Урок русского языка в пятом классе по теме «Обстоятельство»
Урок русского языка в пятом классе по теме «Обстоятельство»
Урок является уроком объяснения нового материала, поэтому главной задачей является формирование навыка нахождения обстоятельств в устной и письменной речи; для этого материалы к уроку подобраны таким образом, чтобы учащиеся определяли место данного второстепенного члена в предложении.
Учебник: Русский язык. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.М.: Просвещение.
Используемые методы, технологии:
Использование технологии деятельностного метода обучения; применение продуктивных (частично-поискового, проблемного) и репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) методов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в пятом классе по теме «Обстоятельство» »
МКОУ «Макарьевская ООШ»
Урок русского языка в пятом классе
по теме
«Обстоятельство»
Выполнила:
Колесова А.А.
Краткая аннотация
Данный урок является уроком объяснения нового материала, поэтому главной задачей является формирование навыка нахождения обстоятельств в устной и письменной речи; для этого материалы к уроку подобраны таким образом, чтобы учащиеся определяли место данного второстепенного члена в предложении.
Учебник: Русский язык. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба .М.: Просвещение.
Используемые методы, технологии:
Использование технологии деятельностного метода обучения; применение продуктивных (частично-поискового, проблемного) и репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) методов.
Цели:
- знать на какие вопросы отвечает и что обозначает обстоятельство, способы его выражения;
- научить детей находить в предложении обстоятельства,
ставить к ним вопросы и обозначать графически;
- развивать творческое мышление обучающихся.
Задачи урока:
- знакомство с обстоятельством как второстепенным членом предложения;
- отработать умения выделять в предложениях обстоятельства; работать над правильным написанием слов;
- формировать умения ставить смысловые и падежные вопросы к обстоятельству; - воспитывать самостоятельность у учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Орг.момент
Добрый день! Добрый час!
Очень рада видеть вас.
Друг на друга посмотрите, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Актуализация знаний.
Урок предлагаю начать с игры «Возьми себе лучик солнца».
Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лучик и отвечают на вопросы. (Вопросы записаны на обратной стороне лучика).
- Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.
- Подлежащее – это второстепенный член предложения.
- Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Дополнение и определение - это второстепенные члены предложения.
- Распространенные предложения состоят только из главных членов.
- Дополнение обозначает признак предмета.
- Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который? - Какие бывают члены предложения? (Главные и второстепенные)
-Что относится к главным членам? (Подлежащее и сказуемое)
-А что мы знаем о второстепенных членах? (Только то, что они второстепенные)
-Хотите узнать больше?
-Сегодня узнаем. В путь! За знаниями, за умениями!
- Давайте узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается и какова его роль в предложении.
- Ребята, ещё раз вспомним, сколько главных членов в предложении? (2, подлежащее и сказуемое.
- А сколько второстепенных? (3).
- И какой же третий, второстепенный член предложения? (обстоятельство).
-Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист).
- Хорошо, откройте учебник на с. 88, познакомимся с определением - обстоятельство.
(Работа с учебником. Самостоятельные выводы учащихся по теоретическому материалу).
А теперь запомни считалочку, которая поможет тебе всегда верно задавать вопросы к обстоятельствам в предложении: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
На вопросы: где? когда? Как? откуда? и куда? Обстоятельства всегда Дадут ответы вам, да – да.
И зачем? и почему?
Тоже дай вопрос ему!
Закрепление изученного материала
Упр. 192, с. 88-89 – комментированное письмо.
Упр. 193, с. 89 –обсуждение заданий, самостоятельное выполнение.
Словарная работа.
Запишите в тетрадь слово отовсюду, письменно составьте с ним предложение.
Работа по карточкам.
Разноуровневые карточки
Карточка №1
Напиши как можно больше слов по картине, которые будут являться в предложении обстоятельствами, или словосочетания, в которых есть обстоятельства.
……………………………………………………………………………….
Карточка № 2
Назови слова или словосочетания, которые подходят к данной картине, отвечающие на вопросы:
Где? Куда? Откуда?
Когда? Как долго? До каких пор?
Как? Каким образом?
и являющиеся в предложении обстоятельством.
…………………………………………………………………………………
Карточка № 3
Выпиши только те слова и словосочетания, которые подходят к данной картине и отвечают на вопросы:
Где? Куда? Откуда?
Когда? Как?
Являются ли выписанные вами слова обстоятельством?
………………………………………………………………………………….
V. Рефлексия.
- Итак, сегодня мы познакомились с обстоятельством, научились находить его в тексте, выделять их.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему мы научились на уроке?
- Что интересного было на уроке?
- Еще раз ответьте на вопрос: что такое «обстоятельство»?
- Как подчеркиваются?
- На какие вопросы отвечает обстоятельство?
VI. Домашнее задание
Д/з:
§ 39, упр. 197, с. 90.
Ребята, в своей речи вы часто употребляете обстоятельства, только, может быть, многие из вас не знали до сегодняшнего урока о том, что такое «обстоятельство». Но теперь, я надеюсь, вы легко найдете их в различных текстах.
- Давайте рассмотрим домашнее задание. Откройте упр. 197. Прочитаем задание к упражнению вслух. (Учащиеся читают домашнее задание, идет обсуждение выполнения задания).
- Если вы довольны своей работой на уроке, материал вы поняли, поднимите веселый смайлик, а если вы не поняли, вам было трудно – грустный смайлик.