kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и конспект урока по русскому языку в 5 классе «Новогоднее путешествие» обобщение темы : «Синтаксис и пунктуация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация  в виде новогоднего путешествия по странам, позволят обучающимся закрепить материал по теме "Синтаксис и пунктуация:словосочетание,знаки препинания в простом предложении при однородных членах, обращении, при прямой речи. Знаки препинания в сложном предложении. Такойспособ повторения при помощи путешествия позволит увлечь учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 5 классе»

8



Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Тема: «Новогоднее путешествие». Урок закрепление по теме «Синтаксис и пунктуация»(слайд 1)

Форма урока - путешествие

Цели урока:

1.Повторить изученное по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

2. Закрепить умения

  • - находить в предложении словосочетания по заданным схемам;

  • - производить разбор простого, сложного предложений, давать характеристику этим предложениям;

  • -расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, с обращением, с прямой речью;

  • - расставлять знаки препинания в сложном предложении;

3. развивать творческое воображение, логическое мышление, связную речь; развивать познавательный интерес к предмету "русский язык".

Оборудование: мультимедиапроектор, карточки, запись МП-3, презентация, бортовые журналы.



Ход урока:

  1. Организационный момент : (2 минуты)

  2. Слово учителя: (2 слайд)

Вводная часть урока:

Минувший год уходит,

И время торопливое не ждёт

Листок последний сорван календарный,

Навстречу нам шагает Новый год.

Встреча Нового года –давняя традиция. Ни в одном другом празднике так ярко не проявляется характер народа, его обычаи и традиции.

Давайте сегодня отправимся в путешествие по миру вместе с Дедом Морозом и узнаем, как встречается Новый Год в разных странах, а заодно повторим материал большого раздела: «Синтаксис и пунктуация» и закрепим умения: (слайд 3)

- выделять главные и второстепенные члены предложения;

- находить в предложении словосочетания по заданным схемам;

- производить разбор простого, сложного предложений, давать характеристику этим предложениям;

-расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, с обращением;

- расставлять знаки препинания в сложном предложении;

Каждое путешествие будет у нас происходить поэтапно. Предлагаю всё увиденное заносить в бортовой журнал, который я вам выдала. Лучшие ребята будут поощрены хорошими оценками.

Итак, чтобы отправиться нужно проверить багаж знаний, который нам поможет в пути терминологическим диктантом. (читаются лексические значения, записываются рядом ответы):

  1. Терминологический диктант:( 5 минут)

  1. Как называется подлежащее и сказуемое? (Основа)

  2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (Дополнение)

  3. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: О ком, о чем говорится в предложении? (Подлежащее)

  4. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое)

  5. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда? (Обстоятельство)

  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей? Который? (Определение)

  7. Предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)

  8. Предложение, в котором несколько грамматических основ? (Сложное)

  9. Члены предложения, отвечающие на один вопрос, являются одним членом предложения, относятся к одному слову (однородные)

Самопроверка(4слайд)

Багаж знаний проверен, взлетаем.(5слайд)

  1. (6 слайд) Итак 1 этап «Индия» используем полученный багаж знаний для выполнения задания.

Жители северной Индии в новый год украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.

Найти предложения с однородными членами, определить каким членом предложения они являются. Построить схемы. (5 минут)

2 человека у доски.

Карточка. Допишите предложения, определите, чем выражены однородные члены предложения.

Снег ложился на кусты, на_________, на___________.

Зимой снег на солнышке искрится,___________,____________.

Проверка(7 слайд)

Молодцы!

5. 2этап «Болгария» (8 слайд)

1)В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. 2)Перед праздником самый младший в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. 3)В благодарность добрые дяди и тети дарят ему подарки. 4)Самое интересное начинается с 12-ым ударом часов. 5)В это время в домах на мгновение гаснет свет для новогодних поцелуев. 6)Только после этого хозяйка начинает разрезать пирог с запеченными в нем сюрпризами. 7)Если досталась монетка - жди богатства, веточка розы - любви.

Работа по группам. Вновь используем свой багаж знаний.(5 минут)

1 группа - выделить обстоятельства в 1,2 предложениях

2 группа – выделить определения в 3, 4 предложениях

3 группа - выделить дополнения в 4,5 предложениях

Проверка(9 слайд)

Обстоятельства:
1)В Болгарии, традиционно, дома 2)Перед праздником, в доме, возле елки
Определения: 3) добрые 4)Самое интересное, 12-ым
Дополнения: 5) для поцелуев 6) пирог, в нем

Молодцы!

  1. Мы вновь в пути очень утомились и пора бы нам поразмяться.(1 минута)

Физкультминутка (музыка)

  1. Внимание! этап Япония. (10 слайд) В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.

(11слайд 1 щелчок ) Но что это за схемы, или язык японцев? Предстоит выполнить следующие задания, прежде чем мы отправимся дальше. А пока ребята справляются. 2 человека пойдут к доске выполнять задание по тексту.(5 минут)

1 ученик выписывает из текста 1 простое предложение. Выделите все члены предложения

2 ученик выписывает из текста 1 сложное предложение. Выделите главные члены предложения. Постройте схему.

(11 слайд 2 щелчок) Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите

1.прил.+ сущ.

2.нар.+ глаг.

3.глаг.+ сущ.

4.глаг.+ мест.

Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…


Проверка (11слайд 3 щелчок)

Проверка задания у доски.

Молодцы!


  1. 5 этап . Финляндия. (12 слайд) (Йолупукки) так зовут Деда Мороза финны. Согласно поверью, в былые времена кроме подарков он приносил еще и розги, а визит свой начинал со слов: "Есть ли в этом доме послушные дети?". Сегодня розги почти исчезли, и все дети получают новогодние подарки. А «главные герои» новогоднего пиршества сливовый кисель и рисовая каша.

Финский Дед Мороз приготовил для нас задание: В своём багаже знаний отыщите, что такое обращение. ( 13 слайд 1 щелчок)Найдите его в предложении и выделите. Определи, какое предложение по цели высказывания. (5 минут)

Не трещите, морозы, в заповедном бору.

Серебристая дорога, ты зовёшь меня куда?

Ну ,заяц ,погоди!

А у доски 1 человек(имя) вспомнит, что такое прямая речь и выпишет из текста предложение с прямой речью, построит его схему.

Проверка ( 13 слайд 3 щелчок)

Молодцы!


  1. 6 этап. А теперь держим курс на Родину Деда Мороза и Снегурочки . В Россию.

( 14слайд)

А как же празднуется год в нашей стране? Какие символы новогодние вы знаете? (дети отвечают)

(15 слайд) (2 минуты)

Молодцы, ребята!

Скоро этот праздник придет в каждый дом и мы нарядим новогоднюю ёлку.

Последнее задание у нас будет творческим устным .(4 минут)

Составь небольшой текст по предложенному началу. (Используйте опорные слова) (16 слайд) (подарки, елка, Дед Мороз, каникулы, новогодние угощения, шутки, смех, веселье.) И тогда на нашем уроке ёлочка засияет огоньками.

Скоро Новый год! Это мой самый любимый праздник, потому что…

Проверка работ.

Ребята! Вы просто МОЛОДЦЫ! Дед Мороз приготовил вам подарки, сладости и хорошие оценки.(17 слайд)

10. Обсуждение.

- А сейчас давайте обсудим наш полет.

- Цель нашего путешествия достигнута?

- Понравилось путешествие?

- Что запомнилось?

11. Итоги: оценки. Дома: сочинение-миниатюра «Как Новый год встречают в моей семье».

















Приложение

Карточка.

Допишите предложение, определите, чем выражены однородные члены предложения.

Снег ложился на кусты, на_________, на___________.

_________________________________________________________________

Карточка.

Допишите предложение, определите, чем выражены однородные члены предложения.

Зимой снег на солнышке искрится,___________,____________.

_________________________________________________________________

Карточка


В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.


Карточка


В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.



Карточка

(Йолупукки) так зовут Деда Мороза финны. Согласно поверью, в былые времена кроме подарков он приносил еще и розги, а визит свой начинал со слов: "Есть ли в этом доме послушные дети?". Сегодня розги почти исчезли, и все дети получают новогодние подарки. А «главные герои» новогоднего пиршества - сливовый кисель и рисовая каша.





Терминологический диктант

  1. Как называется подлежащее и сказуемое? (_________________)

  2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (_____________________)

  3. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Кто или что? (____________)

  4. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (______________________)

  5. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда? (_________)

  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей? Который? (______________)

  7. Предложение, в котором одна грамматическая основа? (______________)

  8. Предложение, в котором несколько грамматических основ? (_________________)

  9. Члены предложения, отвечающие на один вопрос, являются одним членом предложения, относятся к одному слову (_________________)

Индия

Найди однородные члены, определи каким членом предложения они являются. Построй схемы.

Жители северной Индии в новый год украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.

______________________________________

____________________________________

Болгария

1)В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. 2)Перед праздником самый младший в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. 3)В благодарность добрые дяди и тети дарят ему подарки. 4)Самое интересное начинается с двенадцатым ударом часов. 5)В это время в домах на мгновение гаснет свет для новогодних поцелуев. 6)Только после этого хозяйка начинает разрезать пирог с запеченными в нем сюрпризами. 7)Если досталась монетка - жди богатства, веточка розы - любви.

Работа по группам.

1 группа - выделить обстоятельства в 1,2 предложениях

2 группа – выделить определения в 3, 4 предложениях

3 группа - выделить дополнения в 4,5 предложениях


Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите

1.прил.+ сущ.________________________________


2.нар.+ глаг.____________________________________


3.глаг.+ сущ.___________________________________


4.глаг.+ мест.____________________________________

Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…


Д\З мини-сочинение «Как Новый год встречают в моей семье»



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе»

Презентация к уроку русского языка в 5 классе  «Новогоднее путешествие»  обобщение темы : «Синтаксис и пунктуация» Учитель русского языка  и литературы МОУ СОШ с.Новая Красавка Марина Валерьевна Коновалова  -декабрь 2011- 01.11.16

Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Новогоднее путешествие» обобщение темы : «Синтаксис и пунктуация»

  • Учитель русского языка

и литературы МОУ СОШ с.Новая Красавка Марина Валерьевна Коновалова

-декабрь 2011-

01.11.16

)  Минувший год уходит,  И время торопливое не ждёт  Листок последний сорван календарный,  Навстречу нам шагает Новый год.  01.11.16

) Минувший год уходит,

И время торопливое не ждёт

Листок последний сорван календарный,

Навстречу нам шагает Новый год.

01.11.16

Закрепление умений:  - выделять главные и второстепенные члены предложения;  - находить в предложении словосочетания по заданным схемам;  - производить разбор простого, сложного предложений, давать характеристику этим предложениям;  -расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, с  обращением, с прямой речью;  - расставлять знаки препинания в сложном предложении;  -перестраивать структуру предложения; 01.11.16

Закрепление умений:

  • - выделять главные и второстепенные члены предложения;
  • - находить в предложении словосочетания по заданным схемам;
  • - производить разбор простого, сложного предложений, давать характеристику этим предложениям;
  • -расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, с
  • обращением, с прямой речью;
  • - расставлять знаки препинания в сложном предложении;
  • -перестраивать структуру предложения;

01.11.16

Терминологический диктант   1) о снова   2)д о полнение   3) подл е жащее   4) ск а зуемое   5) обст о ятельство   6)опр е деление   7)пр о стое   8)сложное  9) однородные 01.11.16

Терминологический диктант

1) о снова

2)д о полнение

3) подл е жащее

4) ск а зуемое

5) обст о ятельство

6)опр е деление

7)пр о стое

8)сложное

9) однородные

01.11.16

01.11.16

01.11.16

Жители северной Индии в новый год украшают себя цветами розовых, красных ,фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки. индия 01.11.16

Жители северной Индии в новый год украшают себя цветами розовых, красных ,фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.

индия

01.11.16

Жители северной Индии в новый год украшают себя цветами розовых, красных ,фиолетовых или белых оттенков.  [ …O, O, O или О… ]      В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на поднос. […O, O и О… ] 01.11.16

Жители северной Индии в новый год украшают себя цветами розовых, красных ,фиолетовых или белых оттенков.

[ …O, O, O или О… ]

В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на поднос.

[…O, O и О… ]

01.11.16

В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. Перед началом праздника самый младший в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. В благодарность добрые дяди и тети дарят ему подарки. Самое интересное начинается с 12-ым ударом часов. В это время в домах на мгновение гаснет свет для новогодних поцелуев. Только после этого хозяйка начинает разрезать пирог с запеченными в нем сюрпризами. Если досталась монетка - жди богатства, веточка розы - любви. . 01.11.16

В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. Перед началом праздника самый младший в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. В благодарность добрые дяди и тети дарят ему подарки. Самое интересное начинается с 12-ым ударом часов. В это время в домах на мгновение гаснет свет для новогодних поцелуев. Только после этого хозяйка начинает разрезать пирог с запеченными в нем сюрпризами. Если досталась монетка - жди богатства, веточка розы - любви.

.

01.11.16

Обстоятельства:  1)В Болгарии , традиционно, дома  2)Перед праздником, в доме, возле елки  Определения:  3) добрые  4)Самое интересное, 12-ым  Дополнения:  5) для поцелуев  6) пирог, в нем   01.11.16

Обстоятельства: 1)В Болгарии , традиционно, дома 2)Перед праздником, в доме, возле елки Определения: 3) добрые 4)Самое интересное, 12-ым Дополнения: 5) для поцелуев 6) пирог, в нем

01.11.16

В Японии  Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. Япония 01.11.16

В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.

Япония

01.11.16

Зима  Белый снег, пушистый  В воздухе кружится  И на землю тихо  Падает, ложится. И под утро снегом  Поле забелело,  Точно пеленою  Все его одело. Темный лес что шапкой  Принакрылся чудной  И заснул под нею  Крепко, непробудно…  1.прил.+ сущ.  2.нар.+ глаг.  3.глаг.+ сущ.  4.глаг.+ мест. Белый снег Крепко заснул Принакрылся шапкой Заснул под нею 01.11.16

Зима Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело.

Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…

1.прил.+ сущ.

2.нар.+ глаг.

3.глаг.+ сущ.

4.глаг.+ мест.

  • Белый снег
  • Крепко заснул
  • Принакрылся шапкой
  • Заснул под нею

01.11.16

Финляндия  - –(Йолупукки) так зовут Деда Мороза финны. Согласно поверью, в былые времена кроме подарков он приносил еще и розги, а визит свой начинал со слов:

Финляндия - –(Йолупукки) так зовут Деда Мороза финны. Согласно поверью, в былые времена кроме подарков он приносил еще и розги, а визит свой начинал со слов: "Есть ли в этом доме послушные дети?". Сегодня розги почти исчезли, и все дети получают новогодние подарки. А «главные герои» новогоднего пиршества сливовый кисель и рисовая каша

01.11.16

* Не трещите , морозы , в заповедном бору.  * Серебристая дорога , ты зовёшь меня куда?  * Ну ,  заяц , погоди! Не трещите морозы в заповедном бору. Серебристая дорога ты зовёшь меня куда? Ну  заяц погоди!  01.11.16

* Не трещите , морозы , в заповедном бору. * Серебристая дорога , ты зовёшь меня куда? * Ну , заяц , погоди!

  • Не трещите морозы в заповедном бору.
  • Серебристая дорога ты зовёшь меня куда?
  • Ну заяц погоди!

01.11.16

01.11.16

01.11.16

Коновалова Марина Валерьевна

Коновалова Марина Валерьевна

Скоро новый год. Это мой любимый праздник, потому что… Год подарки,  елка,  Дед Мороз, каникулы, новогодние угощения, шутки, смех, веселье
  • Скоро новый год. Это мой любимый праздник, потому что…
  • Год
  • подарки,
  • елка,
  • Дед Мороз,
  • каникулы,
  • новогодние угощения,
  • шутки,
  • смех,
  • веселье

01.11.16

ВЕСЬ ОН В ЗОЛОТЕ СВЕРКАЕТ, ВЕСЬ ИСКРИТСЯ ПРИ ЛУНЕ, ЕЛКУ В БУСЫ НАРЯЖАЕТ И РИСУЕТ НА СТЕКЛЕ. ОН ТАКОЙ БОЛЬШОЙ ПРОКАЗНИК – УЩИПНЁТ ЗА САМЫЙ НОС. СКОРО К НАМ ПРИДЁТ НА ПРАЗДНИК… КТО ЖЕ ЭТО? 01.11.16

ВЕСЬ ОН В ЗОЛОТЕ СВЕРКАЕТ,

ВЕСЬ ИСКРИТСЯ ПРИ ЛУНЕ,

ЕЛКУ В БУСЫ НАРЯЖАЕТ

И РИСУЕТ НА СТЕКЛЕ.

ОН ТАКОЙ БОЛЬШОЙ ПРОКАЗНИК –

УЩИПНЁТ ЗА САМЫЙ НОС.

СКОРО К НАМ ПРИДЁТ НА ПРАЗДНИК…

КТО ЖЕ ЭТО?

01.11.16

Молодцы!  Спасибо за урок!   Д/З: сочинение-миниатюра «Как Новый год встречают в моей семье». 01.11.16

Молодцы! Спасибо за урок!

Д/З: сочинение-миниатюра «Как Новый год встречают в моей семье».

01.11.16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Коновалова Марина Валерьевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119882


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства