kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения, рассмотреть особенности постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».»

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Цель урока: сформировать у учащихся представление о бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения, рассмотреть особенности постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Задачи:Образовательные:

-усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении; формирование умений составлять схемы БСП;

развивающие:  развитие коммуникативной компетентности учащихся ;

воспитательные: формирование представлений у учащихся ценности «доброта».

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Опрос, проверка домашнего задания. Настрой на урок. Круг доброты.

- Добрый день, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в «Круг доброты». Давайте встанем дружно в круг, пожмём друг другу руки, передадим тепло наших сердец друг другу и скажем добрые слова.

Мир, мир, мир в тебе, мир в тебе, и мир во мне!

Любовь, любовь, любовь , любовь в тебе, любовь во мне!

III. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно.

(Л.Н. Толстой)

Ассоциативная карта. (Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)

- Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

2. Вернёмся к записанному эпиграфу. Опрос.

- Дайте характеристику этого предложения. (Сложное бессоюзное предложение, состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие).

5. Самостоятельная работа с теоретическим материалом. Учащиеся работают самостоятельно в группах, обсуждают, защищают проекты.

- Наша задача выяснить смысловые отношения между предложениями в БСП. Поможет нам в этом опорный конспект (презентация).

1 группа. Значение причины: вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой части. Такое БСП можно преобразовать в СПП с придаточным причины, присоединяемым союзами потому что, так как. Я обиделась на него : он был виноват передо мной.

2 группа. Значение пояснения: вторая часть предложения поясняет содержание первой части (можно вставить слова: а именно, то есть, как то). В такие предложения может быть мысленно подставлен союз: а именно. Второе предложение поясняет первое. Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины.

3 группа. Значение дополнения: вторая часть предложения дополняет содержание первой части.Такие БСП можно преобразовать в СПП с придаточными изъяснительными, присоединяемыми союзом что. Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.

Работа с лексической темой.

Задание. Озаглавить текст. Определить основную мысль, тип речи, стиль текста.

В каждом человеке и звере, в каждой птице живёт маленький тёплый солнечный зайчик. Если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нём этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. Если тебе вдруг покажется, что солнечный зайчик крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!

Самостоятельная работа с последующей проверкой. Защита постеров.

Задание №1. Конструирование БСП. (перестроить СПП в БСП). Определить смысловые отношения.

Ко всякому-всякому живому существу отнесешься с добром, то в нём этот солнечный зайчик проснется.

Всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.

Ты постараешься разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!

Задание №2. Спишите. Начертите схемы БСП, определите смысловые отношения в предложениях.

  1. Он своим примером показал людям: надо жить, помогая друг другу.

  2. Улыбки вернулись на лица: люди стали внимательнее относиться друг к другу.

  3. Говорили: он во всё вмешивается, о каждом хлопочет.

Графический диктант.

  1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

  2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

  3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

  4. Печален я: со мной друга нет.

  5. Так как ожидается солнечная погода, мы поедем на охоту.

  6. Будет очень жарко, или разразится гроза.

  7. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

  8. В каждой стране, где я бывал, мне встречались добрые люди.

1.[=-],[=-],[=-]. 2.[-=]:[-==]. 3. [=],[-=]. 4.[=-]:[=]. 5. (так как = -), [- =].

6.[=], или [ = -]. 7.то [= -],то[=-]. 8. [,(-=),=-].

6. Подведение итогов урока. - Сегодня мы с вами говорили о таком самом прекрасном, самом необходимом качестве человека как доброта.

Помните: с доброты человек начинается! Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей! (В. Боков).

Спишите, назовите смысловые отношения между частями БСП.

7. Домашнее задание. Задание на выбор:

Напишите мини-сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.

  1. Выставление оценок.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аймуханова Мадина Серикбековна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Бессоюзное  сложное предложение с отношениями пояснения и дополнения "
    ["seo_title"] => string(84) "biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie-s-otnoshieniiami-poiasnieniia-i-dopolnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125135"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414919500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. "
    ["seo_title"] => string(90) "biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-so-znachieniiem-prichiny-poiasnieniia-dopolnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148849"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419864892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе по разделу "
    ["seo_title"] => string(79) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "122054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414146364"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 9класс"
    ["seo_title"] => string(58) "dvoietochiie_v_biessoiuznom_slozhnom_priedlozhienii_9klass"
    ["file_id"] => string(6) "410153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492540462"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства