия

  • Я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…




Рефлексия

  • Я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…




Рефлексия

  • Я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…




Рефлексия

  • Я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…














1









 
















 














3


 


4









2

 

 

 

 

 

 

 

 

 







5



 


 


 



6






 



 


 


 



 




7

 

 

 

 

 


 

8

 

 

 

 

 





 

10









 



9

 

 

 

 


11

 

 

 


12

 

 

 

 





 

13

 


 




 






14

 

 

 

 



15

 

 

 

 







 


 




 


 








 


 




 


 








 


 




 


 








 


 




 


 








 


 




 
























По горизонтали: 2.Старость. 7.Смерть. 8.Жара. 9.Друг. 11.Война. 12.Ночь. 14.Море. 15.Земля.



По вертикали: 1.Лень. 3.Правда. 4.Плач. 5.Слабость. 6.Счастье.

10 .Ум. 12.Злость. 13.Наказание. 15.Конец


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краткосрочный открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы" 5 класс

Автор: Аупенова Сауле Абдиманатовна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства