Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Урок русского языка в 9 классе УМК Разумовская М.М.
Тема: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Цель: создавать условия для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования; формировать умение видеть местоположение двоеточия в бессоюзном сложном предложении и находить правильную интонацию, умение применять полученные теоретические знания при работе с текстом; анализировать предложения с точки зрения смысловых и синтаксических соотношений их частей.
Метод урока: объяснительный.
Вид урока: урок-беседа.
Оборудование: компьютер, экран, слайдовая презентация, раздоточный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. »
Тема: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Цели: создавать условия для получения новых знаний о БСП, используя методы исследования; формировать умение видеть местоположение двоеточия в БСП и находить правильную интонацию, умение применять полученные теоретические знания при работе с текстом; анализировать предложения с точки зрения смысловых и синтаксических соотношений их частей; развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать; воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться.
- Мы все родом из детства. Когда мы были маленькими, нам дарили игрушки. Мальчикам –машины, девочкам –куклы. Но игрушки дарят не только детям, их дарят и взрослым, только подарки уже со смыслом. Хочу познакомит вас с индийской сказкой «О трех золотых куклах».
1) Чтение сказки учителем.
1) Один властелин послал соседу султану в подарок три золотые куклы. 2) Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. 3) Однако властелин велел передать: цены у них разные. 4) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. 5) Он просил объяснить, почему это так. 6) Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. 7) Придворные осмотрели все куклы –никакой разницы между ними нет.
8)Один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. 9) Султан велел доставит юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
10) Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. 11) Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле, кончик стебелька вылез у нее изо рта. 12) Потом сунул стебелек в ухо другой кукле, кончик стебелька кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. 13) Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
14) Тогда юноша сказал:
15) –Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. 16) Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом думают. 17) Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. 18) Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. 19) А третья кукла походит на человека, который что не услышит, то словно проглотит. 20) Это человек, достойный доверия, -цена этой куклы самая высокая. 21) Выслушал это султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
2) Работа по тексту.
- Определите стиль текста. (художественный, т.к. цель –воздействовать с помощью созданных образов на мысли и чувства читателей и слушателем; можем представить картину того, о чем говорится в тексте; используются различные средства выразительности (примеры из текста)).
- Тип речи. (повествование с элементами рассуждения).
- Какой подарок и с какой просьбой получил султан?(три золотые куклы, с просьбой –объяснить, почему эти куклы стоят по-разному).
- Прочитайте его наказ придворным.
- Кто и как разгадал тайну подарка? Прочитайте объяснение юноши.
- Для чего султану подарили кукол? (в детстве игрушки для развлечения, забавы, а у взрослых –игрушка –путь к мудрости).
- Какие качества людей символизируют эти куклы? (первая –болтушка, сплетница; вторая –равнодушная, невнимательная; третья –умеет хранить тайны, можно доверить секреты, культурная)
- Какова главная мысль текста? (признак культуры человека –уметь держать язык за зубами).
- В 9 классе мы изучаем сложные предложения. Перечислите типы сложных предложений. Среди предложений 7-9 найдите СПП, определите вид придаточного. (8, придаточное изъяснительное).
-Среди предложений10-13 найдите ССП. (13)
- В ССП и СПП смысловые отношения между частями помогают выразить союзы. А если в предложении нет союзов? (интонация и знаки препинания).
- Как называются такие предложения? (БСП).
- Какие знаки препинания ставятся в БСП? В каких случаях ставится запятая и точка с запятой?
III. Новый материал.
- Какие еще знаки препинания могут употребляться в БСП? (двоеточие и тире).
- Двоеточие – это знак препинания, который вам знаком. Приведите примеры его употребления. ( в предложениях с прямой речью, после слов автора; в предложениях с однородными членами предложения после обобщающего слова).
- Сегодня мы будем говорить о двоеточие в БСП. Сформулируйте цель урока.
1. Слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым: начало премудрости есть молчание. (Пифагор).
-Перед вами БСП, в нем выделяются две части. Какой союз мы можем поставить вместо двоеточия? Какое предложение получилось? (СПП с придаточным причины).
(потому что)
[ ] : [ причина ].
- Когда же ставится двоеточие? (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении).
2. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.
(а именно)
[] : [], [].
пояснение
- В этом предложении объясните, почему поставили двоеточие. (вторая часть поясняет, конкретизирует высказанную мысль первой части).
3. Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант.
(что)
[] : [].
дополнение
- При каком условии поставлено двоеточие?(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов- сказуемое).
- Сделайте вывод.
- Прочитайте эти предложения, соблюдая интонацию. Какую смысловую связь обозначает этот знак?
2) Работа с учебником.
- Откроем учебник стр. 195 и прочитаем, как нужно правильно читать БСП.
Упражнение 268 устно.
IV. Закрепление.
1) Работа с текстом (по вариантам).
- И снова обращаемся к тексту о золотых куклах. Найдите БСП со знаком препинания двоеточие.
I вариант –выписать БСП со значением причины.
II вариант – выписать БСП со значением пояснения.
III вариант –выписать БСП со значением дополнения.
2) Тест (самостоятельно).
Объясните употребление двоеточия в БСП.
1) Ходики стояли, должно быть, давно: бутылка с водой, подвешенная вместо гири, заросла паутиной.
А) вторая часть дополняет содержание первой
Б) вторая часть поясняет первую
В) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.
2) В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано.
А) вторая часть дополняет содержание первой
Б) вторая часть поясняет первую
В) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.
V. Рефлексия.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Сказка чему-нибудь вас научила?
VI. Оценки за урок. Домашнее задание: п. 32, упр.227.