Этап урока | Содержание работы (Деятельность учителя) | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Цель: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. | Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Молча пожелайте друг другу успехов. Я тоже желаю вам успехов. Садитесь. Сегодня проводим очередное «Заседание редакционного совета газеты «Знатоки». Нам нужно подготовить материал для нашей школьной газеты «Междуречье». Оценивать свою работу будет каждый сам по листу учета знаний. | Взаимное приветствие друг друга. Знакомятся с критериями оценок. - знаю хорошо; - затрудняюсь; -знаю недостаточно. |
Проверка домашнего задания. Цель: Установить правильность выполнения. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. | Упражнение № 690. -Прочитать предложения, которые соответствуют схемам. (Слайд 1.) ____ , , ____ , и ____ и - Кто испытывал затруднения при выполнении домашнего задания? - К кому обращались за помощью? | Самооценка. Ответы детей. Самооценка. |
Сообщение целей и темы урока. Цель: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | 1. Разминка. Сообщение «Отдела информации». - Прослушав сообщение, определите тему урока и скажите, чему мы должны научиться. (Слайд 2) Знаем. Однородные члены предложения относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. (Слайд 3). Должны научиться расставлять знаки препинания. | Ученик читает стихотворение. Слова есть в русской речи, Не очень внешне и похожие, Но, полномочия на них Поровну возложены. Шагают вереницею Они за словом главным, Оно ими командует и за собой их тянет. А между ни правильно Должны мы научиться Сегодня знаки расставлять. Ответы детей. |
Минутка чистописания. Цель: Отработка навыков каллиграфического письма. | (Слайд 4). Лес, лесок, лесной, лесник. 1.Букву, которую будем писать, обозначает согласный, мягкий, звонкий, непарный звук. 2.Выделение лишнего слова по любому признаку. | Письмо букв Лл. Взаимооценка. Ученик у доски «убирает» лишнее слово. Лес – односложное; Лесной – прилагательное. |
Словарная работа. Цель: Обогащение словарного запаса. | (Слайд 5). 1. Знакомство с новым словарным словом. - Слово назовете сами, расшифровав данные схемы. 1) Род 2) Падеж М. ж. с. И. Р. В. озеро дружбу 3)Д.п. 1.скл. 4)Падеж -е -у -и Д. П. Р. Мамы 5)Предлог 6) ж.р.1 скл. Он и к -ь -а 7-8)Суф.неопр.ф.гл. -ешь -ет -ть Подсказка: имена существительные бывают ж., м., с. рода., озеро с.р., значит первая буква «эс». Далее самостоятельно. Сверкать. -Что обозначает это слово? 2. Составление предложения с новым словарным словом о зимнем лесе. (Слайд 6). Зимний лес. | Учащиеся расшифровывают слово. По 1 ученику от группы. Самооценка (пройденный материал). Ответы детей. Работа в группе. Запись предложения. Разбор предложения по членам предложения. |
Этап повторения изученного. Цель: Глубоко и всесторонне проверить знания об однородных членах предложения. | 1. Работа по дифференцированным группам. Задание: Составить предложение с однородными членами: 1 гр. о зимнем солнце. 2 гр. дополнить слова …в тяжелые шапки… до предложения. 3 гр. Списать предложение, объяснить орфограммы. Памятка. Д.рев.я и кустарники ст.ять в снежн.м уборе.4 Проверка: взаимопроверка 1-2 группы. 2. Работа по группам (дидактические карточки). Составление одного предложения из двух с однородными членами. 1. Под тяжест.ю снега с.гнулись сосны. Под тяжест.ю снега с.гнулись ели. 2. Ст.ят л.сные богатыри чинно. Ст.ят л.сные богатыри спокойно. 3. Син.ми искрами бл.стит сне. .З.л.новатыми искрами бл.стит сне. . -Изменился ли смысл предложения? -Какова особенность составленного предложения? - Прочитать предложение с однородными: подлежащими; обстоятельствами; определениями. Пояснения учителя: не все определения могут быть однородными. Когда предмет характеризуют с разных сторон, запятые не ставятся. Например: Ели густые и высокие. - Как соединены однородные члены предложения? - Как выделяли на письме однородные члены предложения? -Когда запятая не ставится? | Самостоятельная работа. Ученик 3 группы работает у доски. Сотрудник «Отдела корректоров» проверяет ученика 3 группы. Самооценка (разбора предложения по членам) Составление и запись предложения. Взаимопомощь. Устные ответы детей. Самооценка (знание об однородных членах предложения). |
Этап усвоения новых знаний. Цель: Учащиеся должны иметь конкретное представление о правиле постановки знаков препинания перед союзами А, НО и повторяющимся союзом И. | 1. Правила постановки знаков препинания при повторяющемся союзе И. Лингвистические задания. Просмотр «мультфильма». Физкультурная минутка. (Слайд 7). -Выбежали слова и сухой тишина птицы нарушать и сердитый полет шумный вороны треск и крик поодиночке, видят, что никто не понимает, зачем они выбежали. Попробовали распределиться по частям речи. (Слайд 8). Ничего не изменилось. Но вот кто-то невидимый начал их передвигать, соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране. (Слайд 9). Тишину нарушает и треск сухой ветки и шумный полет птицы и сердитый крик вороны. - Что-то затрудняет чтение текста… Чего же не достает? -Как соединены однородные члены предложения? - Как мы их выделили на экране? - Мультфильм был не цветной, но интересный. Правда, же? В древнерусских книгах можно найти такие тексты, где знаков препинания нет. Правила постановки знаков препинания сформировались после изобретения книгопечатания. Хорошо отдохнули? 2. Знакомство с правилом постановки знаков препинания перед А, НО. - «Отдел новостей» расскажет нам, когда ставится запятая, если есть союзы А, НО. 3. (Слайд 10). Обобщение. -Когда ставится запятая? Когда не ставится? | Физкультурная минутка. Устные ответы. Чтение правила с.204. Ученик рассказывает правило. Отвечает один человек от группы. |
Этап закрепления материал. Цель: Закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. | 1.Работа по группам. Упражнение в постановке запятых при однородных членах предложения. (Слайд 11). 1. Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых. 2. Лес дает людям и дичь и ягоды и грибы. 3. Птицы и белки переселились на горные хребты. 4. Один берег у реки высокий а другой низкий. 5. Зимой солнце ярко светит но мало греет. Схемы: и О, и О, и О О и О О, но О О, а О О и О 2. Работа по индивидуальным карточкам. Задание по выбору. Карточка № 1. Запиши предложение, соответствующее данной схеме: ______ ___________ О, О 1. Солнце глядит на зимний лес на долины. 2. Раздвинуло солнышко сизую тучку. Карточка № 2. Спиши, выделенное слово распространи однородными членами предложения. Мохнатые снежинки закружились в морозном воздухе. Проверка: - Каким членом предложения являются однородные члены предложения? Показать карточкой. 3. Работа по дифференцированным группам. ДИ «Верни пропажу». 1гр. Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо. Хороши деревья в снежном уборе! 2 гр. Белка перебежала дорогу вздернула пушистый хвост а потом взмахнула на елку. Жизнь в лесу не замирает. 3 гр. Картина зимнего леса не мертвая а живая. Хорош зимний лес! | 1 ученик от группы соотносит схему с предложением и ставит запятую. Самостоятельная работа по карточкам. Ответы детей. Самооценка. Работа по индивидуальным карточкам. 1 ученик от группы читает свое предложение, объясняет постановку запятой. |
Итог урока. Цель: Проверка усвоения знаний. Рефлексия. | 1. Прочитать написанное в тетради. Справились ли с задание главного редактора? 2. Определить тему рассказа. 3. Над какими предложениями мы сегодня работали? 4. Когда между однородными членами запятая ставится? Когда не ставится? 5. Поставьте себе оценку за урок и скажите, что было легко? Где испытали затруднение? Над чем нужно еще работать? | Чтение текста в тетради. Устные ответы. Общая оценка за урок. |
Домашнее задание. Цель: Развитие самостоятельности и мышления. | Задание по выбору. 1. Составить и записать 3-4 предложения на тему: «Как я могу помочь обитателям леса?» 2. с.204-205 правила, № 697. | |