Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа Арского муниципального района                        Республики Татарстан
 
 
 
 
 
 
 
Разработка урока
«Практикум по подготовке  к ГИА»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                      Учитель I квалификационной категории                                                                                     МБОУ «Старочурилинская СОШ»                                                                                              Гарифуллина Илиса Равильевна
                                                                                       
 
                                 
Урок по теме «Практикум по подготовке  к ГИА»
Цель: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки  учащихся;  формировать практические умения, необходимые для успешной сдачи ГИА;  учить анализу  текста .
Развивать  орфографическую зоркость и  речевую компетенцию учащихся.
Воспитывать   интерес к языку.
Оборудование:  карточки, тесты для совершенствования орфографических и пунктуационных навыков, словари, тексты для анализа, портрет В.Г.Распутина.
                                          Ход урока
I. Организационный момент.
1.Слово учителя.
2. Сообщение темы и цели урока.
      Целью каждого урока русского языка является формирование практических умений, необходимых для сдачи ГИА, ЕГЭ. А какие умения, на ваш взгляд, необходимы?
Конечно, знание орфографии и пунктуации, культуры речи.
3.  Одним из критериев оценки языка является культура речи. Давайте посмотрим, как вы владеете культурой речи.
Расставьте ударение в словах: (на слайде 2 ) c последующей проверкой.
Свекла                  Каталог
Туфля                    Газопровод
Жалюзи                Исповедь
Арахис                  Квартал
       Баловать              Знамение
 
II. Выполнение  заданий.
1.  Указать слово с чередующейся гласной в корне (устно). Работа на интерактивной доске (слайд 3)
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, живет в Р_стове, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение,  зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.
2.  Объяснительный диктант. Объясните правописание орфограммы "Приставки ПРЕ-, ПРИ-" (слайд 4)
Приближаться ,  прибайкальский,    преградить, привязать, приоткрыть, присоединиться, премилый, присесть, претерпеть  приклеить,  приподнять,  преспокойно.
III. Работа с текстом.
1. Умение работать с текстом одно из важных в подготовке к ГИА. С автором текста, который я подготовила для вас, вы знакомились на уроках литературы. Всем известно имя Валентина Григорьевича Распутина и его рассказ «Уроки французского». (слайд 5)
 1.    Чтение текста учителем.
(1)Осень стояла теплая и сухая.(2)Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья  слабым попутным ветерком.(3)Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы  уже, и солнце заходило рано.(4)Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы.(5)Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.(6)Теперь каждый день после школы я прибегал сюда.(7)Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры.(8)Она без него и не начиналась.(9)За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень по прозвищу Птаха.(10)В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс.(11)Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы.(12)Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался.(13)Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.(14)А я выигрывал.(15)Я стал выигрывать постоянно, каждый день.(16) У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар, когда много играющих, это не просто: чем ближе тянешься к черте, тем больше опасности перевалить за нее и остаться последним.(17)Надо накрывать кассу при броске.(18)Так я и делал.(19)Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск.(20)Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на  пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне.(21)Снова проигрывал и снова возвращал.(22)Теперь у меня появились деньги.(23)Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.(24)Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока, обедал и садился за уроки.(25)Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод.(26)Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.
2. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
(Эпитеты: скорбными глазами, одинокий орган, изуродованные дома, ненавистного, проклятого слова, детская жалость, грязная изнанка, вечное небо.
Сравнения: музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома.
Метафоры: купол пожара, сорваны одежды.
Олицетворения: ночь укрыла, музыка звала, не плакала, заставляла.
Эмоциональные выражения: музыка закаменела; взлёты к небу, к звезде; растворилась в сердце; горло сдавило, стиснуло; древний боевой клич; горящие развалины.)
3. С какой целью автор использует их в тексте?
(Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь; воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.)
 4.  Работа в группах (задания на карточках)
Задания для 1-й группы
	- Докажите, что это текст.
- Объясните орфограммы во 2-м предложении.
- Найдите предложение с обособленным определением среди предложений с 4 по7.
- Найдите слово с приставкой ПРИ,  со значением неполного действия в предложениях 1-3
-  Найти бессоюзное предложение среди 1-4 предложений
 
Задания для 2-й группы
	- Найдите предложение с обособленным обстоятельством  среди предложений 9-11
- Найдите фразеологизм среди предложений 8-10
- Объясните орфограммы в предложении 25
- Замените слово чересчур в предложении 23  синонимом
 
Задания для 3-й группы
1.Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 23-26
2.Найдите СПП с придаточным изъяснительным среди предложений 24-26
3.Объясните орфограммы в предложении 5
4.Замените слово ненароком в предложении 2  стилистически нейтральным синонимом.
Задания для 4-й группы
1.Найдите предложение с однородными согласованными определениями среди предложений 1-3.
2.Замените словосочетание запах полыни, построенное на основе связи управления, на синонимичное по типу согласования.
3.  Среди предложений 2-4 найдите сложносочиненное
4. Объясните орфограммы в предложении 21.
5. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие в предложении 7.
Задания для 5-й группы
1.Объясните орфограммы в предложении 3.
2.Замените словосочетание увлекаться игрой, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
3. Из предложений с1-3 выпишите слово, в котором приставка НЕ пишется слитно, т.к. можно подобрать синоним
4. Выпишите грамматическую основу из предложения 19.
IV.  Игра «Своя игра».
 А теперь я предлагаю вам и поиграть, и заработать баллы, особенно тем, кто хочет повысить свою оценку, заработанную за тест.  Внимание на экран. Выбирайте тему, которую усвоили лучше других и вперед, за пятерками
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее  задание: напишите сочинение – рассуждение, ответив на вопрос: почему главный герой рассказа играл в «чику»?
 
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «открытый урок 9 класс»
                            
            
                                                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа Арского муниципального района Республики Татарстан
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Разработка урока
  «Практикум по подготовке к ГИА»
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Учитель I квалификационной категории МБОУ «Старочурилинская СОШ» Гарифуллина Илиса Равильевна
  
  
 
  
  Урок по теме «Практикум по подготовке к ГИА»
  Цель: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; формировать практические умения, необходимые для успешной сдачи ГИА; учить анализу текста .
  Развивать орфографическую зоркость и речевую компетенцию учащихся.
  Воспитывать интерес к языку.
  Оборудование: карточки, тесты для совершенствования орфографических и пунктуационных навыков, словари, тексты для анализа, портрет В.Г.Распутина.
  Ход урока
  I. Организационный момент.
  1.Слово учителя.  
  2. Сообщение темы и цели урока.
  Целью каждого урока русского языка является формирование практических умений, необходимых для сдачи ГИА, ЕГЭ. А какие умения, на ваш взгляд, необходимы?
  Конечно, знание орфографии и пунктуации, культуры речи.
  3. Одним из критериев оценки языка является культура речи. Давайте посмотрим, как вы владеете культурой речи.
  Расставьте ударение в словах: (на слайде 2 ) c последующей проверкой.
  Свекла Каталог
  Туфля Газопровод
  Жалюзи Исповедь
  Арахис Квартал
  Баловать Знамение
  
 
  II. Выполнение заданий.
  1. Указать слово с чередующейся гласной в корне (устно). Работа на интерактивной доске (слайд 3)
  Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, живет в Р_стове, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.
  2. Объяснительный диктант. Объясните правописание орфограммы "Приставки ПРЕ-, ПРИ-" (слайд 4)
  Приближаться , прибайкальский, преградить, привязать, приоткрыть, присоединиться, премилый, присесть, претерпеть приклеить, приподнять, преспокойно.
  III. Работа с текстом.
  1. Умение работать с текстом одно из важных в подготовке к ГИА. С автором текста, который я подготовила для вас, вы знакомились на уроках литературы. Всем известно имя Валентина Григорьевича Распутина и его рассказ «Уроки французского». (слайд 5)
  1. Чтение текста учителем.
  (1)Осень стояла теплая и сухая.(2)Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком.(3)Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано.(4)Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы.(5)Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.(6)Теперь каждый день после школы я прибегал сюда.(7)Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры.(8)Она без него и не начиналась.(9)За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень по прозвищу Птаха.(10)В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс.(11)Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы.(12)Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался.(13)Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.(14)А я выигрывал.(15)Я стал выигрывать постоянно, каждый день.(16) У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар, когда много играющих, это не просто: чем ближе тянешься к черте, тем больше опасности перевалить за нее и остаться последним.(17)Надо накрывать кассу при броске.(18)Так я и делал.(19)Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск.(20)Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне.(21)Снова проигрывал и снова возвращал.(22)Теперь у меня появились деньги.(23)Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.(24)Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока, обедал и садился за уроки.(25)Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод.(26)Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.
  2. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
  (Эпитеты: скорбными глазами, одинокий орган, изуродованные дома, ненавистного, проклятого слова, детская жалость, грязная изнанка, вечное небо.
Сравнения: музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома.
Метафоры: купол пожара, сорваны одежды.
Олицетворения: ночь укрыла, музыка звала, не плакала, заставляла.
Эмоциональные выражения: музыка закаменела; взлёты к небу, к звезде; растворилась в сердце; горло сдавило, стиснуло; древний боевой клич; горящие развалины.)
  3. С какой целью автор использует их в тексте?
  (Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь; воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.)
  4. Работа в группах (задания на карточках)
  Задания для 1-й группы
  -  Докажите, что это текст. 
-  Объясните орфограммы во 2-м предложении. 
-  Найдите предложение с обособленным определением среди предложений с 4 по7. 
-  Найдите слово с приставкой ПРИ, со значением неполного действия в предложениях 1-3 
-  Найти бессоюзное предложение среди 1-4 предложений 
 
 
  Задания для 2-й группы
  -  Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 9-11 
-  Найдите фразеологизм среди предложений 8-10 
-  Объясните орфограммы в предложении 25 
-  Замените слово чересчур в предложении 23 синонимом 
 
 
  Задания для 3-й группы
  1.Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 23-26
  2.Найдите СПП с придаточным изъяснительным среди предложений 24-26
  3.Объясните орфограммы в предложении 5
  4.Замените слово ненароком в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.
  Задания для 4-й группы
  1.Найдите предложение с однородными согласованными определениями среди предложений 1-3.
  2.Замените словосочетание запах полыни, построенное на основе связи управления, на синонимичное по типу согласования.
  3. Среди предложений 2-4 найдите сложносочиненное
  4. Объясните орфограммы в предложении 21.
  5. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие в предложении 7.
  Задания для 5-й группы
  1.Объясните орфограммы в предложении 3.
  2.Замените словосочетание увлекаться игрой, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
  3. Из предложений с1-3 выпишите слово, в котором приставка НЕ пишется слитно, т.к. можно подобрать синоним
  4. Выпишите грамматическую основу из предложения 19.
  IV. Игра «Своя игра».
  А теперь я предлагаю вам и поиграть, и заработать баллы, особенно тем, кто хочет повысить свою оценку, заработанную за тест. Внимание на экран. Выбирайте тему, которую усвоили лучше других и вперед, за пятерками
  5. Подведение итогов урока
  6. Домашнее задание: напишите сочинение – рассуждение, ответив на вопрос: почему главный герой рассказа играл в «чику»?
  
 
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «CВОЯ ИГРА»
                            
            
                                                            
     
 
Сложные 
предложения 
Простые 
осложненные предложения 
Слово-сочетания 
1 
2 
3 
4 
5 
7 
6 
8 
9 
10 
11 
12 
13 
14 
15 
19 
20 
16 
18 
17 
24 
25 
21 
22 
23 
     
Простые  осложненные предложения 
Вопрос № 1 
 
Что такое простое осложненное предложение? 
ответ 
     
Сложные  предложения 
Вопрос № 2 
Какие сложные предложения называются бессоюзными? 
ответ 
     
Простые  осложненные предложения 
Вопрос № 3 
Чем осложнено данное предложение? 
 
Костёр горел вяло, дымя горьким дымом. 
ответ 
     
 Словосочетания   
Вопрос № 4 
Как называется тип связи в словосочетании, при котором главное и зависимое слово стоит в одном и том же роде, числе, падеже? Главное слово чаще всего существительное. Зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей? и выражается частями речи, отвечающими на эти вопросы . 
ответ 
     
Словосочетания   
Вопрос № 5 
Тип связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже, т. е от главного к зависимому слову ставятся вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? чего? что? кем? чем? о ком? о чём? и др. Назовите тип связи.  
 
ответ 
     
Словосочетания   
Вопрос № 6 
Тип связи, при котором главное и зависимое слова связаны только по смыслу, отвечают чаще всего на вопросы где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем?, как? В качестве зависимых слов выступают неизменяемые части речи.  
ответ 
     
Словосочетания   
Вопрос № 7 
Определите тип связи в словосочетании: 
 
Сок из клюквы 
ответ 
     
Словосочетания   
Вопрос № 8 
Определите тип связи в словосочетании: 
 
Деревянный чемодан  
ответ 
     
Сложные  предложения 
Вопрос № 9 
Как выражаются смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях? 
ответ 
     
Простые  осложненные предложения 
Вопрос № 10 
 Охарактеризуйте предложение и объясните постановку запятой. 
 
Собака уверенно и спокойно ложилась на своё место под террасой и уже искала и просила ласк. 
ответ 
     
Сложные  предложения 
Вопрос № 11 
Когда не ставится запятая в сложносочинённом предложении между простыми предложениями? 
ответ 
     
Простые  осложненные предложения 
Вопрос № 12 
 Объясните постановку знаков 
препинания 
 Язык даже малочисленного народа - это целый мир, полный прелести и волшебства… 
ответ 
     
Словосочетания   
Вопрос № 13 
Определите тип связи в словосочетании: 
 
нравоучительно изрекла 
ответ 
     
Словосочетания   
Вопрос № 14 
Назовите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 
 
А) мир книг  
Б) ваза из стекла 
В) перелетные птицы 
ответ 
     
Сложные  предложения 
Вопрос № 15 
Как отделяются простые предложения в сложносочинённом предложении? 
 
ответ 
     
Простые  осложненные предложения 
Вопрос № 16 
Объясните постановку запятых. 
Это Васька, к счастью, сообразил схватить его за волосы и вытащить. 
ответ 
     
Сложные  предложения 
Вопрос № 17 
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры. На месте которых в предложении должны стоять запятые?  
Я понял (1) что я не мыслитель (2) и не философ (3) и что Бог просто дал мне здоровый, сильный русский мозг с задатками таланта. 
1) 1 2) 1, 2, 3 3) 1, 2 4) 1, 3 
ответ 
     
Сложные  предложения 
Вопрос № 18 
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры. На месте которых в предложении должны стоять запятые?  
 Я ждал его рассказа и молчал (1) боясь (2) что (3) если спрошу о чем-либо (4) он опять отвлечется в сторону. 
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 4 4) 2, 4 
ответ 
     
Простые  осложненные предложения 
Вопрос № 19 
Из данных предложений образуйте простое осложненное предложение. Объясните постановку знаков препинания. 
 
Мальчик быстро бежал. Он перепрыгивал через кустики и обегал валуны. 
 
ответ 
     
Простые  осложненные предложения 
Вопрос № 20 
Объясните постановку запятых . 
 
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы . 
ответ 
     
Сложные  предложения 
Вопрос № 21 
Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте  сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания. 
Наступил апрель. Установились тёплые дни. Такие дни  бывают только летом. 
ответ 
     
Простые  осложненные предложения 
Вопрос № 22 
Объясните постановку запятой . 
- Сахаров, пересядьте к Авдеенко. (по Ф.Искандеру)   
ответ 
     
Словосочетания   
Вопрос № 23 
Назовите словосочетание со связью 
УПРАВЛЕНИЕ: 
А)  черноокая девица 
Б) пирог с капустой  
В) прочитал самостоятельно  
ответ 
     
Словосочетания   
Вопрос № 24 
Что не является словосочетанием? 
 
А) рисунки ожили  
Б) старые вещи  
В) сохраняется памятью 
ответ 
     
Сложные  предложения 
Вопрос № 25 
Как обозначаются простые предложения в схеме бессоюзного сложного предложения? 
 
ответ 
     
Простые  осложненные предложения 
Ответ № 1 
Простое предложение может осложняться однородными членами, вводными словами, обращением, приложением, уточняющими и обособленными членами предложения. 
     
Сложные  предложения 
Ответ № 2 
Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом без помощи союзов и союзных слов. 
     
Простые  осложненные предложения 
Ответ № 3 
 
 Предложение осложнено деепричастным оборотом 
 (или обособленным обстоятельством) 
 
 
     
Словосочетания   
Ответ № 4 
 Согласование 
     
Словосочетания   
Ответ № 5 
Управление 
     
Словосочетания   
Ответ № 6 
 
Примыкание 
     
Словосочетания   
Ответ № 7 
Управление 
     
Словосочетания   
Ответ № 8 
 
 
 Согласование 
 
     
Сложные  предложения 
Ответ № 9 
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания. 
     
Простые  осложненные предложения 
Ответ № 10 
Простое предложение. 
Осложнено однородными членами. 
     
Сложные  предложения 
Ответ № 11 
Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится. 
 
     
Простые  осложненные предложения 
Ответ № 12 
 Простое предложение с обособленным определением (причастным оборотом). 
 Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. 
     
Словосочетания   
Ответ № 13 
Примыкание 
     
Словосочетания   
Ответ № 14 
 
 
 В) перелётные птицы  
     
Сложные  предложения 
Ответ № 15 
Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми. 
     
Простые  осложненные предложения 
Ответ № 16 
 
 
 
Запятые выделяют вводные слова. 
     
Сложные  предложения 
Ответ № 17 
 
1) 1 
     
Сложные  предложения 
Ответ № 18 
 
 
 1) 1, 2, 3, 4 
     
Простые  осложненные предложения 
Ответ № 19 
 
 Мальчик быстро бежал, перепрыгивая через кустики и обегая валуны. 
 
     
Простые  осложненные предложения 
Ответ № 20 
Запятые в предложении выполняют разделительную функцию между однородными членами предложения 
     
Сложные  предложения 
Ответ № 21 
 
Когда наступил апрель, 
установились тёплые дни, какие  бывают только летом. 
     
Простые  осложненные предложения 
Ответ № 22 
Запятая стоит перед обращением. 
     
Словосочетания   
Ответ № 23 
 
 
Б) пирог с капустой 
     
Словосочетания   
Ответ № 24 
А) рисунки ожили 
     
Сложные  предложения 
Ответ № 25 
 
Простые предложения в составе бессоюзного сложного на схеме обозначаются квадратными скобками. 
                                                 
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «Урок-практикум 9 открытый»
                            
            
                                                            
     
 
Урок-практикум 
 «Подготовка к ГИА» 
 
     
Расставьте ударение в словах: 
 
Свёкла Каталог 
 Туфля Газопровод 
 Жалюзи Кухонный 
Арахис Квартал 
 Баловать  Красивее 
     
Чередование в корнях   
 Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, живет в Р_стове, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы. 
     
Объясните правописание орфограммы "Приставки ПРЕ-, ПРИ-"   
  При ближаться , при байкальский, 
 пре градить, при вязать, при открыть, при соединиться, пре милый, при сесть, пре терпеть при клеить, при поднять, пре спокойно 
 
    
(1)Осень стояла теплая и сухая.(2)Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком.(3)Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано.(4)Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы.(5)Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.(6)Теперь каждый день после школы я прибегал сюда.(7)Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры.(8)Она без него и не начиналась.(9)За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень по прозвищу Птаха.(10)В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс.(11)Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы.(12)Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался.(13)Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.(14)А я выигрывал.(15)Я стал выигрывать постоянно, каждый день.(16) У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар, когда много играющих, это не просто: чем ближе тянешься к черте, тем больше опасности перевалить за нее и остаться последним.(17)Надо накрывать кассу при броске.(18)Так я и делал.(19)Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск.(20)Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне.(21)Снова проигрывал и снова возвращал.(22)Теперь у меня появились деньги.(23)Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.(24)Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока, обедал и садился за уроки.(25)Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод.(26)Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше. 
     
 Задания для 1-й группы 
 
 1.Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 9-11 
 (10 предложение) 
 
 2. Из предложения 7 выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие. 
 (менялись) 
 
 3.Среди предложений 24-26 найдите сложное предложение, связанное подчинительной связью. 
 (26 предложение) 
 
 
. 
     
Задания для 2-й группы 
 1. Укажите, в каком значении в тексте употреблено слово «свалился» в предложении 10. 
 1) упасть 
 2) обессилев, заболеть  3) неожиданно обременить собою  4) собравшись, соединиться 
 ( неожиданно обременить собою)  
 2. Найдите фразеологизм среди предложений 8-10 
 (как снег на голову) 
 3. 2. Среди предложений 5-8 найти сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. 
 (7 предложение) 
 
 
     
Задания для 3-й группы   
1. Среди предложений 4-7 найдите предложение с обособленными определениями. 
 (5 предложение)  
 2. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. 
 (2) 
 
3.Замените слово ненароком в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. 
 (случайно, ненамеренно) 
 
 
     
Задания для 4-й группы   
1 . Выпишите грамматическую основу из предложения 15. 
 (Я стал проигрывать) 
2. Среди предложений 16-19 укажите предложение с вводным словом. 
 (19 предложение) 
 
3. Среди предложений 3-5 найдите сложносочинённое предложение 
 (3 предложение) 
 
     
C ВОЯ ИГРА. ppt 
     
- Написать сочинение-рассуждение «Почему 
 главный герой рассказа играл в «чику»?