kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе "Правописание звонких и глухих согласных в конце слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»

Составитель: Коновалова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Городская гимназия №1» г.Усть-Илимска

Тема:  Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

Цель:   Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Задачи: 

1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором         родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или  звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й']

2. Развивать умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой.

3. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учащихся в проверке парных согласных на конце слова;

4. Формировать навыки грамотного письма;

5. Повторить правописание словарных слов;

6. Уточнить различие между звонкими и глухими согласными звуками;

 7. Развивать фонематический слух;

 8. Способствовать развитию орфографической зоркости

 9. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе "Правописание звонких и глухих согласных в конце слова" »


Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»


Составитель: Коновалова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Городская гимназия №1» г.Усть-Илимска

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

Цель:  Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Задачи: 

1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором         родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или  звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й']

2. Развивать умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой.

3. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учащихся в проверке парных согласных на конце слова;

4. Формировать навыки грамотного письма;

5. Повторить правописание словарных слов;

6. Уточнить различие между звонкими и глухими согласными звуками;

7. Развивать фонематический слух;

8. Способствовать развитию орфографической зоркости

9. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.










Звучит музыка.

– Какая музыка прозвучала? (Волшебная)
– Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? (В сказках)
– Мы сегодня совершим путешествие в волшебную страну. Страну сказок и сами попробуем стать волшебниками.

«Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята.
Сказка будет впереди».

– Работа в тетради (Запись числа под диктовку, с комментированием или списывание с доски)

– Какую запись делаем дальше? (запись слов «Классная работа»).

Чистописание 

– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.

б – ?            т – д            ? – ш             з – с            г – ?            ? – ф

– Что это за буквы? (Парные согласные)
– Покажите веером пропущенную букву.
– Запишите парные согласные в тетрадь.

Словарная работа ( проверка домашнего задания).

Игра со словами «Продукты питания.»

– Ребята, вспомните «съедобные» слова, в которых есть непроверяемая орфограмма-буква гласного в корне. Запишем слово и попробуем определить, откуда оно пришло в русский язык и что означает.

Пельмени (фин.: пель – «ухо», нянь – «хлеб»; «хлебное ухо»);

салат (франц.: «солите», «солёная зелень»);

окорок (общеслав.: с помощью приставки о-) от слова корк – ноги; «вокруг ноги», т.е. мясо вокруг задней или передней ноги);

ветчина (др.-рус.: «ветхий», «ветъшина», мясо копчёного, несвежего свиного окорока);

конфеты (лат.: «конфектум» – приготовленное лекарство);

коктейль (англ.: «петушиный хвост». Родилось в США во время популярности петушиных боёв. Владельцы кафе так перемешивали напитки, что в стакане они образовывали несколько ярких цветных слоёв.)

– Как легче запомнить написание слов? (Окорок – 3 буквы о, салат – 2 буквы а.)

– В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?

– Какую орфограмму в них подчеркнём? (Мягкий знак в середине и в конце слова для обозначения мягкости согласных.)

– Вспомните, какие слова вы выписали из упр. 237 (в домашнем задании). Прочитайте.

– Сколько таких слов нашли?

– Какую орфограмму подчеркнули в них? (Проверяемую букву безударного гласного в корне слова.)


Физминутка.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстраци

8.Ориентироваться в орфографическом словаре, находить нужную информацию.

2.Формулирование проблемы, планирование деятельности.


Проблемная ситуация.

– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с парными согласными.)
– А сейчас вы можете прочитать тему нашего урока. Соединив гласные и согласные на обеих страницах книги. (Парные звонкие и глухие согласные)

– Сегодня мы продолжим работу над парными согласными, и эта волшебная книга и сказочные герои нам будут помогать. А из какой сказки герои вы мне назовёте сами.

На доске записаны два слова:

Ананас

Арбуз

– Что общего в этих словах? (Они «съедобные» ,обозначают названия фруктов, без ударения пишется буква а.)

– Какие звуки слышатся в конце слов? (Одинаковые – звук [с].)

– А какие буквы пишутся? (Разные: з и с.)

– Сформулируйте учебную проблему.

– Почему одинаковые звуки передаются разными буквами?

– Я уберу эти буквы. Что делать, если мы не знаем, какую букву писать? На этот вопрос и будем искать ответ.

– Давайте проговорим последовательность наших действий.

Учитель составляет примерный план урока вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Открытие новых знаний.

Послушайте историю.
Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках.
– Как звали прекрасную незнакомку? (Золушка)
– Кто автор сказки? (Шарль Перро)
– Мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке?(Да)
– Тогда я вам предлагаю стать «волшебниками» и вместе с Феей превратить: тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера, ящериц в слуг, а Золушку в прелестную девушку. Волшебство произойдёт, если мы с вами покажем свои знания при выполнении заданий. Будем старательными, активными, трудолюбивыми. (Учитель показывает стенд со сказочными героями).

– Мачеха записала свои задания в книгу. Откроем первую страничку.

Задание 1. Сгруппируйте буквы.

– Чем похожи записанные буквы? (Согласные)
– Можно ли их сгруппировать? (Да)
– В какие группы? Запишите.

Проверка, групп по табличкам после записи учащихся (самооценка).

– У кого так? (Показывают сигнальными карточками.)
– У кого не так исправьте.
– Молодцы! (Проблемная ситуация)
– Какие согласные требуют проверки? (Парные согласные)
– Почему? (Парный согласный на конце слова или перед согласным оглушается.)
– Послушайте стихотворение.

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих
Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить.

– Молодцы ребята. Мы справились с 1 заданием. И вместе с Феей превратили тыкву в карету. Откроем вторую страничку книги. Мачеха предлагает вам понаблюдать над словами. Поработать в парах. (Анализ и синтез. Проблемная ситуация)

I группа                                                                  II группа

сказка                                                                      ошибочка
шубка                                                                      мыши
снежки                                                                    дождливый 
холод                                                                       голуби
рукав                                                                       леса
враг                                                                         огородный

– Возьмите листочки со словами. Прочитайте слова. Сравните произношение парных согласных 1 и 2 группы. Что вы заметили? (В 1-й группе в словах написание не соответствует произношению. Во 2-й группе в словах произношение слов соответствует написанию.)
– В какой позиции находятся слова 1 группы? (В слабой)
– В какой позиции находятся слова во 2 группе? (В сильной)
– Вам предложены 2 варианта. Прочитайте. (Таблички на доске.)

Вариант 1

1. Если согласный стоит перед гласным.
2. Если согласный стоит перед сонорным согласным


Вариант 2

1. Если согласный на конце слова.
2. Если согласный перед согласным кроме сонорных.


– В каком из этих вариантов парный согласный будет в сильной позиции? (В 1-м варианте парные согласные в сильной позиции)

Парные согласные
в сильной позиции


Парные согласные
в слабой позиции


– Если согласный стоит в сильной позиции, то это будет какое слово?

Проверочное слово


Проверяемое слово.


(Таблички вывешиваются после ответов учащихся.)

– Какая группа слов подойдет к 1  варианту? (II группа)
– Какие слова требуют проверки? (В слабой позиции, слова I  группы)
– Что происходит с согласным в слабой позиции? (Он оглушается)
– Какие слова требуют проверки? (Слова I группы)
– Молодцы! Ваша работа помогла превратить мышей в лошадей. Откроем другую страничку. Мачеха дала новое задание: «Выбери букву и докажи свой выбор». Но сначала прослушайте стихотворение.

Живут себе два брата
Глухой и звонкий звук
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой
Что не поймешь ни звука
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных 
Мы различим на слух.
Перед прекрасным гласным
Вот звонкий, вот глухой
И каждый вокруг согласен
Побыть самим собой.

– Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. После согласного должен стоять сонорный звук.)
– Записывайте с комментированием, показывая букву веером.
– Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму)

Алгоритм:

1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву…

(Запись слов учащимися с комментированием)

– Как проверить парный согласный в слабой позиции.

Вывод учащихся: Изменить слово, чтобы буквы были перед гласным или перед сонорным.

– Вот и крысу мы смогли превратить в кучера. Вы очень хорошо работали ребята, настало время отдохнуть.

1. Наблюдение в учебнике (упр.238).(по времени дополнительный материал)

– Прочитайте слова первого столбика. Какой звук слышится на конце? А какая буква пишется? В каких словах расходятся написание и произношение? Что здесь наблюдаем? (Оглушение.)

– Прочитайте слова 2-го и 3-го столбиков. Как они называются по отношению к словам в 1-го столбика? (Проверочные.)

– Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный.)

– Какие буквы помогли проверить? (Буквы гласных а, ы.) Мы их будем подчёркивать двумя чёрточками, благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании. Развиваем орфографическую зоркость.

– Какая орфограмма есть в словах 1-го столбика? (Буква согласного в конце слова.)

– Как её подчеркнём? (Одной чертой.)

– Посмотрите ещё раз на записанные слова арбуз и ананас, какой вывод вы сделаете, почему одинаковые звуки передаются разными буквами? (В конце слова арбуз происходит оглушение согласного, но пишется буква звонкого согласного, так как есть проверочное слово –

арбузы, для слова ананас проверочным будет ананасы, пишем букву глухого согласного с.)

– Какую букву надо писать в конце слова? Сформулируйте правило. (Чтобы правильно написать букву, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.)

– Сравните с правилом в учебнике.

2. Работа над правилом.

– Прочитайте правило. Сравните с нашим выводом.

– О каких буквах согласных идёт речь в правиле?

– Как проверить букву согласного в конце слова?

– Приведите свои примеры.

3. Способы проверки.

– В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово. Прочитайте дальше информацию в серой рамке.

– Сколько способов здесь названо? (3.)

– Какой из них вам хорошо знаком? (Подбор однокоренных слов.)

– Какие ещё способы есть? Назовите слова-подсказки в них. (Много, нет.)

– Какие буквы должны быть после согласных во всех трёх случаях? (Буквы гласных.)

Работа по вопросам после текста.


ΙV. Развитие умений – применение знания.

Продолжается игра.

– Откроем следующую страничку. Вот и новое задание. У Золушки есть карета, есть лошади, есть кучер, но нет красивого наряда. Выполнив это задание, мы сможем превратить Золушку в таинственную незнакомку. И тогда она встретиться с принцем на королевском балу. Индивидуальная работа учащихся

– Вы сейчас будете выполнять тест. ( определить количество слов по времени)

 «Как проверить оглушенный согласный»

Задание. Каким словом можно проверить оглушенный согласный в двух других?

дубок дуб дубки

лодка лодки лодочный

сосед соседка соседи

зубастый зуб зубки

замазка мазать мазать

лошадиный лошадка лошадь

юбки юбочка юбка

морковка морковочка морковь

шубка шуба шубки

хрупок хрупкий хрупко

дубок дуб дубки

глазки глазок глаз

ходка ходок находка

города город городской

ловкость ловок ловкий

Итоги теста:

– Кто выполнил тест без ошибок? У кого 1-2 ошибки? У кого больше 3 ошибок?

– Ребята, у кого больше 3 ошибок не переживайте мы еще будем работать над этой темой и ваши результаты улучшатся. Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.

(Пока ребята путешествовали, на стенде происходили превращения и вывешивались иллюстрации: с каретой, лошадьми, кучером и встреча принца с таинственной незнакомкой.)

Работа по карточке

Задание на выбор

Текст 1. Исправь ошибки. Озаглавь текст.

У Васютки ужки чутки. 
Усы длинные, шупка шелковая. 
Гласки огневые, кокти цепкие. 
Ласкоф Васька, да хитер. 
Днем на солнышке лежит и всё скаски говорит.

Текст 2. Вставь слова подходящие по смыслу. Озаглавь текст.

Выпал пушистый ______ . 
Весь _______ белый. 
Ударил сильный _______ . 
У дома намело большой _________ .
Наш _______ застыл.
Береги __________ в большой __________ .

Слова для справок: но с/з,   сне г/к,   сугро б/п,   моро з/с,  са д/т,   пру д/т,    моро з/с.

– Кто выбрал 1 текст?
– Кто выбрал 2 текст?
– А кто придумал название?
– Вы сдадите работу, а я проверю и узнаю, как вы с ней справились.

Слуховой диктант с сигнальными карточками (веер букв).

– Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую вы бы написали на конце слова-отгадки.

Зимой в поле лежал,

А весной в реку убежал. (снег)


Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть — нет головы. (гриб)


Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит, стоять не велит. (мороз)


(В тетрадях: г, б, м.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


V. Итог урока.



– Я скажу стихами, а вы расскажите правило.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?







. Домашнее задание.



Упражнение № 239. Выучить правило .






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка во 2 классе "Правописание звонких и глухих согласных в конце слова"

Автор: Коновалова Татьяна Викторовна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-soghlasnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie"
    ["file_id"] => string(6) "175299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424259573"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Урок русского языка в 3 классе по теме   «Правописание слов с   парными по глухости – звонкости   согласными  на конце слов и перед  согласным в корне» "
    ["seo_title"] => string(154) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-parnymi-po-ghlukhosti-zvonkosti-soghlasnymi-na-kontsie-slov-i-pieried-soghlasnym-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "150183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420447751"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Буквы з-с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408011296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разминка на уроках русского языка в 1-2 классах "
    ["seo_title"] => string(51) "razminka-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-1-2-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "108913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403930957"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока русского языка во 2 коассе. "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-koassie"
    ["file_id"] => string(6) "166993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423034592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства