kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой технологическую карту открытого урока по русскому языку в 9 классе по теме «Синтаксис и пунктуация»

Место данного урока  в разделе – повторение, обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Тип  урока -  урок обобщения и систематизации знаний.

 На уроке  выделяю следующие структурные элементы:

- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

- воспроизведение и коррекция опорных знаний

-  повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

- обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

 -  самостоятельное выполнение учащимися заданий, самоконтроль и взаимоконтроль

-  подведение итогов урока.

Основная дидактическая цель урока: работа по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку; проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков.

На уроке планируется решение следующих задач обучающего, развивающего и воспитательного характера:

- Формирование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;

-  Проверка знаний учащихся по синтаксису и пунктуации;

- Развитие умения выполнять тестовые работы;

- Воспитание поведения в ситуации экзамена;

- Воспитание умения анализировать и давать оценку своей деятельности и деятельности товарища на уроке.

Обоснованием  выбора этих задач является подготовка обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ООШ с.Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»













Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе

теме « Повторение. Синтаксис и пунктуация»


Учитель: Чариев А.Т.












2014 г.




Технологическая карта урока




Время

Этап урока

7минут

Оргмомент.

Проверка первой части д/з.

Сочинение на лингвистическую тему


1 минута

Определение темы и целей урока


1 минута

Работа с эпиграфом


6 минут

Работа с демонстрационным вариантом экзаменационной работы (часть вопросов по теме урока)


5 минут

Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

1 минута

Физминутка


6 минут

Проверка теоретической части д/з


0,5 минуты

Запись д/з


1 минута

Синтаксическая загадка

4 минут

Творческая разминка

2 минуты

Рефлексия


0, 5 минуты

Оценки за урок





Тема: « Повторение. Синтаксис и пунктуация»


Цели:

1) Начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку;

2) Проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.

Задачи:

1) Обучающие:

а) Формирование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;

б) Повторение теоретических сведений о роли пунктуации в речи;

в) Повторение отдельных видов пунктограмм;

г) Синтаксический разбор простого и сложного предложения;

д) Проверка знаний учащихся по синтаксису и пунктуации;

2) Развивающие:

а) Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся;

б) Развитие умения выполнять тестовые работы;

в) Активизация творческих способностей учащихся;

3) Воспитательные:

а) Развитие навыков совместной работы в классном коллективе;

б) Воспитание поведения в ситуации экзамена;

в) Воспитание умения анализировать и давать оценку своей деятельности и деятельности товарища на уроке.

Оборудование на уроке, оформление класса:

1) Запись песни «Точка, точка, запятая...»;

2)Доска:

а) Таблицы для устных ответов учащихся по теме урока;

б) Карточки с эпиграфами и портретами авторов: М.В. Ломоносов – «Знаки ставятся по силе разума». А.С. Пушкин – « Язык неистощим в соединении слов».

3) Презентация

4) Раздаточный материал:

а) Технологические карты урока;

б) Карточки с демонстрационным вариантом экзамена;

в) Карточки для синтаксического разбора в паре;

г) Синтаксическая загадка.

д) План написания синквейна;

ж) Карточки для рефлексии.


Ход урока:


( Перед уроком в перемену звучит музыка «Точка, точка, запятая...» )


I. Начальный этап урока.

1. Организационный этап.

( Выдаются оценочные листы )

Актуализация знаний.


Урок русского языка начинаем с проверки домашнего задания.

Что вы готовили к уроку дома?

(слайд)

2. Проверка д / з: - Проверим домашнее задание: прочитаем сочинения на лингвистическую тему


Учащиеся по очереди зачитывают сочинения.


- Удалось ли написать сочинение-рассуждение?

- Оцени работу товарища. (устно)


3. Тема, цели и задачи урока:


- На основании домашнего задания сделайте вывод о теме, целях и задачах урока.

(слайд)

- Вы правы. Тема нашего урока «Повторение. Синтаксис и пунктуация». Запишем её в тетрадях.


(слайд)

- Наша цель – начать работу по повторению и обобщению знаний из данного раздела русского языка для успешного прохождения итоговой аттестации. Чтобы вы могли контролировать время и отслеживать свои результаты на каждом этапе урока, у каждого есть оценочные листы.


4.Работа с эпиграфами к уроку:


(слайд)

- На доске даны эпиграфы. Какой из них, на ваш взгляд, больше подходит к теме урока?


М.В.Ломоносов: «Знаки ставятся по силе разума».

А.С.Пушкин: «Язык неистощим в соединении слов».


II.Основная часть урока.

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».


  1. Индивидуальная работа учащихся:

(слайд)

- Работают с фрагментом демонстрационного варианта экзаменационной работы по теме урока. Результаты фиксируются в технологической карте.


- Чем полезен был для вас этот этап урока?

- Каковы результаты?


  1. Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

(слайд)


Задание на карточке для работы в паре:

- Совместно произведите синтаксический разбор предложений с карточки в тетрадях, контролируя работу друг друга.

- Распределите предложения между собой, устно прокомментируйте орфограммы, пунктограммы, разбор предложений.

- Начертите их схемы.


1.Деревня пок...залась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней (с)прав... и (с)лев...

2.Помещик, к...залось, хл...потал много о прочности.


- Какие знания и умения вы применили на этом этапе урока? Оцените работу друг друга.

Оценивание в технологической карте


3.Физминутка.


4.Проверка теоретической части домашнего задания.


- В качестве второй части домашнего задания вы готовили выступления по теме «Синтаксис и пунктуация». Проверим эту работу.



1) «Классификация сложносочинённых предложений».

2) «Классификация бессоюзных сложных предложений».

Оценивание в технологической карте


5. Домашнее задание: (слайд)


- Запишите в дневниках домашнее задание. Выполнить письменно в рабочих тетрадях упражнения № 704.

6.Синтаксическая загадка: (слайд)

7. Творческая разминка: (слайд)


- Мы напряжённо трудились на уроке. Предлагаю переключиться и сделать творческую разминку. Раздаю вам на карточке правила написания синквейна, т.е. пятистишья по теме урока. Работаем в паре. Придумайте по заданному плану синквейн по теме урока и запишите.

Ученики записывают и зачитывают синквейн.

Пример синквейна:


Знаки препинания!

Сложные и необходимые.

Различают, разделяют, выделяют.

Пунктуация и синтаксис всегда рядом.

Пунктограммы!)


Оценивание в технологической карте синквейна.

8.Рефлексия.

(слайд)

- Даны карточки с вопросами для оценивания вашей деятельности на уроке. Сделайте с их помощью словесную оценку своей работе.

Вопросы для рефлексии:


- Чем полезен был для тебя этот урок?

- Что было нового? Чему научились?

- Какой этап урока был наиболее интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?

9.Итог. Выставление учителем отметок за урок на основании технологической карты урока для каждого учащегося.

10.Музыка «Точка, точка, запятая...»



Оценочный лист

__________________________

( Ф.И.О. обучающегося)

п/п

Вид деятельности

Критерии оценивания

Отметка

1

Проверка первой части д/з.

Сочинение на лингвистическую тему

1.Сочинение написано, есть тезис, аргументы, вывод. Основная мысль раскрыта, грамотность и фактическая точность речи соблюдены.

5 баллов.

2.Сочинение написано, есть тезис, аргументы, вывод, но тема раскрыта не полностью, допущено 2-3 пунктуационные или орфографические ошибки.– 4 балла

3. Сочинение написано, есть тезис, аргументы, нет вывода, допущено 4-5 пунктуационные или орфографические ошибки – 3 балла

4. Сочинение не написано – 0 балла


2

Участие в диалоге с учителем и товарищами по теме урока

3 балла


3

Участие в диалоге с учителем и товарищами по работе с эпиграфом

3 балла


4

Работа с демонстрационным вариантом экзаменационной работы.

Без ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3 и более – 3 балла


5

Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор предложений: без ошибок – 5 баллов;1-2 ошибки – 4 балла

3 и более – 3 балла


6

Проверка теоретической части д/з - участие в диалоге с учителем.

Подробно рассказывал, задавал вопросы – 3 балла

Слабо участвовал в обсуждении – 1 балла


7

Синтаксическая загадка

3 - балла


8

Творческая разминка – составление синквейна

Написание синквейна – 3 балла


9

Итого баллов





Отметка за урок:

30 – 27 баллов – «5» (отлично);

26 - 20 баллов – «4» (хорошо);

19 -15 баллов – «3» (удовлетворительно);

менее 15 баллов – «2» (неудовлетворительно)





























ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания


(1) Пословицы учат нас жить и трудиться, на любой запрос человеческого общества давая ясный, верный и честный ответ. (2) Они ратуют за самую гуманную нравственность и, опираясь на вековую народную мудрость, выражают непримиримость к лицемерию и лжи, тунеядству и невежеству, преклоняясь при этом перед правдой и разумом, справедливостью и мужеством.

(3) Не менее достойны внимания и другие свойства пословиц: изумительная лаконичность и простота, лишенная всякого украшательства. (4) Удивительно: слов мало, мысль высказана предельно полно и четко. (5) Нельзя ничего добавить, или выбросить, или изменить.

(6) В простоте слова самая великая мудрость. (7) «Пословицы и песни всегда кратки, однако ума и чувства вложено в них на целые книги», - утверждал М. Горький.

(8) В пословицах наиболее ярко воплощена афористичность русского языка, и типичность этого можно постичь через знакомство с пословицами других народов. (9) «Там, где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдет за апельсин», - говорят в Ираке. (10) Русский же выразится лаконичнее: «На безрыбье и рак рыба».

(11) На земле нет ни одного народа, который бы не имел своих пословиц, и этому не следует удивляться, хотя поражает необъяснимая смысловая близость многих изречений. (12) Чем, например, можно объяснить изумительное сходство самой сущности пословиц, которые разделены сотнями тысяч километров, которые выражают единство в понимании роли труда и науки, дружбы и мира? (По В. Гомазкову)

Задания А 1 – А4 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А 1 – А4 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А 1 – А4 обведите кружком.


А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования

ответа на вопрос: «Что лежит в основе русских пословиц?»

1. Гуманная нравственность.

2. Простота слова.

3. Вековая народная мудрость.

4. Афористичность русского языка.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мысль» (предложение 4).

1. Мышление

2. Результат размышления, идея.

3. То, что заполняет сознание, дума.

4. Убеждения, взгляды.






5.Задания для работы в паре


Совместно произведите синтаксический разбор предложений с карточки в тетрадях, контролируя работу друг друга. Распределите предложения между собой, устно покомментируйте орфограммы, пунктограммы, разбор предложений.

Начертите их схемы на доске.


Деревня пок...залась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней (с)прав... и (с)лев...Помещик, к...залось, хл...потал много о прочности.




6. Синтаксическая загадка

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Отец забыл поставить запятую. Сыновья задумались: золотая статуя потребовала бы всего золота, оставленного отцом. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, остаться и при деньгах.
Найдите и Вы его решение.

 Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».



7. План написания синквейна (пятистишья) по теме урока


1 – я строка. Одним словом (в крайнем случае словосочетанием) обозначьте тему.


2 – я строка. Два прилагательных, описывающих тему.


3 – я строка. Три глагола, называющих характерные действия по теме.


4 – я строка. Фраза из четырёх слов, которая показывает личное отношение к теме.


5 – я строка. Слово – синоним темы урока.




8. Вопросы по уроку


п.п.

Вопросы

1

Чем полезен был для тебя этот урок?


2

Какие материалы повторили и обобщили?



3

Какой этап урока был наиболее

интересным?

4

Что вызвало затруднения?


5


Что удалось хорошо, а над чем стоит

поработать?






Оценочный лист




п.п.


Этап урока


Альбаева

Назия

Акулова

Алина

Сатдаров

Эльдар

Шуляк Алина

Шуляк

Денис


1





Проверка первой части д/з.

Сочинение на

лингвистическую тему







2


Определение темы и целей

урока






3


Работа с эпиграфом








4




Работа с демонстрационным

вариантом экзаменационной

работы (часть вопросов по

теме урока)







5



Работа в паре.

Синтаксический разбор

простого и сложного

предложения.







6

Проверка теоретической

части д/з






7

Синтаксическая загадка






8


Творческая разминка







9

Рефлексия







10


Отметки за урок










Отметка за урок:

30 – 27 баллов – «5» (отлично);

26 - 20 баллов – «4» (хорошо);

19 -15 баллов – «3» (удовлетворительно);

менее 15 баллов – «2» (неудовлетворительно)





























ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания

(1) Пословицы учат нас жить и трудиться, на любой запрос человеческого общества давая ясный, верный и честный ответ. (2) Они ратуют за самую гуманную нравственность и, опираясь на вековую народную мудрость, выражают непримиримость к лицемерию и лжи, тунеядству и невежеству, преклоняясь при этом перед правдой и разумом, справедливостью и мужеством. (3) Не менее достойны внимания и другие свойства пословиц: изумительная лаконичность и простота, лишенная всякого украшательства. (4) Удивительно: слов мало, мысль высказана предельно полно и четко. (5) Нельзя ничего добавить, или выбросить, или изменить. (6) В простоте слова самая великая мудрость. (7) «Пословицы и песни всегда кратки, однако ума и чувства вложено в них на целые книги», - утверждал М. Горький.(8) В пословицах наиболее ярко воплощена афористичность русского языка, и типичность этого можно постичь через знакомство с пословицами других народов. (9) «Там, где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдет за апельсин», - говорят в Ираке. (10) Русский же выразится лаконичнее: «На безрыбье и рак рыба». (11) На земле нет ни одного народа, который бы не имел своих пословиц, и этому не следует удивляться, хотя поражает необъяснимая смысловая близость многих изречений. (12) Чем, например, можно объяснить изумительное сходство самой сущности пословиц, которые разделены сотнями тысяч километров, которые выражают единство в понимании роли труда и науки, дружбы и мира? (По В. Гомазкову)


Задания А 1 – А2,В1-В2 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. Номера выбранных ответов на задания А 1 – А2 обведите кружком, а в заданиях В1-В2 выпишите соответствующие цифры.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что лежит в основе русских пословиц?»

1.Гуманная нравственность. 2. Простота слова. 3. Вековая народная мудрость. 4. Афористичность русского языка.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мысль» (предложение 4).

1.Мышление. 2Результат размышления, идея. 3. То, что заполняет сознание, дума. 4. Убеждения, взгляды.

В1. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1

- В пословицах наиболее ярко воплощена афористичность русского языка, и типичность этого можно постичь через знакомство с

2 3 4

пословицами других народов. «Там, где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдет за апельсин», - говорят в Ираке.

Ответ: _________________________________________.

В2.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

1 2 3 4

Чем, например, можно объяснить изумительное сходство самой сущности пословиц, которые разделены сотнями тысяч километров,

5

которые выражают единство в понимании роли труда и науки, дружбы и мира?

Ответ: _________________________________________.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация"

Автор: Чариев Абдугулом Тураевич

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "136375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417097610"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "189828"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427036663"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Путешествие в страну "Синтаксис и пунктуация"". "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-putieshiestviie-v-stranu-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "131661"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416204748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства