Урок русского языка в 5 классе по теме «Буквы з – с в приставках».
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с написанием букв з (с) в приставках, формировать навык написания данной орфограммы;
развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление;
воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку и к урокам русского языка.
Оборудование: компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация к уроку;
аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Лето»;
учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. Русский язык, 5 класс, М.,«Просвещение», 2008.
Ход урока.
- Организационный момент. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Лето»). (Слайд 1)
- Мотивационный этап. (Чтение стихотворения учителем).
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Мы соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. [1]
III. Проверка домашнего задания.
1.Индивидуальная работа у доски по карточкам.
Карточка № 1.
Вставить буквы, обозначить орфограмму. Выделенные жирным шрифтом слова разобрать по составу.
П..дсохнуть, пр..шагать, пр..дписать, о..ходить, п..дговорить, п..р..бежать, п..ддержать, п..мчаться, п..дтаять.
Карточка № 2.
Вставить буквы, обозначить орфограмму. Выделенные жирным шрифтом слова разобрать по составу.
Пр..шептать, н..писать, з..кричать, п..говорить, з..плакать, п..р..спросить, д..сказать, п..мечтать.
2.Проверка домашнего упражнения 422 с проговариванием орфограммы № 10. [2]
IV. Объяснение нового материала.
1. Лингвистическая сказка.
- Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь ответить на вопрос: “Когда в приставках на з- и с- пишется з, а когда с”?
- Слушайте, слушайте да внимайте,
Да на ус мотайте:
Двери открываются,
Сказка начинается!
Будет сказка занимательна,
Слушайте, дети, ее внимательно!
Кто уши хорошо раскроет,
Тот правильно все усвоит,
А кто невзначай уснет,
Тот ничего не поймет.
Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у нее прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ . Были они звонкие и дружили только со звонкими: Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно, с З. Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. И вот однажды ранним утром, когда все еще спали, они потихоньку выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго шли они, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры очень обрадовались. В этом городе жили глухие согласные: П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:
- Что вам угодно?
- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.
- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии ...
- Ребята, как вы думаете: что это за условие? (Они должны поменять свою звонкую согласную З на С.)
- Как вы думаете, что было дальше? (Ребята высказывают свое мнение.)
- Конечно, когда сестры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.
С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.
- Итак, ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда – С? ( В приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – с).[3] (Слайд 2)
2. Знакомство с орфограммой №11 - с. 174 учебника.
3. «Радионяня» - фрагмент передачи по теме урока. (Слайд 3,4)
VI. Закрепление.
1. Упр. № 423 – устно – отработка рассуждения при выборе З-С. [4] (Слайд 5)
2. Работа над обозначением орфограммы.
Упр. № 424.
3. Лингвофизминутка. (Слайд 6 )
Учитель называет слово, если в нём есть приставка на з, то встают, подняв руки, ребята первого варианта, а если с – второго варианта.
Безвредный, вскрикнуть, безвкусный, расчистить, возглавить, разрыть, изменить, рассмешить, безводный.
4. Творческая работа. (Слайд 7,8)
Цель: заменить существительное с предлогом близким по значению прилагательным
Ночь без сна
Бессонная ночь
Труд без пользы
Бесполезный труд
Человек без страха
Бесстрашный человек
Небо без звёзд
Беззвёздное небо
Мотор без шума
Бесшумный мотор
Жидкость без цвета
Бесцветная жидкость
Даль без предела
Беспредельная даль
5. Цифровой диктант. (Слайд 9, 10)
VII. Тест по теме «Правописание приставок». (Слайд 11)
1) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) и..черпать; б) чре..мерный; в) бе..жизненный; г) во..делать.
2) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) во..наградить; б) бе..шумный; в) ра..жечь; г) ра..будить.
3) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ни..ходить; б) во..произвести; в) ра..чёт; г) в..дохнуть.
4) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) и..жарить; б) и..царапать; в) ра..шнуровать; г) бе..ценный.
5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) и..царапать; и..жарить; б) и..числять; бе..ценный;
в) бе..жалостный; бе..шумный; г) бе..вкусица; ра..шнуровать.
VIII. Рефлексия. (Слайд 12)
Закончи предложение:
а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»
б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»
VIII. Домашнее задание: стр. 174 (орф. 11), упр. № 426. (Слайд 13)
Использованные ресурсы.
1.http:/www.prochkoly.ru
2.Учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. Русский язык, 5 класс, М.,«Просвещение», 2008.
3. http:/www.prochkoly.ru
4. Учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. Русский язык, 5 класс, М.,«Просвещение», 2008.