Урок русского языка в 9 - классе "Сложносочиненное предложение"
Урок русского языка в 9 - классе "Сложносочиненное предложение"
открытый урок по русскому языку в казахской школе 9 класс. Урок объяснения новой темы. на уроке используются карточки, мультимедийная доска.
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о ССП, о сочинительных союзах;
2. Развивать у учащихся умение определять и выделять в тексте среди сложных сложносочинённые предложения, различать их от простых предложений, осложнённых однородными членами.
3. Воспитывать у учащихся сознательное отношение к учёбе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 - классе "Сложносочиненное предложение" »
Открытый урок
9 класс Урок Русский язык
Дата 13.10.15.
Тема: Сложносочиненное предложение
Цели: 1. формировать у учащихся понятие о ССП, о сочинительных союзах;
2. Развивать у учащихся умение определять и выделять в тексте среди сложных сложносочинённые предложения, различать их от простых предложений, осложнённых однородными членами.
3. Воспитывать у учащихся сознательное отношение к учёбе.
-Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.
Какие предложения бывают сложными?
-союзные и бессоюзные.
4. Изучение нового материала
- Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с сложносочиненными предложениями.
Сложное предложение, части которого равноправны, не зависят друг от друга, соединены сочинительными союзами и, а ,но и др., называется сложносочиненными. Сочинительные союзы бывают повторяющимися – то ..., то; не то ... – и неповтряющимися - а, но, зато, да, тоже, также, же:
Сегодня целый день то солнце выглянет, то вдруг его закроет туча.
равноправны
, союз
сочинительные союзы: и, ни... ни, а, но, однако, зато, или, либо, то... то, либо ... либо.
то
То
, .
То , то .
Запись в тетрадь для правил
Основным средством связи в ССП являются сочинительные союзы (и,ни-ни, да=и, тоже, также – соединительные; то-то, или, либо, не то- не то, то ли- то ли – разделительные; а, но, однако, зато, же, да=но - противительные)
По союзам и по из значениям ССП делятся на:
1.ССП с соединительными союзами (значение одновременности или последовательности);
2.ССП с разделительными союзами (значение чередования или взаимоисключения)
3. ССП с противительными союзами (значение сопоставления или противопоставления).
Запятая ССП перед и не ставится :
- если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член:
Глаза у всех устремились и носы выпрямились по направлению к письму.
если простые предложения в составе ССП имеют общее придаточное предложение:
Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу дома в Васильевском.
-между двумя назывными предложениями
Прогулка в парке и катание на лодках.
5.Закрепление изученного материала
№27, стр37. письменно
Спишите. Найдите простые предложения в составе сложносочиненных. Выделите союзы.
№30, стр 38 письменно
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые в сложносочиненных предложениях. Найдите в них союзы.
5.1 Работа по карточкам: устно
Карточка № 1
Составьте простые предложения, используя данные простые предложения.
Солнце припекало. Вокруг меня с легким звоном рушился снег.
Карточка № 2
Составьте простые предложения, используя данные простые предложения.
Впереди неслась куропатка. Сзади быстро настигал ее ястреб.
Карточка № 3
Составьте простые предложения, используя данные простые предложения.
Ястреб круто взмыл кверху и повис в воздухе. Добыча исчезла в струе водопада.
5.2 Подумай: письменно
Объясните отсутсвие запятой между простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения. Составьте схемы предложений.
По улицам шли прохожие и проносились машины. 2. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку. 3. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. 4. В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.5. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина.
Упр 29. Устно. Прочитайте русские пословицы и поговорки. Какие предложения использованы в них: простые или сложные?
Вывод:отвечаем на вопросы «верно» и «неверно»
Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений. Ответ : «Верно»
Сочинительные союзы то ... то и не то .. не то - неповторяющиеся . ответ «Неверно»
Если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член, то не ставится запятая. Ответ «Верно»
По союзам и по из значениям ССП делятся на 2 группы. Ответ «Неверно»
Союзы а, но зато, и , то – это сочинительные союзы. Ответ «Верно»
7. Домашнее задание.
№31, стр.39
8.Итог урока.
Комментирование ответов учащихся.
Таблица «Сочинительные союзы»
Соединительные союзы
Разделительные союзы
Противительные союзы
И, да, ни...ни, также, тоже
Или, либо, ли...ли, то...то, не то...не то, то ли...то ли