Урок №
(русский язык, 8 класс)
Тема. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.
Цели:
- познакомить с обобщающими словами;
- отрабатывать умение находить обобщающие слова при однородных членах;
- формировать умения: а)правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, б)составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, в)различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составными именными сказуемыми;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения», презентация, тест.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания. Постановка целей и задач урока.
2. Работа учащихся у доски.
1.Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик):
Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо, трепещущее листьями, каждое облачко, плывущее по бледному и высокому небу. (К. Паустовский.)
-Указать однородные члены предложения. Найти изобразительные средства языка, использованные писателем.
2.Орфографическая пятиминутка.
Ничего не увидел, ни от кого не хотел ни в чем зависеть в течение всей жизни, ничто не удивило, нигде не обнаружил, ниоткуда не было слышно, никогда ни к кому ни за чем не обращался.
-Какие орфограммы встретились в диктанте?
-Допишите диктант двумя своими примерами с этими же орфограммами.
3. Новый материал.
1.Слово учителя.
- Вспомните, какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.
Работа по презентации
Из курса русского языка 5 класса вы знаете, что при однородных членах в предложении могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные члены. Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее, а однородные члены – видовое, например: реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль, Левитан, Репин). Обобщающими словами могут быть и словосочетания (Гипербола, метафора, олицетворение - изобразительно-выразительные средства языка.).
2.Работа с учебником.
Упр.282 (устно)
- Подберите к словам каждого ряда слово или словосочетание с более широким, обобщающим значением.
- Подберите к данным ниже обобщающим словам по несколько слов с более узким значением.
3.Работа по таблице (самостоятельная работа).
- Прочитайте предложения. найдите обобщающие слова. определите, какими членами предложения являются обобщающие слова, однородные члены предложения.
- Какое место занимает обобщающее слово по отношению к однородным членам?
- Как обозначается обобщающее слово на схеме?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания при обобщающих словах.
- Заметьте! На обобщающее слово падает логическое ударение. Если оно стоит перед однородными членами, то произносится с предупреждающей интонацией.
4. Закрепление материала. Тренировочные упражнения.
1. Самостоятельная работа.
- Спишите с доски, раскрывая содержание обобщающих слов:
В наших краях остаются зимовать лишь немногие птицы. Во время снегопада деревья. укрываются пушистым одеялом.. все было покрыто белым налетом инея.
Проверка самостоятельной работы.
- Определите, каким членом предложения является обобщающее слово.
- Поменяйте местами обобщающее слово и однородные члены в последнем предложении. Что изменилось?
2.Составление предложений.
- В качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоименные наречия: всё, все, это все, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, нигде. никогда.
Составьте и запишите 3 предложения с однородными членами, используя в качестве обобщающих слов местоимения и наречия из словарного диктанта. Составьте схемы предложений.
Проверка.
- Прочитайте записанные предложения. Какое значение они имеют?
- С какими трудностями столкнулись? Какой вывод можно сделать на основании записанных предложений?
(Все предложения имеют отрицательное значение. Однородные члены стоят в той же падежной форме, что и обобщающее слово. Однородные члены конкретизируют содержание обобщающих слов.)
3. Работа с учебником.
Упражнение 284 (устно).
- Чем отличаются эти предложения?
- Обратите внимание на 4 предложение. Изменяется синтаксический строй предложения, обобщающее слово утрачивает функцию обобщающего. В предложении с обобщающим словом есть большая логическая завершенность.
4.Тест
Физкультминутка физкультурно-спортивная:
По дороге Петя шел
По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)
5. Объяснительный диктант. (1 ученик пишет на доске, остальные - в тетрадях.)
Широкие поля, бескрайние леса, несущие людям радость и здоровье,- наше национальное богатство. Наше национальное богатство: леса, земля, залежи полезных ископаемых - охраняется законом.
- Объясните знаки препинания в этих предложениях.
6. Творческое задание.
- Передайте содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которыми должно быть обобщающее слово.
На доске текст:
В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянках мы собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья любовались голубыми незабудками.
(В начале лета в лесу появилось много цветов: иван-да-марья, лиловые колокольчики, иван-чай, ночные фиалки, голубые незабудки,)
- Как расставили знаки препинания? Укажите обобщающее слово. Составьте схему предложения.
Физкультминутка оздоровительно-гигиеническая: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
4. Итог урока.
- Что нового вы узнали об обобщающих словах?
- Каким членом в предложении является обобщающее слово?
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами?
- Какую ошибку можно допустить, если не обратить внимания на состав предложения? (Можно принять составное именное сказуемое за обобщающее слово.)
5. Домашнее задание
§28, упр.286 (7 предложений). Для сильных учеников самостоятельно изучить примечание к параграфу.