Время в минутах | Действия учителя | Действия учащихся | Примечания, какие материалы используются. |
1 этап. Организационный момент. 1 минута | Приветствие учащихся. | | Флипчарт1, слайд 1. |
Повторение изученного на прошлом уроке 6 минут | - На прошлом уроке мы говорили об однородных членах предложения и знаках препинания при них. Используя таблиц, расскажите, что вы знаете об однородных членах предложения. | 2 ученика рассказывают, опираясь на таблицу, об однородных членах предложения. | Флипчарт1, слайд2. |
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы предложений. | Учащиеся записывают предложения. 1 – 1 ряд, 2 – 2 ряд, 3 – 3 ряд. По одному ученику выходят к доске с тетрадью, объясняют расстановку знаков препинания. | Флипчарт1, слайд 3. |
Изучение нового материала. 1 минута | Объявление темы урока. Чтение эпиграфа к уроку. Как вы понимаете слова М.Шаханова? | Предположительный ответ: если человек научится любить и понимать свой народ, свою культуру, свою природу, то он научится понимать и любить другой народ, будет толерантным. | Флипчарт1, слайд 4 |
2 минуты 2 минты | -Прочитайте предложения, найдите обобщающие слова, которые дают одно общее наименование всем однородным членам данного ряда. Что они выражают? - Объявляет цели урока. - В ходе урока вы будете заполнять таблицу, которая станет вашей шпаргалкой при подготовке к ЕНТ. (Приложение1) - Само понятие обобщающие слова вам знакомо с детства. В 5 классе вы уже научились называть группу предметов одним словом. Наша задача в 8 классе научиться не только правильно подбирать обобщающие слова, но и научиться расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. Задание: подобрать обобщающее слово к группе предметов. | Читают предложения, называют обобщающие слова. Вывод: Обобщающее слово – это одно более общее наименование всем однородным членам. Знакомятся с таблицей. Устно подбирают слова, называют их. | Флипчарт 1, слайд 5 Флипчарт1, слайд 6 Приложение 1 Флипчарт 1, слайды 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. |
3 минуты | | Изучают правило об обобщающих словах по электронному учебнику, заполняют таблицу. | Приложение2.модуль 14(грамматика), объяснение 2. Приложение1, задание 1 |
7 минут 1 минута | - В роли обобщающего слова могут выступать не только отдельные слова. В приведенных примерах найдите обобщающие слова, определите, чем они выражены, заполните таблицу. (Во время работы консультирует слабых учащихся) - Чаще всего обобщающее слово выражено метосимением. - Кроме того, что обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи, они могут быть выражены фразеологическим оборотом. | Читают предложения, находят обобщающие слова, заполняют таблицу. Вывод: обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи. Дополняют таблицу примером учителя. | Учебник «Русский язык» 8 класс упражнение 273, стр.130 Приложение1, задание 3 Флипчарт1, слайд 18 Флипчарт1, слайд 19 |
3 минуты | - При изучении правила вы обратили внимание на то, что обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены предложения. Докажите, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. | Работают с предложениями. Подчеркивают обобщающие слова как члены предложения. В таблицу вносят варианты ответов. Вывод: обобщающие слова могут быть разными членами предложения. | Приложение 1, задание 2. Приложение3. |
3 минуты | -Мы подошли к самому сложному: постановке знаков препинания. | Работают с электронным учебником, заполняют таблицу. | Приложение 2, модуль 14, объяснение 4. Приложение 1, задание4 |
1 минута | -Чтобы правильно расставить знаки препинания, можно воспользоваться алгоритмом. (Показывает алгоритм, предлагает привести примеры; возможно из уже отработанных предложений) | Изучают алгоритм, приводят устно примеры. | Приложение 4. |
2 минуты | Решение пунктуационных задач. (Выступает в роли консультанта) | Тренируются в постановке знаков препинания. | Приложение 2, модуль14, задание4. |
Тренировочные упражнения 2 минуты | - Распространите предложения однородными членами. | Устно читают предложения, дополняя их однородными членами. | Флипчарт1, слайд 20 |
3 минуты | - Записать предложения, вставить подходящие по смыслу обобщающие слова. (выступает в роли консультанта) | Работают в тетрадях. Несколько учащихся выходят к доске. | Флипчарт1, слайд 21 |
5 минуты | (Выступает в роли консультанта) | Работают с тренажером. (Слабые учащиеся – с функцией подсказки). | Приложение5, слайд 16 |
Обобщение изученного 2 минуты | Задает наводящие вопросы | Рассказывают изученный материал. | |
Домашнее задание 1 минута | Объясняет домашнее задание. П.30, упр.274(2) | Записывают задание в дневники. | Флипчарт1, слайд22 |
Приложение 1. Таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
Приложение 2. Электронный учебник «Русский язык для школ с казахским языком обучения» 8 класс, разработчик – АО «Национальный центр информатизации».
Приложение 3. Раздаточный материал. Лист с предложениями.
Приложение 4. Алгоритм постановки знаков препинания.
Приложение 5. Электронный учебник «Уроки русского языка» (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Россия) 8-9 класс.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Например: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Обобщающие слова являются ________________________________________________________членом предложения.
1) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предлождения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после однородных членов предложение продолжается_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: подчеркнуть обобщающие слова и однородные члены предложения. Определить их синтаксическую роль.
На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
От дома, от деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
Ни один след: ни лыжный. Ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.