kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе "Обобщение по теме "Синтаксис"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Цель урока: повторить и обобщить знание лингвистических понятий темы,  умение выделять грамматиченскую основу предложения, строить схемы простых и сложных предложений, правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях. В уроке используются графсхема и матрица "Члены предложения". Материал к уроку подобран по темам  "Спорт", "Олимпиада".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Обобщение по теме "Синтаксис" »





Урок Русского языка в 5 классе


Учитель Власенко Татьяна Васильевна




Тема урока: Обобщение по теме "Синтаксис"


Цель урока:


  1. повторить и обобщить знание лингвистических понятий данной темы;

умение выделять грамматическую основу предложения,

строить схемы предложений разных видов,

отличать простые предложения от сложных,

правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений;

  1. развивать логическое мышление и речь учащихся;

  2. воспитывать интерес к русскому языку;

  3. воспитывать интерес к занятиям физкультурой и спортом.




Оборудование урока: ПК, проектор















Ход урока: 1. Оргмомент.



2. Работа по теме.


  1. Вступительное слово учителя.


Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его "опрятность" в широком смысле этого слова…

Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!

Чтение текста.



Хвала движению.

Вчера я решил твердо, окончательно и бесповоротно, что ежедневно буду вставать ровно в шесть часов. Буду делать на свежем воздухе зарядку, совершать пробежку и принимать холодный душ.

Еще на скалах Древней Эллады свыше двух с половиной лет назад были высечены так понравившиеся мне слова: "Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай!" Я очень хочу быть сильным, красивым и умным. Значит, надо заниматься физкультурой! Ибо движение - это жизнь. Да здравствует движение!


Ребята, я уверена, что все вы хотите быть сильными, красивыми и умными. А значит мы продолжим учиться говорить и писать правильно.




(Работа на уроке строится от частного к общему: слово-словосочетание - предложение - текст)


  1. Словарная работа.


Олимпиада, спортсмен, флаг, огонь, соревнования, победитель, чемпион, медаль, победить, рекорд


  1. Определить вид подчинительной связи слов в словосочетании

(прямое задание)


СОГЛАСОВАНИЕ огонь (какой?) ОЛИМПИЙСКИЙ

УПРАВЛЕНИЕ зажигать (что?) ФАКЕЛ

ПРИМЫКАНИЕ соревнуются (как?) ЧЕСТНО


(обратное задание)

Составить аналогичные сочетания со связью согласование, управление, примыкание по теме "Олимпиада"


  1. Повторение с использованием матрицы "Члены предложения" и граф-схемы "Члены предложения"





Граф-схема "Члены предложения"



Члены предложения


Главные второстепенные


Подлежащее сказуемое дополнение определение обстоятельство

Простое составное


(Простое составное составное

глагольное глагольное именное

сказуемое) сказуемое сказуемое







Члены предложения


Признаки

Сравнения


Члены

предложения


Главный или второстепенный


Отвечает на вопрос


Способ выражения


Подчеркивается


подлежащее



главный


Кто? Что?

Сущ., мест.,

Словосоч.


____________


сказуемое



главный

Что делать?

Какой?

Каков?

Есть что такое?

Глагол

Прилагат. Кр. Прилаг.

Существ.


____________

____________


дополнение



второстепенный

Вопросы косвенных

падежей

Сущ.,

Мест. В косв. п.


------------------


определение



второстепенный

Какой?

Чей?

Прилагат.

Местоимение




обстоятельство



второстепенный

Как? Когда?

Где? Куда?

Откуда?

Наречие,

Сущ. с пр.


_ . _ . _ . _ . _



Работа по вопросам:


- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? Синтаксис.

-Без какой науки немыслимо изучение предложений? Пунктуация.

-На какие две группы делятся члены предложения?

- Что составляют главные члены предложения?

-Расскажите о подлежащем.

-Расскажите о сказуемом.

-Назовите второстепенные члены предложения.

-Как характеризуются предложения по наличию второстепенных членов предложения?

-Как характеризуются предложения по наличию главных членов предложения?

-Чем может быть осложнено предложение?

-Какие члены предложения называются однородными?

-Чем еще может быть осложнено предложение?

-Что такое обращение?

-Какую роль играют вводные слова?


  1. Синтаксический разбор предложения. На доске написано предложение.


Олимпийский флаг - белое полотнище с голубым, черным, красным, желтым и зеленым кольцами.


Грамматическая основа

Характеристика предл.

  1. по цели высказывания.

  2. по эмоциональной окраске,

  3. по наличию количества граммат основ.

  4. по наличию второстепенных членов,

  5. по наличию главных членов

  6. чем осложнено




  1. Работа с текстом.


Восстановить деформированный текст с помощью однокоренных слов к слову "олимпиада"


В тексте речь идет о главном спортивном соревновании, которое бывает лишь 1 раз в четыре года.


Олимпиада - праздник спорта.

(1) (Олимпийский) огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней (Олимпии) в Греции. (2)Олимпийский огонь на факеле в ходе символической эстафеты проходит по территории всех континентов: Австралии, Азии, Америки, Африки Европы. (3)Финалист эстафеты зажигает пламя олимпийского костра.

(4) Гори, гори, огонь (Олимпиады)! (5) "Быстрее, выше, сильнее!" (6) Эти слова - девиз олимпийских игр. (7) Развевается олимпийский флаг, и спортсмены в честной борьбе спорят за олимпийские награды. (8) Когда начнется олимпиада, мы будем болеть за наших (олимпийцев).



  1. Найти грамматическую основу заголовка. Объяснить постановку знака препинания.

  2. Найти грамматическую основу первого предложения. Как называется такое предложение? (односоставное)




  1. Чем осложнено второе предложение? Начертим его схему

  2. Найти грамматическую основу 4 предложения. Чем осложнено предложение? Начертить схему

  3. Шестое предложение. Найти грамматическую основу. Начертить схему.

  4. Седьмое предложение. Найти главные члены предложения. Какое это предложение по количеству грамматических основ. Начертим схему

  5. Прочитаем восьмое предложение , найдем главные члены предложения. Каким союзом соединены простые предложения в составе сложного. Начертим схему.

  6. Составить предложение с обращением с призывом к олимпийцам.

( Олимпийцы, порадуйте нас победами.)

Можно начертить схему предложения с обращением.


Пока записывает на доске, класс работает над лексикой


Однокоренные слова и

формы слова

Олимпиада - олимпийский - Олимпия - олимпийцы - однокоренные

Олимпийский, олимпийских, олимпийские - формы одного слова.



7. Творческое задание


Составить рекомендацию, используя свои знания по теме "синтаксис", "Как стать олимпийским чемпионом"

А мы послушаем домашнее задание "Зачем надо заниматься спортом"



  1. Релаксация.

- Что нового узнали на уроке?

- Кто любит заниматься спортом?

- Почему заниматься спортом необходимо?

-Тождественны ли понятия "спорт" и "здоровый образ жизни"?

- Какие вредные привычки мешают здоровому образу жизни?

- Почему я прошу вас на каждом уроке сесть правильно?








Итог урока


Итак, чтобы научиться красиво и грамотно выражать свои мысли, каждый человек должен, прежде всего, стараться следить за своей речью, правильно использовать в речи слова, правильно строить предложения. Сегодня на уроке мы сделали еще один шаг вперед в освоении грамотной речи. Эту работу вы продолжите дома.


Домашнее задание

Оценки



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок в 5 классе "Обобщение по теме "Синтаксис"

Автор: Власенко Татьяна Васильевна

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Дидактический материал к уроку русского языка в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного»"
    ["seo_title"] => string(80) "didaktichieskii_matierial_k_uroku_russkogho_iazyka_v_5_klassie_po_tiemie_sintaks"
    ["file_id"] => string(6) "453699"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517332756"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Презентация и конспект урока по русскому языку в 5 классе «Новогоднее путешествие»обобщение темы : «Синтаксис и пунктуация» "
    ["seo_title"] => string(140) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-novoghodnieie-putieshiestviie-obobshchieniie-tiemy-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "119882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413547780"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация-тренажёр для обучающихся 9-го класса на тему "Синтаксис и пунктуация""
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiiatrienazhiordliaobuchaiushchikhsia9ghoklassanatiemusintaksisipunktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "339921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1471551345"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока русского языка  по теме " Синтаксис и пунктуация" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "246243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446315872"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "246366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446365036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства