Технологическая карта урока русского языка по теме " Синтаксис и пунктуация" в 5 классе
Технологическая карта урока русского языка по теме " Синтаксис и пунктуация" в 5 классе
Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"
Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, обращение, интонация, постановка знаков препинания на письме).
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием: «Самоконтроль», «Отвечают все», «По выбору группы», «По выбору учителя». Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"
Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, обращение, интонация, постановка знаков препинания на письме).
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием: «Самоконтроль», «Отвечают все», «По выбору группы», «По выбору учителя». Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"
Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, обращение, интонация, постановка знаков препинания на письме).
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме " Синтаксис и пунктуация" в 5 классе »
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Синтаксис и пунктуация".
Учитель: Мелихова Светлана Васильевна
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Тема урока: "Синтаксис и пунктуация".
4. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
5. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"
6. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, обращение, интонация, постановка знаков препинания на письме).
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания , формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.
Организационный
Цель: подготовка ребят к работе на уроке.
Приветствие, организация рабочего места учащихся, проверка готовности к уроку.
приведите
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)
2.
Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности обучающихся.
Цель:
- включение обучающихся в деятельность;
-постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.
Постановка проблемного вопроса: «Пригодятся ли знания, полученные при изучении синтаксиса и пунктуации, в нашей жизни, приведите примеры?
Учащимся предлагается высказать свое мнение по поводу высказываний ( Слайд № 1). Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока ( Слайд № 2)
Комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схему предложений в тетради
( один ученик - у доски). Соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока:
" Синтаксис и пунктуация".
.
Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).
3.
Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Теоретический зачет в группах (по уровню подготовки учащихся) по контрольным вопросам учебника(Слайд 3)
- Что изучается в синтаксисе и пунктуации?
-Какие члены предложения составляют его грамматическую основу? Расскажите о них?
- Какие члены предложения распостраняют их? Расскажите о них?
- На какие группы делятся предложения по наличию главных и второстепенных, цели высказывания и интонации?
- Какие пунктационные знания вы изучили в этом разделе?
Для контроля со стороны учителя, по определению знаний учащихся используются карточки : «Самоконтроль», », «Отвечают все», «По выбору группы», «По выбору учителя».
Предлагает вспомнить все пунктограммы, изученные в разделе " Синтаксис и пунктуация". Организует фронтальный опрос.
Учащиеся выполняют задания, фиксируя ответы в карточках, корректируют и поправляют неточности и ошибки в устных ответах соперников из других групп.
Фронтальная работа.
Отвечают на вопросы.
Проверка ЗУН учащихся, определение степени подготовленности, выявление пробелов и недопониманий.
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р).
Определяют лексическую связь между словами, делают выводы об одинаковых корнях слов. Определяют значение слова в контексте.
Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П).
Организует " Пунктуационную зарядку" и работу в группах по рядам. ( Слайд №6)
Работают в группах по "Визитным карточкам": отгадывают загадку, о каком знаке препинания идет речь и называют пунктограммы, в которых этот знак препинания употребляется.
Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруд-нения (Р). Моделирование, преобразование объекта ( предложение - в схему) (П).
5.
Применений знаний и умений в новой ситуации.
Цель: совершенствование умений работы с текстом: собери текст из предложений, озаглавь их, осуществи синтаксический разбор, проверь свою работу.
Отработка навыка постановки знаков препинания.
Физминутка.
Работа с текстом.( Слайд 7)
А) Как посп…вают кедровые орешки, она с утра до вечера делает запасы.
Б) Наб…ет в зоб орешков, а потом засовывает их в трещины скал, пряч…т в дуплах деревьев, зарывает в землю.
В) Кедро…ка – таежная птица.
Г) Запасами кедро…ки кормят…ся многие таежные зверьки белки, бурундуки, мыши.
Разминка по теме: «Грамматическая основа предложения», проектируется текст стихотворения А.Плещеева. ( Слайд №10)
Проверка умения обучающихся слушать интонацию учителя при чтении, применять правила постановки знаков препинания, соотносить с соответствующей схемой предложения.
Если грамматическая основа называется учителем правильно, ученики хлопают в ладоши, если не правильно, то не хлопают .
Работа в парах: (Слайд 7)
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Озаглавьте текст.
Определите тип речи.
Вставьте пропущенные буквы.
Укажите грамматическую основу предложения В.
Укажите предложение с однородными членами.
Укажите предложение с пунктационной ошибкой.
Выполнение работы в парах.
Обмен тетрадями с партнером, проверка выполнения задания.
Выполняют физминутку.
Умение работать с текстом, слаженно действовать при работе в парах, уметь обосновать свой ответ, самостоятельно озаглавливают текст, определяют тему, основную мысль текста, выполняют синтаксический разбор выделенных предложений, составляют схемы, объясняют постановку знаков препинания.
Умение оценивать действие одноклассников (К).
Двигательная, пальчиковая, зрительная гимнастики
6.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: коррекция знаний
Организация работы с текстом «Синтаксис и пунктуация» ( лингвистический тренажер, текст №7, раздается каждому ученику). ( Слайд №11)
Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку.
Прочитывают хором, соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре, дают характеристику;
Написание мини-сочинения «Люби и охраняй природу», выполнение задания.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К).
Самоанализ и оценивание задания учащимися.
Умение применить полученные на уроке ЗУН при написании мини-сочинения.
7.
Домашнее задание
( записано на доске).
Подготовка к контрольному диктанту (повторить контрольные вопросы).
Упражнение №251 (более сильным ученикам), №253 (для остальных учащихся).
Записывают ДЗ в дневники.
Повторение и обобщение ЗУН полученных на уроке.
8.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд № 13)
Оценивает работу на уроке.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осозна-ние обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р).
Приложение № 1. Презентация " Синтаксис и пунктуация"
Слайд 1. К.Г.Паустовский: "Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться".
А.П.Чехов:"Знаки препинания служат нотами при чтении".
Слайд 2: Словарная статья слова "Нота".
Нота - 1). Графический знак, который изображает музыкальный звук. 2). Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.
А тон речи - это интонация, манера произношения.
Слайд 3: Закончи предложение....
синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются....
словосочетание -это....
словосочетание состоит из....
предложение - это.....
по цели высказывания предложения бывают...
по интонации предложения бывают...
по составу предложения бывают..
простое предложение - это...
сложное предложение -это...
по наличию второстепенных членов.....
предложение может быть осложнено....
Слайд 4: Знаете ли вы, что.... знаки препинания, пинать, пнуть, запятая, препятствие, имеют общее значение остановки. Чтобы поставить запятую, нужно пнуть пером в бумагу. Точка, ткнуть - однокоренные слова." Вот тут-то и запятая".
Слайд 5: Упражнение 1.
1). Ребята, а вы знаете историю знаков препинания?
2). Ребята нашего класса знают историю знаков препинания.
Слайд 6: Упражнение 2.
1). У последней точк.. на послед... строчк... собралась к...мпания знаков препинания.
2). Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.
Слайд 7: Рефлексия, итог урока.
Какой раздел лингвистики мы сегодня повторяли?
Какие пунктограммы повторили?
Какие задачи ставили и достигли ли цели урока?
Мне понравилось потому что..
Мне не понравилось, потому что....
Приложение 2. "Визитные карточки для работы в группах".
Словам раскрывают объятья:
- Ждем вас в гости, милые братья.
Всегда подслушать норовят,
То, что другие говорят
На крохотное ушко
Похожа завитушка
Выйдет на дорожку -
Всем подставит ножку.
Мной кончается рассказ.
Значит я важнее вас!
Ляжет палочкой на строчку
- Проходите по мосточку.
Я важней чем запятая:
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Вечно думаю над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу,
Но - тайком,
Какими-то далекими туманными намеками.
Словам раскрывают объятья:
- Ждем вас в гости, милые братья
Приложение 3:
Упражнение 3. Расставь знаки препинания в предложении, выделить грамматическую основу, построить схему, объяснить выделенные орфограммы.
Люди обрывают ягоды рябины после заморозков, когда ягоды приобретают горьковатый вкус.
Большая туча прорвалась, и полил дождь.
ДЗ на доске. Сильным - составить предложение с 5-6 знаками препинания. Всем: устное сочинение на лингвистическую тему (план прилагается)