1.Организационный Этап. Задача: обеспечить положительную мотивацию. | 3 мин | Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к уроку, настраивает на работу. -Добрый день, уважаемые гости и ребята! Хотелось бы сегодняшний урок начать словами известной песни: От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется! Ребята, поделитесь улыбками друг с другом. Пусть у вас будет хорошее настроение! В качестве разминки перед работой учащимся предлагается разгадать шараду: Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка) -Желаю вам хороших оценок на уроке! | Проверяют подготовленность к уроку, настраиваются на работу. |
2. Этап подготовки обучающихся к усвоению нового материала. Создание учебной ситуации. Задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации. | 10 мин | Учитель объявляет тему урока. (Виды сложносочиненных предложений) -Какие цели для себя вы определите на сегодняшнем уроке, исходя из названия темы? Чему вы можете научиться? (…вспомним, что такое ССП, …повторим средства связи , …узнаем средства связи ССП, …научимся определять ССП по союзам и значению) -Рассмотрите предложения и скажите, что эти предложения объединяет? (слайд ) 1.Полным кругом выкатилось над луговой стороной солнце, и другой, высокий берег оживился. 2. То ли на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку . 3. Легковых машин еще не было, зато на полном ходу проносились неутомимые грузовики. -Ребята, на что мы обратим внимание, анализируя предложения? (на кол-во грамматических основ, если перед нами СП – как связаны части СП; если предложения союзные – какие союзы) -Итак, какие предложения перед нами ? (сложносочиненные) - А в чем их различие? - Из каких источников мы можем получить информацию? (учебник, учитель, интернет) Работа с учебником( изучение материала параграфа) -Ребята, если информация параграфа вам знакома, отметьте на полях «+», если что-то новое для вас, - «Н», если непонятное - ? ( процесс осмысленного чтения) Новую информацию учащиеся записывают в тетради - памятки удобным для них способом ( схема, таблица) | Задача: определить цель урока, выявить виды ССП по союзам и смысловым отношениям. УУД: умение работать с источником информации, умение сравнивать, сопоставлять, умение логически рассуждать. Результаты: предметные : умение определять вид предложения по структуре, оформлять пунктуационно; определять вид союза, соединяющего предикативные части; метапредметные: умение определять цели предстоящей деятельности, вырабатывать последовательность действий; личностные: развитие интереса к познанию русского языка. |
3.Этап первичного закрепления полученных знаний. Задача: помочь обучающимся осмыслить полученные знания, при необходимости провести коррекцию знаний. | 10 мин | Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение , предлагает задание для закрепления – работу с текстом. Текст (демонстрируется на проекторе) 1)Учился я хорошо с французским же у меня не ладилось из-за произношения.2)Я легко запоминал слова но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение и Лидия Михайловна учительница французского бессильно морщилась и закрывала глаза. 3) Нет придется с тобой заниматься отдельно сказала она. 4) Так начались для меня мучительные дни. 5)Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык. 6) Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова и они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками а позванивая пытались куда-то лететь. ( В.Распутин) Учащимся предлагается самим придумать задания к тексту , при этом исходить из цели урока. ( Например, найти СП, определить их вид, если ССП - определить, как связаны, какие смысловые отношения; объяснить знаки препинания ( не только на изученное сегодня правило); составить схемы СП. Дополнительно к заданиям, которые предложат ребята, учитель предлагает и свои задания ( в рамках подготовки к ОГЭ) 1.Среди предложений 1-4 найдите предложение, в котором ср-вом выразительности является фразеологизм. ( №2) 2.Замените словосочетание со связью согласование ( мучительные дни) на синонимичное словосочетание со связью управление. Учащимся сообщается о том, что среди заданий ОГЭ есть и задания, связанные с умением определять знаки препинания, связывающие части сложносочиненного предложения, поэтому умения, приобретенные на уроке, пригодятся им на экзамене. | Задача: закрепить и осмыслить новые знания, закрепить умение определять виды сложносочиненных предложений. Способ действия: работа с текстом УУД: составлять алгоритм работы, решать учебные задачи как самостоятельно, так и в сотрудничестве с учителем. Результаты: предметные: умение анализировать предложения с точки зрения смысловых отношений; метапредметные: умение структурировать знания, строить осознанное высказывание; личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности. |
5. Этап проверки усвоения нового материала. Задача: установить степень усвоения нового знания. | 8 мин | Выполнение упражнения № 73 ( работа в парах) 1 учащийся записывает предложения под цифрами 1, 2, 3. 2-й учащийся – предложения под цифрами 4,5,6. Списывают, определяют вид ССП , подчеркивают союзы и грамматические основы, составляют схемы. Поле выполнения – взаимопроверка. Если кто-то не справился, допустил ошибку, партнер объясняет. | Задача: проверить степень усвоения знаний, оценить свою работу и работу одноклассников, выявить пробелы в знаниях. Способ действия: выполнение заданий упражнения. УУД: проводить самостоятельные наблюдения. Результаты: предметные: умение определять смысловые отношения ССП, составлять схемы; метапредметные : учащиеся ставят цель, планируют способы её достижения ; применяют полученные знания в речевой практике, осуществляют взаимоконтроль и оценку собственной работы и работы одноклассника; личностные: учащиеся осознают свои возможности, проявляют познавательный интерес к выполняемым заданиям. |
6. Рефлексия . | 3 мин | Задача: способствовать формированию умения оценивать собственную деятельность. Форма: беседа. Учитель предлагает ответить на вопросы: – достигли ли цели, поставленной перед собой в начале урока? - что показалось интересным на уроке? –какие трудности встретились? – где ваши знания пригодятся? Далее предлагается вписать свое имя в соответствующую ступень «Лесенки настроения» | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу одноклассников. Заполняют «Лесенку настроения» : « мне комфортно», «уверен в своих силах», «мне некомфортно, многого не понял», «я недоволен» |