Главные и второстепенные члены предложения. Урок русского языка в 5 классе.
Главные и второстепенные члены предложения. Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»
Форма урока – урок-соревнование, групповая работа
Цель урока: систематизировать знания по теме, закрепить умения различать члены предложения
Задачи урока:
Образовательные задачи:
В ходе творческой, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания учащихся по теме
Развивающие задачи:
Развивать умение работать в коллективе и принимать совместное решение;
Развивать положительные личностные качества (ответственность, доброта, чувство взаимопомощи)
Развивать и тренировать внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение к культуре своей страны, ее спортивным традициям.
Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Оборудование к уроку:
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Презентация по теме урока;
Раздаточный материал заданий.
Ход урока
Оргмомент
Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Помните, как поётся в песне: «…от улыбки станет всем светлей!» Как вы уже успели заметить: сегодня у нас много гостей на уроке, мы рады им, будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов.
Сегодня на нашем уроке мы будем работать в командах. Их у нас 3 – красные, синие, зеленые. Задача каждой команды – согласовывать свои действия, работать слаженно, быстро принимать решения, нести ответственность друг за друга.
Кто такой? (слайд 2) Как назвать всех этих героев одним словом?
Капитан
Что означает данное слово? (слайд 3) В каком значении мы его используем?
Я предлагаю каждой команде выбрать капитана, а капитану помнить, что он несет самую главную ответственность за всех членов свою команду и принимает окончательное решение.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы проводим урок - соревнование. Успех всей команды будет зависеть от ответов каждого ученика, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны, постарайтесь работать дружно, будьте уважительны к своим соперникам. Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем, не подсказываем, не отвлекаемся.
(Слайд 4 )
Делегация, команда, семья
Предложение, второстепенный, главный
Какое слово может быть связано со всеми данными словами?
Запишите по 1 словосочетанию с одним из этих слов из строчки.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Верно, члены предложения, главные и второстепенные. Значит, тема урока…
Запишем тему урока в тетрадь «Главные и второстепенные члены предложения»
Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Главные и второстепенные члены предложения»)
Итак, сегодняшний урок поможет повторить изученный материал, подготовиться к контрольной работе, научит работать с большей долей самостоятельности. Вам, ребята, предстоит применить полученные знания при выполнении различных упражнений. Желаю удачи!
Словарная эстафета. (Слайд 6 )
Что такое эстафета?
· Какой бывает эстафета? (командная, легкоатлетическая, в биатлоне, лыжная, в плавании…)
Каждая команда выбирает 3 человека:
· 1-ый пишет на своей части доски словарный диктант
· 2-ой член команды проверяет и исправляет написанное
· 3-ий – называет, к какой общей тематической группе можно отнести данные слова. Записывает это слово на доске. (Все ученики пишут в тетрадях) Ответ – Олимпийские игры
Составь словосочетание по заданной модели. (слайд 7)
Из чего состоит предложение? (из словосочетаний)
Каждому ученику нужно придумать с нашими словами из диктанта по 3 словосочетания, соответствующие следующим моделям:
Сущ+ сущ
Прил + сущ
Глаг + сущ
Проверка выполнения задания. Отвечает от команды 1 ученик.
Лингвистический футбол
1 ученик от команды приглашается к доске - «встает на ворота», команды по очереди «забивают » вратарю пять «мячей» -вопросов по теме «Синтаксис». Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получает.
Составляем предложения с одним словом. Придумайте 3 предложения, употребив слово ИГРЫ так, чтобы (слайд 8)
· Оно было в предложении подлежащим
· Оно было дополнением
· Оно было обстоятельством
Проверка выполнения задания. Отвечает от команды 1 ученик.
8. Физкультминутка
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису и пунктуации, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – не поднимать.
Вам необходимо придумать распространенные предложения по картинке, используя данные грамматические основы. Какие предложения у нас получатся? (распространенные)
Стал талисманом (символом). Зажигается огонь. Поднимается флаг. Спортсмены участвуют. Медали (награды) вручаются.
Проверка выполнения задания. Отвечает от команды 1 ученик.
10. Проверочная работа. Работаем самостоятельно. Сделать синтаксический разбор 3 предложений (на листочках).
Команда №1
Олимпийская эмблема состоит из разноцветных колец.
Цвет каждого кольца - символ части света.
Первые игры были проведены в Древней Греции.
Команда №2
1. В наше время игры вновь были проведены 1896 году в Афинах.
2. В Древней Греции игры зимой не проводились.
3. На время игр прекращались все войны.
Команда №3
1. Первые зимние олимпийские игры были проведены во Франции в 1924 году.
2. В нашей стране Летние Олимпийские игры проводились в 1980 году в Москве.
3. В 2014 году столицей Зимних Олимпийских игр стал город Сочи.
Учитель собирает ответы.
14. Домашнее задание № 261
15.Подведение итогов. Рефлексия(Слайд №13)
Продолжите предложение: Сегодня на уроке мне было… (скучно, весело, интересно, неинтересно)
Вот и подошёл наш урок к концу.
· Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
· Что вызвало затруднение?
· Над чем ещё надо поработать?
На мой взгляд, вы, ребята, хорошо справились со всеми предложенными заданиями, что говорит о том, что пройденный материал по данному разделу языкознания понят вами и прочно усвоен. Вы работали в командах, и было приятно видеть, как каждый из вас активно участвовал в работе своей команды. Всем спасибо за урок. Желаю вам успеха в изучении родного языка!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Главные и второстепенные члены предложения. Урок русского языка в 5 классе. »
Урок русского языка в 5 классе
«Главные и второстепенные члены предложения»
Учитель Павлова Е.В., высшая категория, МОУ «Лицей №47» г. Саратова
Учебный предмет - Русский язык
Автор УМК- Львова С.И. Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3 частях. – М.,Мнемозина, 2013.
Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»
Форма урока – урок-соревнование, групповая работа
Цель урока: систематизировать знания по теме, закрепить умения различать члены предложения
Задачи урока:
Образовательные задачи:
В ходе творческой, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания учащихся по теме
Развивающие задачи:
Развивать умение работать в коллективе и принимать совместное решение;
Развивать положительные личностные качества (ответственность, доброта, чувство взаимопомощи)
Развивать и тренировать внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение к культуре своей страны, ее спортивным традициям.
Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Оборудование к уроку:
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Презентация по теме урока;
Раздаточный материал заданий.
Структура занятия
№п.\п
Этап урока
Время урока
Использование ИКТ
Организационный момент
1 мин
Мотивирующее начало «Одним словом»
3 мин
Слайд 2,3
Формулировка темы и цели урока
3 мин
Слайд 4,5
Словарная эстафета
7 мин
Слайд 6
От слов к словосочетаниям
3 мин
Слайд 7
Лингвистический футбол
5 мин
Составляем предложения с одним словом
5 мин
Слайд 8
Физминутка
2 мин
Творческая работа
10 мин
Слайды 9-13
Синтаксический разбор предложения (проверочная работа)
5 мин
Домашнее задание
1 мин
Рефлексия
2 мин
Слайд 14
Итог урока
1 мин
Слайд 15
Ход урока
Оргмомент
Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Помните, как поётся в песне: «…от улыбки станет всем светлей!» Как вы уже успели заметить: сегодня у нас много гостей на уроке, мы рады им, будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов.
Сегодня на нашем уроке мы будем работать в командах. Их у нас 3 – красные, синие, зеленые. Задача каждой команды – согласовывать свои действия, работать слаженно, быстро принимать решения, нести ответственность друг за друга.
Кто такой? (слайд 2) Как назвать всех этих героев одним словом?
Капитан
Что означает данное слово? (слайд 3) В каком значении мы его используем?
Я предлагаю каждой команде выбрать капитана, а капитану помнить, что он несет самую главную ответственность за всех членов свою команду и принимает окончательное решение.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы проводим урок - соревнование. Успех всей команды будет зависеть от ответов каждого ученика, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны, постарайтесь работать дружно, будьте уважительны к своим соперникам. Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем, не подсказываем, не отвлекаемся.
(Слайд 4 )
Делегация, команда, семья
Предложение, второстепенный, главный
Какое слово может быть связано со всеми данными словами?
Запишите по 1 словосочетанию с одним из этих слов из строчки.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Верно, члены предложения, главные и второстепенные. Значит, тема урока…
Запишем тему урока в тетрадь «Главные и второстепенные члены предложения»
Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Главные и второстепенные члены предложения»)
Итак, сегодняшний урок поможет повторить изученный материал, подготовиться к контрольной работе, научит работать с большей долей самостоятельности. Вам, ребята, предстоит применить полученные знания при выполнении различных упражнений. Желаю удачи!
Словарная эстафета. (Слайд 6 )
Что такое эстафета?
Какой бывает эстафета? (командная, легкоатлетическая, в биатлоне, лыжная, в плавании…)
Каждая команда выбирает 3 человека:
1-ый пишет на своей части доски словарный диктант
2-ой член команды проверяет и исправляет написанное
3-ий – называет, к какой общей тематической группе можно отнести данные слова. Записывает это слово на доске. (Все ученики пишут в тетрадях) Ответ – Олимпийские игры
Составь словосочетание по заданной модели. (слайд 7)
Из чего состоит предложение? (из словосочетаний)
Каждому ученику нужно придумать с нашими словами из диктанта по 3 словосочетания, соответствующие следующим моделям:
Сущ+ сущ
Прил + сущ
Глаг + сущ
Проверка выполнения задания. Отвечает от команды 1 ученик.
Лингвистический футбол
1 ученик от команды приглашается к доске - «встает на ворота», команды по очереди «забивают » вратарю пять «мячей» -вопросов по теме «Синтаксис». Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получает.
Составляем предложения с одним словом. Придумайте 3 предложения, употребив слово ИГРЫ так, чтобы (слайд 8)
Оно было в предложении подлежащим
Оно было дополнением
Оно было обстоятельством
Проверка выполнения задания. Отвечает от команды 1 ученик.
8. Физкультминутка
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису и пунктуации, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – не поднимать.
Вам необходимо придумать распространенные предложения по картинке, используя данные грамматические основы. Какие предложения у нас получатся? (распространенные)
Стал талисманом (символом). Зажигается огонь. Поднимается флаг. Спортсмены участвуют. Медали (награды) вручаются.
Проверка выполнения задания. Отвечает от команды 1 ученик.
10. Проверочная работа. Работаем самостоятельно. Сделать синтаксический разбор 3 предложений (на листочках).
Команда №1
Олимпийская эмблема состоит из разноцветных колец.
Цвет каждого кольца - символ части света.
Первые игры были проведены в Древней Греции.
Команда №2
В наше время игры вновь были проведены 1896 году в Афинах.
В Древней Греции игры зимой не проводились.
На время игр прекращались все войны.
Команда №3
Первые зимние олимпийские игры были проведены во Франции в 1924 году.
В нашей стране Летние Олимпийские игры проводились в 1980 году в Москве.
В 2014 году столицей Зимних Олимпийских игр стал город Сочи.
Учитель собирает ответы.
14. Домашнее задание № 261
15.Подведение итогов. Рефлексия(Слайд №13)
Продолжите предложение: Сегодня на уроке мне было… (скучно, весело, интересно, неинтересно)
Вот и подошёл наш урок к концу.
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Что вызвало затруднение?
Над чем ещё надо поработать?
На мой взгляд, вы, ребята, хорошо справились со всеми предложенными заданиями, что говорит о том, что пройденный материал по данному разделу языкознания понят вами и прочно усвоен. Вы работали в командах, и было приятно видеть, как каждый из вас активно участвовал в работе своей команды. Всем спасибо за урок. Желаю вам успеха в изучении родного языка!
Ученик _______________________________________________ Команда №1
Олимпийская эмблема состоит из разноцветных колец.
Цвет каждого кольца - символ части света.
Первые игры были проведены в Древней Греции.
Ученик _______________________________________________ Команда №2
В наше время игры вновь были проведены 1896 году в Афинах.
В Древней Греции игры зимой не проводились.
На время игр прекращались все войны.
Ученик _______________________________________________ Команда №3
Первые зимние олимпийские игры были проведены во Франции в 1924 году.
В нашей стране Летние Олимпийские игры проводились в 1980 году в Москве.
В 2014 году столицей Зимних Олимпийских игр стал город Сочи.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения (с использованием современных технологий) в соответствии с ФГОС "
["seo_title"] => string(155) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
["file_id"] => string(6) "179070"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424943199"
}
}