Урок русского языка в 9 классе по теме: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Цель урока: сформировать у учащихся представление о бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения, рассмотреть особенности постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».»
Урок русского языка в9 классе по теме: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Цель урока: сформировать у учащихся представление о бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения, рассмотреть особенности постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Задачи:Образовательные:
-усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении; формирование умений составлять схемы БСП;
развивающие: развитие коммуникативной компетентности учащихся ;
воспитательные: формирование представлений у учащихся ценности «доброта».
Ход урока
І. Организационный момент.
II. Опрос, проверка домашнего задания.Настрой на урок. Круг доброты.
- Добрый день, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в «Круг доброты». Давайте встанем дружно в круг, пожмём друг другу руки, передадим тепло наших сердец друг другу и скажем добрые слова.
Мир, мир, мир в тебе, мир в тебе, и мир во мне!
Любовь, любовь, любовь , любовь в тебе, любовь во мне!
III. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).
Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно.
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)
2. Вернёмся к записанному эпиграфу. Опрос.
- Дайте характеристику этого предложения. (Сложное бессоюзное предложение, состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие).
5. Самостоятельная работа с теоретическим материалом. Учащиеся работают самостоятельно в группах, обсуждают, защищают проекты.
- Наша задача выяснить смысловые отношения между предложениями в БСП. Поможет нам в этом опорный конспект (презентация).
1 группа. Значение причины: вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой части. Такое БСП можно преобразовать в СПП с придаточным причины, присоединяемым союзами потому что, так как.Я обиделась на него : он был виноват передо мной.
2 группа. Значение пояснения: вторая часть предложения поясняет содержание первой части (можно вставить слова: а именно, то есть, как то). В такие предложения может быть мысленно подставлен союз: а именно. Второе предложение поясняет первое. Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины.
3 группа. Значение дополнения: вторая часть предложения дополняет содержание первой части.Такие БСП можно преобразовать в СПП с придаточными изъяснительными, присоединяемыми союзом что.Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.
Работа с лексической темой.
Задание. Озаглавить текст. Определить основную мысль, тип речи, стиль текста.
В каждом человеке и звере, в каждой птице живёт маленький тёплый солнечный зайчик. Если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нём этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. Если тебе вдруг покажется, что солнечный зайчик крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!
Самостоятельная работа с последующей проверкой.Защита постеров.
Задание №1.Конструирование БСП. (перестроить СПП в БСП). Определить смысловые отношения.
Ко всякому-всякому живому существу отнесешься с добром, то в нём этот солнечный зайчик проснется.
Всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.
Ты постараешься разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!
Задание №2. Спишите. Начертите схемы БСП, определите смысловые отношения впредложениях.
Он своим примером показал людям: надо жить, помогая друг другу.
Улыбки вернулись на лица: люди стали внимательнее относиться друг к другу.
Говорили: он во всё вмешивается, о каждом хлопочет.
Графический диктант.
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
Печален я: со мной друга нет.
Так как ожидается солнечная погода, мы поедем на охоту.
Будет очень жарко, или разразится гроза.
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
В каждой стране, где я бывал, мне встречались добрые люди.
1.[=-],[=-],[=-]. 2.[-=]:[-==]. 3. [=],[-=]. 4.[=-]:[=]. 5. (так как = -), [- =].
6.[=], или [ = -]. 7.то [= -],то[=-]. 8. [,(-=),=-].
6. Подведение итогов урока. - Сегодня мы с вами говорили о таком самом прекрасном, самом необходимом качестве человека как доброта.
Помните: с доброты человек начинается! Друзья мои! Внушайте людям веру! И следуйте хорошему примеру: Продляйте добрым словом Жизнь людей! (В. Боков).
Спишите, назовите смысловые отношения между частями БСП.
7. Домашнее задание. Задание на выбор:
Напишите мини-сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.