Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа Арского муниципального района Республики Татарстан
Разработка урока
«Практикум по подготовке к ГИА»
Учитель I квалификационной категории МБОУ «Старочурилинская СОШ» Гарифуллина Илиса Равильевна
Урок по теме «Практикум по подготовке к ГИА»
Цель: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; формировать практические умения, необходимые для успешной сдачи ГИА; учить анализу текста .
Развивать орфографическую зоркость и речевую компетенцию учащихся.
Воспитывать интерес к языку.
Оборудование: карточки, тесты для совершенствования орфографических и пунктуационных навыков, словари, тексты для анализа, портрет В.Г.Распутина.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Слово учителя.
2. Сообщение темы и цели урока.
Целью каждого урока русского языка является формирование практических умений, необходимых для сдачи ГИА, ЕГЭ. А какие умения, на ваш взгляд, необходимы?
Конечно, знание орфографии и пунктуации, культуры речи.
3. Одним из критериев оценки языка является культура речи. Давайте посмотрим, как вы владеете культурой речи.
Расставьте ударение в словах: (на слайде 2 ) c последующей проверкой.
Свекла Каталог
Туфля Газопровод
Жалюзи Исповедь
Арахис Квартал
Баловать Знамение
II. Выполнение заданий.
1. Указать слово с чередующейся гласной в корне (устно). Работа на интерактивной доске (слайд 3)
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, живет в Р_стове, выск_чить на улицу, ур_внять в правах, неправильное ср_щение кости, ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, вьющееся р_стение, м_кнуть в соль, отвратительный р_стовщик, разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.
2. Объяснительный диктант. Объясните правописание орфограммы "Приставки ПРЕ-, ПРИ-" (слайд 4)
Приближаться , прибайкальский, преградить, привязать, приоткрыть, присоединиться, премилый, присесть, претерпеть приклеить, приподнять, преспокойно.
III. Работа с текстом.
1. Умение работать с текстом одно из важных в подготовке к ГИА. С автором текста, который я подготовила для вас, вы знакомились на уроках литературы. Всем известно имя Валентина Григорьевича Распутина и его рассказ «Уроки французского». (слайд 5)
1. Чтение текста учителем.
(1)Осень стояла теплая и сухая.(2)Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком.(3)Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано.(4)Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы.(5)Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.(6)Теперь каждый день после школы я прибегал сюда.(7)Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры.(8)Она без него и не начиналась.(9)За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень по прозвищу Птаха.(10)В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс.(11)Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы.(12)Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался.(13)Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.(14)А я выигрывал.(15)Я стал выигрывать постоянно, каждый день.(16) У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар, когда много играющих, это не просто: чем ближе тянешься к черте, тем больше опасности перевалить за нее и остаться последним.(17)Надо накрывать кассу при броске.(18)Так я и делал.(19)Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск.(20)Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне.(21)Снова проигрывал и снова возвращал.(22)Теперь у меня появились деньги.(23)Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.(24)Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока, обедал и садился за уроки.(25)Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод.(26)Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.
2. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
(Эпитеты: скорбными глазами, одинокий орган, изуродованные дома, ненавистного, проклятого слова, детская жалость, грязная изнанка, вечное небо.
Сравнения: музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома.
Метафоры: купол пожара, сорваны одежды.
Олицетворения: ночь укрыла, музыка звала, не плакала, заставляла.
Эмоциональные выражения: музыка закаменела; взлёты к небу, к звезде; растворилась в сердце; горло сдавило, стиснуло; древний боевой клич; горящие развалины.)
3. С какой целью автор использует их в тексте?
(Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь; воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.)
4. Работа в группах (задания на карточках)
Задания для 1-й группы
- Докажите, что это текст.
- Объясните орфограммы во 2-м предложении.
- Найдите предложение с обособленным определением среди предложений с 4 по7.
- Найдите слово с приставкой ПРИ, со значением неполного действия в предложениях 1-3
- Найти бессоюзное предложение среди 1-4 предложений
Задания для 2-й группы
- Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 9-11
- Найдите фразеологизм среди предложений 8-10
- Объясните орфограммы в предложении 25
- Замените слово чересчур в предложении 23 синонимом
Задания для 3-й группы
1.Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 23-26
2.Найдите СПП с придаточным изъяснительным среди предложений 24-26
3.Объясните орфограммы в предложении 5
4.Замените слово ненароком в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.
Задания для 4-й группы
1.Найдите предложение с однородными согласованными определениями среди предложений 1-3.
2.Замените словосочетание запах полыни, построенное на основе связи управления, на синонимичное по типу согласования.
3. Среди предложений 2-4 найдите сложносочиненное
4. Объясните орфограммы в предложении 21.
5. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие в предложении 7.
Задания для 5-й группы
1.Объясните орфограммы в предложении 3.
2.Замените словосочетание увлекаться игрой, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
3. Из предложений с1-3 выпишите слово, в котором приставка НЕ пишется слитно, т.к. можно подобрать синоним
4. Выпишите грамматическую основу из предложения 19.
IV. Игра «Своя игра».
А теперь я предлагаю вам и поиграть, и заработать баллы, особенно тем, кто хочет повысить свою оценку, заработанную за тест. Внимание на экран. Выбирайте тему, которую усвоили лучше других и вперед, за пятерками
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: напишите сочинение – рассуждение, ответив на вопрос: почему главный герой рассказа играл в «чику»?
Просмотр содержимого документа
«открытый урок 9 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа Арского муниципального района Республики Татарстан
Разработка урока
«Практикум по подготовке к ГИА»
Учитель I квалификационной категории МБОУ «Старочурилинская СОШ» Гарифуллина Илиса Равильевна
Урок по теме «Практикум по подготовке к ГИА»
Цель: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; формировать практические умения, необходимые для успешной сдачи ГИА; учить анализу текста .
Развивать орфографическую зоркость и речевую компетенцию учащихся.
Воспитывать интерес к языку.
Оборудование: карточки, тесты для совершенствования орфографических и пунктуационных навыков, словари, тексты для анализа, портрет В.Г.Распутина.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Слово учителя.
2. Сообщение темы и цели урока.
Целью каждого урока русского языка является формирование практических умений, необходимых для сдачи ГИА, ЕГЭ. А какие умения, на ваш взгляд, необходимы?
Конечно, знание орфографии и пунктуации, культуры речи.
3. Одним из критериев оценки языка является культура речи. Давайте посмотрим, как вы владеете культурой речи.
Расставьте ударение в словах: (на слайде 2 ) c последующей проверкой.
Свекла Каталог
Туфля Газопровод
Жалюзи Исповедь
Арахис Квартал
Баловать Знамение
II. Выполнение заданий.
1. Указать слово с чередующейся гласной в корне (устно). Работа на интерактивной доске (слайд 3)
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, живет в Р_стове, выск_чить на улицу, ур_внять в правах, неправильное ср_щение кости, ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, вьющееся р_стение, м_кнуть в соль, отвратительный р_стовщик, разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.
2. Объяснительный диктант. Объясните правописание орфограммы "Приставки ПРЕ-, ПРИ-" (слайд 4)
Приближаться , прибайкальский, преградить, привязать, приоткрыть, присоединиться, премилый, присесть, претерпеть приклеить, приподнять, преспокойно.
III. Работа с текстом.
1. Умение работать с текстом одно из важных в подготовке к ГИА. С автором текста, который я подготовила для вас, вы знакомились на уроках литературы. Всем известно имя Валентина Григорьевича Распутина и его рассказ «Уроки французского». (слайд 5)
1. Чтение текста учителем.
(1)Осень стояла теплая и сухая.(2)Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком.(3)Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано.(4)Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы.(5)Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.(6)Теперь каждый день после школы я прибегал сюда.(7)Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры.(8)Она без него и не начиналась.(9)За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень по прозвищу Птаха.(10)В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс.(11)Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы.(12)Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался.(13)Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.(14)А я выигрывал.(15)Я стал выигрывать постоянно, каждый день.(16) У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар, когда много играющих, это не просто: чем ближе тянешься к черте, тем больше опасности перевалить за нее и остаться последним.(17)Надо накрывать кассу при броске.(18)Так я и делал.(19)Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск.(20)Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне.(21)Снова проигрывал и снова возвращал.(22)Теперь у меня появились деньги.(23)Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.(24)Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока, обедал и садился за уроки.(25)Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод.(26)Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.
2. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
(Эпитеты: скорбными глазами, одинокий орган, изуродованные дома, ненавистного, проклятого слова, детская жалость, грязная изнанка, вечное небо.
Сравнения: музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома.
Метафоры: купол пожара, сорваны одежды.
Олицетворения: ночь укрыла, музыка звала, не плакала, заставляла.
Эмоциональные выражения: музыка закаменела; взлёты к небу, к звезде; растворилась в сердце; горло сдавило, стиснуло; древний боевой клич; горящие развалины.)
3. С какой целью автор использует их в тексте?
(Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь; воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.)
4. Работа в группах (задания на карточках)
Задания для 1-й группы
Докажите, что это текст.
Объясните орфограммы во 2-м предложении.
Найдите предложение с обособленным определением среди предложений с 4 по7.
Найдите слово с приставкой ПРИ, со значением неполного действия в предложениях 1-3
Найти бессоюзное предложение среди 1-4 предложений
Задания для 2-й группы
Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 9-11
Найдите фразеологизм среди предложений 8-10
Объясните орфограммы в предложении 25
Замените слово чересчур в предложении 23 синонимом
Задания для 3-й группы
1.Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 23-26
2.Найдите СПП с придаточным изъяснительным среди предложений 24-26
3.Объясните орфограммы в предложении 5
4.Замените слово ненароком в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.
Задания для 4-й группы
1.Найдите предложение с однородными согласованными определениями среди предложений 1-3.
2.Замените словосочетание запах полыни, построенное на основе связи управления, на синонимичное по типу согласования.
3. Среди предложений 2-4 найдите сложносочиненное
4. Объясните орфограммы в предложении 21.
5. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие в предложении 7.
Задания для 5-й группы
1.Объясните орфограммы в предложении 3.
2.Замените словосочетание увлекаться игрой, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
3. Из предложений с1-3 выпишите слово, в котором приставка НЕ пишется слитно, т.к. можно подобрать синоним
4. Выпишите грамматическую основу из предложения 19.
IV. Игра «Своя игра».
А теперь я предлагаю вам и поиграть, и заработать баллы, особенно тем, кто хочет повысить свою оценку, заработанную за тест. Внимание на экран. Выбирайте тему, которую усвоили лучше других и вперед, за пятерками
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: напишите сочинение – рассуждение, ответив на вопрос: почему главный герой рассказа играл в «чику»?
Просмотр содержимого презентации
«CВОЯ ИГРА»
Сложные
предложения
Простые
осложненные предложения
Слово-сочетания
1
2
3
4
5
7
6
8
9
10
11
12
13
14
15
19
20
16
18
17
24
25
21
22
23
Простые осложненные предложения
Вопрос № 1
Что такое простое осложненное предложение?
ответ
Сложные предложения
Вопрос № 2
Какие сложные предложения называются бессоюзными?
ответ
Простые осложненные предложения
Вопрос № 3
Чем осложнено данное предложение?
Костёр горел вяло, дымя горьким дымом.
ответ
Словосочетания
Вопрос № 4
Как называется тип связи в словосочетании, при котором главное и зависимое слово стоит в одном и том же роде, числе, падеже? Главное слово чаще всего существительное. Зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей? и выражается частями речи, отвечающими на эти вопросы .
ответ
Словосочетания
Вопрос № 5
Тип связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже, т. е от главного к зависимому слову ставятся вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? чего? что? кем? чем? о ком? о чём? и др. Назовите тип связи.
ответ
Словосочетания
Вопрос № 6
Тип связи, при котором главное и зависимое слова связаны только по смыслу, отвечают чаще всего на вопросы где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем?, как? В качестве зависимых слов выступают неизменяемые части речи.
ответ
Словосочетания
Вопрос № 7
Определите тип связи в словосочетании:
Сок из клюквы
ответ
Словосочетания
Вопрос № 8
Определите тип связи в словосочетании:
Деревянный чемодан
ответ
Сложные предложения
Вопрос № 9
Как выражаются смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях?
ответ
Простые осложненные предложения
Вопрос № 10
Охарактеризуйте предложение и объясните постановку запятой.
Собака уверенно и спокойно ложилась на своё место под террасой и уже искала и просила ласк.
ответ
Сложные предложения
Вопрос № 11
Когда не ставится запятая в сложносочинённом предложении между простыми предложениями?
ответ
Простые осложненные предложения
Вопрос № 12
Объясните постановку знаков
препинания
Язык даже малочисленного народа - это целый мир, полный прелести и волшебства…
ответ
Словосочетания
Вопрос № 13
Определите тип связи в словосочетании:
нравоучительно изрекла
ответ
Словосочетания
Вопрос № 14
Назовите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
А) мир книг
Б) ваза из стекла
В) перелетные птицы
ответ
Сложные предложения
Вопрос № 15
Как отделяются простые предложения в сложносочинённом предложении?
ответ
Простые осложненные предложения
Вопрос № 16
Объясните постановку запятых.
Это Васька, к счастью, сообразил схватить его за волосы и вытащить.
ответ
Сложные предложения
Вопрос № 17
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры. На месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я понял (1) что я не мыслитель (2) и не философ (3) и что Бог просто дал мне здоровый, сильный русский мозг с задатками таланта.
1) 1 2) 1, 2, 3 3) 1, 2 4) 1, 3
ответ
Сложные предложения
Вопрос № 18
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры. На месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я ждал его рассказа и молчал (1) боясь (2) что (3) если спрошу о чем-либо (4) он опять отвлечется в сторону.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 4 4) 2, 4
ответ
Простые осложненные предложения
Вопрос № 19
Из данных предложений образуйте простое осложненное предложение. Объясните постановку знаков препинания.
Мальчик быстро бежал. Он перепрыгивал через кустики и обегал валуны.
ответ
Простые осложненные предложения
Вопрос № 20
Объясните постановку запятых .
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы .
ответ
Сложные предложения
Вопрос № 21
Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.
Наступил апрель. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.
ответ
Простые осложненные предложения
Вопрос № 22
Объясните постановку запятой .
- Сахаров, пересядьте к Авдеенко. (по Ф.Искандеру)
ответ
Словосочетания
Вопрос № 23
Назовите словосочетание со связью
УПРАВЛЕНИЕ:
А) черноокая девица
Б) пирог с капустой
В) прочитал самостоятельно
ответ
Словосочетания
Вопрос № 24
Что не является словосочетанием?
А) рисунки ожили
Б) старые вещи
В) сохраняется памятью
ответ
Сложные предложения
Вопрос № 25
Как обозначаются простые предложения в схеме бессоюзного сложного предложения?
ответ
Простые осложненные предложения
Ответ № 1
Простое предложение может осложняться однородными членами, вводными словами, обращением, приложением, уточняющими и обособленными членами предложения.
Сложные предложения
Ответ № 2
Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом без помощи союзов и союзных слов.
Простые осложненные предложения
Ответ № 3
Предложение осложнено деепричастным оборотом
(или обособленным обстоятельством)
Словосочетания
Ответ № 4
Согласование
Словосочетания
Ответ № 5
Управление
Словосочетания
Ответ № 6
Примыкание
Словосочетания
Ответ № 7
Управление
Словосочетания
Ответ № 8
Согласование
Сложные предложения
Ответ № 9
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания.
Простые осложненные предложения
Ответ № 10
Простое предложение.
Осложнено однородными членами.
Сложные предложения
Ответ № 11
Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится.
Простые осложненные предложения
Ответ № 12
Простое предложение с обособленным определением (причастным оборотом).
Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
Словосочетания
Ответ № 13
Примыкание
Словосочетания
Ответ № 14
В) перелётные птицы
Сложные предложения
Ответ № 15
Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми.
Простые осложненные предложения
Ответ № 16
Запятые выделяют вводные слова.
Сложные предложения
Ответ № 17
1) 1
Сложные предложения
Ответ № 18
1) 1, 2, 3, 4
Простые осложненные предложения
Ответ № 19
Мальчик быстро бежал, перепрыгивая через кустики и обегая валуны.
Простые осложненные предложения
Ответ № 20
Запятые в предложении выполняют разделительную функцию между однородными членами предложения
Сложные предложения
Ответ № 21
Когда наступил апрель,
установились тёплые дни, какие бывают только летом.
Простые осложненные предложения
Ответ № 22
Запятая стоит перед обращением.
Словосочетания
Ответ № 23
Б) пирог с капустой
Словосочетания
Ответ № 24
А) рисунки ожили
Сложные предложения
Ответ № 25
Простые предложения в составе бессоюзного сложного на схеме обозначаются квадратными скобками.
Просмотр содержимого презентации
«Урок-практикум 9 открытый»
Урок-практикум
«Подготовка к ГИА»
Расставьте ударение в словах:
Свёкла Каталог
Туфля Газопровод
Жалюзи Кухонный
Арахис Квартал
Баловать Красивее
Чередование в корнях
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, живет в Р_стове, выск_чить на улицу, ур_внять в правах, неправильное ср_щение кости, ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, вьющееся р_стение, м_кнуть в соль, отвратительный р_стовщик, разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.
Объясните правописание орфограммы "Приставки ПРЕ-, ПРИ-"
При ближаться , при байкальский,
пре градить, при вязать, при открыть, при соединиться, пре милый, при сесть, пре терпеть при клеить, при поднять, пре спокойно
(1)Осень стояла теплая и сухая.(2)Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком.(3)Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано.(4)Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы.(5)Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.(6)Теперь каждый день после школы я прибегал сюда.(7)Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры.(8)Она без него и не начиналась.(9)За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень по прозвищу Птаха.(10)В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс.(11)Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы.(12)Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался.(13)Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.(14)А я выигрывал.(15)Я стал выигрывать постоянно, каждый день.(16) У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар, когда много играющих, это не просто: чем ближе тянешься к черте, тем больше опасности перевалить за нее и остаться последним.(17)Надо накрывать кассу при броске.(18)Так я и делал.(19)Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск.(20)Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне.(21)Снова проигрывал и снова возвращал.(22)Теперь у меня появились деньги.(23)Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.(24)Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока, обедал и садился за уроки.(25)Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод.(26)Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.
Задания для 1-й группы
1.Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 9-11
(10 предложение)
2. Из предложения 7 выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие.
(менялись)
3.Среди предложений 24-26 найдите сложное предложение, связанное подчинительной связью.
(26 предложение)
.
Задания для 2-й группы
1. Укажите, в каком значении в тексте употреблено слово «свалился» в предложении 10.
1) упасть
2) обессилев, заболеть 3) неожиданно обременить собою 4) собравшись, соединиться
( неожиданно обременить собою)
2. Найдите фразеологизм среди предложений 8-10
(как снег на голову)
3. 2. Среди предложений 5-8 найти сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
(7 предложение)
Задания для 3-й группы
1. Среди предложений 4-7 найдите предложение с обособленными определениями.
(5 предложение)
2. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
(2)
3.Замените слово ненароком в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.
(случайно, ненамеренно)
Задания для 4-й группы
1 . Выпишите грамматическую основу из предложения 15.
(Я стал проигрывать)
2. Среди предложений 16-19 укажите предложение с вводным словом.
(19 предложение)
3. Среди предложений 3-5 найдите сложносочинённое предложение
(3 предложение)
C ВОЯ ИГРА. ppt
- Написать сочинение-рассуждение «Почему
главный герой рассказа играл в «чику»?