время | Этап, задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ресурсы |
1 мин | Мотивационный Создание коллаборативной среды | Инструктаж по созданию коллаборативной среды | Обмениваются улыбками, создавая благоприятный настрой на работу | |
4 мин | Контроль знания теории | Раздаю карточки с заданием, провожу инструктаж по работе, взаимопроверке и работе с оценочными листами - Определение видов каких предложений вызвало у вас затруднение? Консультирование | Выполняют задание на карточках. Осуществляют взаимопроверку по ключу на слайде, выставляют отметку. Результаты заносят в оценочный лист | Слайд 1 Карточки Оценочный листы |
3 мин | Определение темы урок | Работа с предложениями Ружье выстрелило, и он испугался. Ружье выстрелило, а он испугался. - Определите грамматические основы предложений? Каковы типы предложений по структуре? Одинаковый ли смысл заложен в них? - Определите проблему, исходя из данных примеров и сформулируйте тему урока | Отвечают на первый вопрос. Записывают предложения, выделяют основы, определяют тип предложений, делают вывод о сходстве лексического материала предложений и различии значений. Определяют тему урока | Слайд 2 тетради |
2 мин | Целеполагание | Предлагаю определить цели урока, в случае затруднений использую шаблон с глаголами Блума | Определяют цели урока, пользуясь при необходимости речевым шаблоном с глаголами Блума | Слайд 3 (шаблон) |
10 мин 5 мин | Операционный «Говорящий постер» | Инструктаж по составлению говорящего постера по смысловым отношениям между частями ССП (записать только основное, увидеть взаимосвязь). Напоминаю правила работы в группе (расположены на слайде) Наблюдение, консультирование ФО: похвала - лидеры, кого бы вы поставили на пьедестал в своей группе по степени его вклада в общее дело: определите первое, второе и третье место. Отметьте это в оценочных листах плюсами | Распределяют роли в группе. Изучают материал учебника с. 41-42 + дополнительный материал. Составляют постер в любой форме, могут брать за основу схему в дополнительном материале «Карусель»: проходят по часовой стрелке по группам, готовят на стикерах вопрос группе Группы представляют постеры, следующая группа задает вопрос. Лидеры групп оценивают работу каждого, отмечают это в оценочных листах | Слайд 4 Постеры Маркеры Учебник Оценочный лист |
5 мин | «Ошибочное суждение» | Инструктаж по выполнению задания Консультирование (разбор ошибочно выполненных заданий); для менее успешных – повторное объяснение темы Значение последовательности выражается в ССП с соединительными союзами. Отношение сопоставления в ССП выражаются разделительными союзами. Отношения чередования в ССП выражаются противительными союзами Союз не только – но и – соединительный. Выделяется три группы ССП по типу союза в них. Причинно-следственные отношения выражают ССП с разделительными союзами. Отношения взаимоисключения выражают ССП с противительными союзами. Временные и сопоставительные отношения выражают ССП с соединительными союзами. Ключ: +,-,-,+,+,-,-,- | Работают с заданием «Ошибочное суждение» по теории, проверяют себя по ключу на слайде, заносят результат в оценочный лист. Показывают результат при помощи карточек «Светофор» (5 – зеленый, 4 – желтый, 3, 2 – красный) Дифференциация по выполнению дальнейшего задания | Карточки Слайд 5 Оценочный лист «Светофор» |
10 мин | Закрепление (дифференцированное задание) | Инструктаж по выполнению задания: получившие пятерки за ошибочное суждение работают самостоятельно, затем проверяют друг друга в парах, определяют спорные моменты; остальные – комментированное закрепление у доски № 65 (определить тип отношений между частями) Задание карточки: То светило солнце, то шел дождь. (чередование) После вечернего чая их повели переодеваться, и мальчики преобразились. (причинно-следств) Родные уехали, а воспитанники остались. (противопост) Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последов.) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, либо коней табун игривый молчанье дома возмутит. (взаимоисключение) № 65 сопостав. временные, одновременность чередование противопоставление | Выполняют задания в зависимости от уровня понимания темы: 1 группа (5) работают самостоятельно, затем проверяют друг друга в парах, определяют спорные моменты; остальные – комментированное закрепление у доски № 65. Высказывают согласие или несогласие – «Светофор» | Учебник Тетради Карточки Слайд 6 |
5 мин | Сопоставительная работа | Инструктаж по выполнению задания № 73 последовательность – одновременность одновременность – последовательность последовательность – одновременность причинно-следс. – причинно- следств | Самостоятельно с последующей проверкой работают с упражнением, сопоставляя отношения в предложениях с одним и тем же союзом (записывают только отношения) - в какой паре значение одинаково? - какие признаки играют роль в определении смысловых отношений меду частями ССП (союз и значение предложения) | тетради |
5 мин | «Лови ошибку» | Инструктаж по выполнению задания Задание карточки: Местами на бескрайнем болоте зеленели небольшие кустики, да белели уродливые стволы карельских берёз. (одновременность) Я проснулся, да лень одолела. (одновременность) Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она. (чередование) Он должен уехать, или я погибла. (взаимоисключение) Работа у него спорилась, и он пошел дальше всех. (причинно-следстенные) | Работают с карточками «Лови ошибку»: выписывают только предложение, в котором неверно определен тип, доказывают. Совместное обсуждение у доски. «Светофор» | Карточки «Лови ошибку» |
6 мин | Рефлексивно-оценочный Работа с тестовым заданием | Инструктаж по выполнению и проверке задания консультирование | Работают по вариантам с тестовыми заданиями, проверяют в парах по ключу, выставляют отметку, заносят результат в оценочный лист. | Тесты Слайд 7 Оценочный лист |
3 мин | рефлексия | Инструктаж по выполнению задания наблюдение | Работают с рефлексией на листах оценивания (с другой стороны) по вопросам, анализируя собственную деятельность на уроке | Оценочный лист Слайд 9 |
1 мин | Подведение итогов | - зачитайте, что у вас получилось сегодня на уроке? - поднимите зеленый цвет те, кто получил сегодня две пятерки, желтый – две четверки. молодцы! - как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках? Домашнее задание: теория, § 10, у. 109 (разборы+ задание 4) | Делятся успехами урока Ставят цели дальнейшей деятельности | |