Послушайте историю. Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках. – Как звали прекрасную незнакомку? (Золушка) – Кто автор сказки? (Шарль Перро) – Мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке?(Да) – Тогда я вам предлагаю стать «волшебниками» и вместе с Феей превратить: тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера, ящериц в слуг, а Золушку в прелестную девушку. Волшебство произойдёт, если мы с вами покажем свои знания при выполнении заданий. Будем старательными, активными, трудолюбивыми. (Учитель показывает стенд со сказочными героями). – Мачеха записала свои задания в книгу. Откроем первую страничку. Задание 1. Сгруппируйте буквы. – Чем похожи записанные буквы? (Согласные) – Можно ли их сгруппировать? (Да) – В какие группы? Запишите. Проверка, групп по табличкам после записи учащихся (самооценка). – У кого так? (Показывают сигнальными карточками.) – У кого не так исправьте. – Молодцы! (Проблемная ситуация) – Какие согласные требуют проверки? (Парные согласные) – Почему? (Парный согласный на конце слова или перед согласным оглушается.) – Послушайте стихотворение. Чтоб меньше было случаев неясных И чтоб ответов не было плохих Прислушайтесь к звучанию согласных Чтобы не путать звонких и глухих Глухие звуки это непоседы, Они спокойно не желают жить Они стремятся звонкого соседа Во чтобы то ни стало заглушить. – Молодцы ребята. Мы справились с 1 заданием. И вместе с Феей превратили тыкву в карету. Откроем вторую страничку книги. Мачеха предлагает вам понаблюдать над словами. Поработать в парах. (Анализ и синтез. Проблемная ситуация) I группа II группа сказка ошибочка шубка мыши снежки дождливый холод голуби рукав леса враг огородный – Возьмите листочки со словами. Прочитайте слова. Сравните произношение парных согласных 1 и 2 группы. Что вы заметили? (В 1-й группе в словах написание не соответствует произношению. Во 2-й группе в словах произношение слов соответствует написанию.) – В какой позиции находятся слова 1 группы? (В слабой) – В какой позиции находятся слова во 2 группе? (В сильной) – Вам предложены 2 варианта. Прочитайте. (Таблички на доске.) Вариант 1 | 1. Если согласный стоит перед гласным. 2. Если согласный стоит перед сонорным согласным | | Вариант 2 | 1. Если согласный на конце слова. 2. Если согласный перед согласным кроме сонорных. | | – В каком из этих вариантов парный согласный будет в сильной позиции? (В 1-м варианте парные согласные в сильной позиции) Парные согласные в сильной позиции | | Парные согласные в слабой позиции | | – Если согласный стоит в сильной позиции, то это будет какое слово? (Таблички вывешиваются после ответов учащихся.) – Какая группа слов подойдет к 1 варианту? (II группа) – Какие слова требуют проверки? (В слабой позиции, слова I группы) – Что происходит с согласным в слабой позиции? (Он оглушается) – Какие слова требуют проверки? (Слова I группы) – Молодцы! Ваша работа помогла превратить мышей в лошадей. Откроем другую страничку. Мачеха дала новое задание: «Выбери букву и докажи свой выбор». Но сначала прослушайте стихотворение. Живут себе два брата Глухой и звонкий звук И все вокруг стараются Их различить на слух. Но братья друг за друга Так прячутся порой Что не поймешь ни звука Где звонкий, где глухой. Но тут приходит гласный Такой хороший звук И сразу два согласных Мы различим на слух. Перед прекрасным гласным Вот звонкий, вот глухой И каждый вокруг согласен Побыть самим собой. – Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. После согласного должен стоять сонорный звук.) – Записывайте с комментированием, показывая букву веером. – Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму) Алгоритм: 1. Читаю слово… 2. Слышу звук… 3. Проверяю… 4. Пишу букву… (Запись слов учащимися с комментированием) – Как проверить парный согласный в слабой позиции. Вывод учащихся: Изменить слово, чтобы буквы были перед гласным или перед сонорным. – Вот и крысу мы смогли превратить в кучера. Вы очень хорошо работали ребята, настало время отдохнуть. 1. Наблюдение в учебнике (упр.238).(по времени дополнительный материал) – Прочитайте слова первого столбика. Какой звук слышится на конце? А какая буква пишется? В каких словах расходятся написание и произношение? Что здесь наблюдаем? (Оглушение.) – Прочитайте слова 2-го и 3-го столбиков. Как они называются по отношению к словам в 1-го столбика? (Проверочные.) – Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный.) – Какие буквы помогли проверить? (Буквы гласных а, ы.) Мы их будем подчёркивать двумя чёрточками, благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании. Развиваем орфографическую зоркость. – Какая орфограмма есть в словах 1-го столбика? (Буква согласного в конце слова.) – Как её подчеркнём? (Одной чертой.) – Посмотрите ещё раз на записанные слова арбуз и ананас, какой вывод вы сделаете, почему одинаковые звуки передаются разными буквами? (В конце слова арбуз происходит оглушение согласного, но пишется буква звонкого согласного, так как есть проверочное слово – арбузы, для слова ананас проверочным будет ананасы, пишем букву глухого согласного с.) – Какую букву надо писать в конце слова? Сформулируйте правило. (Чтобы правильно написать букву, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.) – Сравните с правилом в учебнике. 2. Работа над правилом. – Прочитайте правило. Сравните с нашим выводом. – О каких буквах согласных идёт речь в правиле? – Как проверить букву согласного в конце слова? – Приведите свои примеры. 3. Способы проверки. – В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово. Прочитайте дальше информацию в серой рамке. – Сколько способов здесь названо? (3.) – Какой из них вам хорошо знаком? (Подбор однокоренных слов.) – Какие ещё способы есть? Назовите слова-подсказки в них. (Много, нет.) – Какие буквы должны быть после согласных во всех трёх случаях? (Буквы гласных.) Работа по вопросам после текста. |