Урок русского языка в 7 классе по теме "Союз как часть речи. Простые и составные союзы".
Урок русского языка в 7 классе по теме "Союз как часть речи. Простые и составные союзы".
Цель урока - познакомить учащихся с союзом как служебнойчастью речи, егоролью в предложении и тексте. Объяснение нового материала осуществляется сприменением рецептивного метода (использование языковых иллюстраций, чтение и выборочный анализ поэтических текстов, работа со словарем), спомощью постановки проблемного вопроса. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Союз как часть речи. Простые и составные союзы".»
Урок русского языка в 7 классе.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы.
(урок объяснения новых знаний)
Автор Рынгач Татьяна Борисовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №13» г. Рязань.
Цель: познакомить учащихся с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.
Задачи:
дать определение союза как части речи, определить его функцию в предложении;
научить детей видеть союзы в тексте;
развивать устной и письменной речи учащихся;
развивать логические навыки анализа и сопоставления;
воспитывать уважительное отношение к словарям;
формировать хороший литературный вкус учащихся.
Методы и приемы:
Рецептивный (использование языковых иллюстраций, чтение поэтических текстов, знакомство со словарной статьей); продуктивный (постановка проблемного вопроса, выборочная работа с текстом, анализ текста); репродуктивный (обращение к учебнику, анализ типовых речевых примеров).
Оборудование:
Учебник, карточки со стихотворением И.А. Бунина, толковые словари В.И. Даля и С.А. Ожегова, этимологический словарь Н.М Шанского и Т.А. Бобровой, опорные конспекты учащихся.
Ход урока
Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих, запись в тетради числа и темы.
1. Блиц – опрос. (в форме игры «Сейф»: два ученика у доски, каждый отвечает на вопросы, выбирая вариант ответа 1/2/3. По окончании вопросов у каждого из двух учеников должен быть написан пятизначный код. Если код подобран верно, сейф с пятеркой откроется. Остальные ученики — то же самое, в тетрадях). — 5 минут.
1. На какие вопросы отвечает предлог? 1) Где? Куда? Откуда? 2) Когда? 3) Не отвечает на вопросы
2. Какое значение имеет предлог? 1) Пространственное. 2) Вместе с окончаниями существительных выражает значения пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.
3. Какие синтаксические функции выполняют предлоги? 1) Только вместе с существительными, местоимениями и числительными входят в состав членов предложения. 2) Являются обстоятельством. 3) Являются дополнением.
4. На какие группы делятся предлоги по происхождению? 1) Производные и непроизводные. 2) Предлоги не имеют никаких морфологических признаков. 3) Именные и глагольные
5. Как изменяются предлоги? 1) По падежам. 2) Не изменяются. 3) По числам и родам.
2. Актуализация знаний. Вспомните отличия самостоятельных от служебных частей речи. Для чего служит предлог? Откройте опорные конспекты на разделе морфология, запишите следующую таблицу. (4 минуты)
Предлог
Союз
Частица
Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении
Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного
3. Объяснение нового материала. (13 минут) Прочитайте стихотворение Ивана Бунина, найдите и обведите в овал все союзы.
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Как вы думаете, для чего служат союзы этом стихотворении? (они связывают однородные определения, сказуемые и другие однородные члены предложения; простые предложения в сложном, образуют сравнительные обороты; предложения в тексте). Откройте параграф «Союз как часть речи», посмотрите, правильно ли вы определили функцию союза? Теперь запишите эту функцию в таблицу. Затем запишите определение союза в конспекты. В чем союзы схожи с предлогами? (не могут быть членами предложения, ничего не обозначают, не изменяются). А чем отличаются? (функцией в предложении)
Союзы, как и предлоги, могут быть простыми и составными. Выведите сами по аналогии с простыми и составными предлогами определения простых и составных союзов. Записываем в опорный конспект примеры простых (а, как, и, если, что, когда, но, едва, будто, или, пока, также, тоже, хотя, чтобы, ибо) и составных (так как, потому что, как только, так что, для того чтобы и т.д.) союзов.
4. Обращение к словарям. (6 минуты) Найдите в толковом словаре Владимира Ивановича Даля определение слова «союз».
Союз – сцепление …; часть речи, частичка, связующая слова. "Толковый словарь" В. Даля
Теперь посмотрите на название следующего словаря. «Этимологический». Кто-нибудь обращался к этому словарю раньше? Кто знает, что означает слово «этимология»? Для этого обратимся к еще одному толковому словарю, автор которого Сергей Иванович Ожегов.
Этимология, -и, ж. 1. раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
Сделайте вывод, что мы можем найти в этимологическом словаре? (происхождение слова). В этимологическом словаре найдите слово «союз»
СОЮЗ. Заимств. из ст.-сл. яз. Преф. образование от юзь(через "юс" большой) (см. узел, уж, вязать, узы).
То есть слово союз однокоренное с такими словами как «узел» и «узы». Как можно это связать с функцией союза в предложении?
5. Закрепление нового материала. Обращаемся к упражнению 313 (354). Записываем в орфографический словарь слова из рамочки, читаем текст. Выделяем основную мысль. Находим союзы. Устно. (4 минуты)
Письменно выполните упражнение 317 (358). Спишите, объясните графически орфограммы, выделите союзы, сверху напишите простой союз (п.) или составной (с). Устно объясните, что связывает союз в предложении. Задание выполняем по цепочке. (7 минут).
7. Вывод: С какой новой частью речи вы познакомились на уроке? Расскажите определение союза. Коротко скажите, чем отличаются и чем схожи союзы и предлоги. Какова основная функция союза в предложении? (3 минуты)
8. Домашнее задание на следующий урок — 359 (318) списать, выделить грамматические основы, в овал союзы составные, а над простыми - «с.»
(1 минута)
9. Выставление оценок за работу на уроке, сбор тетрадей с домашней работой. (1 минута).