Дата проведения: 11. 02. 2015.
Тема: Повторение по теме: «Наречие»
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Класс: 7.
Цели урока:
обучающие:
- повторение и углубление знаний о наречии и его грамматических признаках;
- повторение правописания гласных е - и в приставках отрицательных наречий, суффиксов о - а на конце наречий, гласных о - е после шипящих на конце наречий; Ь после шипящих на конце наречий и др.
- проверка знаний и умений учащихся при изучении темы «Наречие» на этапе итогового контроля.
развивающие:
- формирование умения правильно использовать наречия в речи;
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие логического мышления;
воспитательные:
- воспитание любви к родному языку;
- повышение культурного уровня учащихся.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку.
Структура урока:
- Организационный этап (1мин.)
- Этап обобщения и систематизации изученного (20-30 мин.)
- Информирование о выполнении домашнего задания (1 мин)
- Подведение итогов урока (5 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
- Выставление оценок (1 мин.)
Литература:
- Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.
- Программа по русскому языку.
Ход урока
1. Организационный этап.
- Ребята, проверьте готовность к уроку. На парте – учебник, тетрадь, дневник, пишущие предметы. Всё это вам понадобится сегодня на уроке. Я рада видеть вас на уроке русского языка. Здравствуйте. Присаживайтесь.
2. Этап обобщения и систематизации изученного
- Запишите число.
- Тема нашего урока: Повторение по теме «Наречие».
- Нам предстоит большая работа. Сегодня мы должны повторить грамматические признаки наречий и орфографические правила правописания наречий. Будьте внимательны, сосредоточенны, и тогда вы сможете справиться с предстоящей работой.
Вчера я вам сказала, что учебник для меня ассоциируется с лестницей, которая ведёт нас к знаниям. На протяжении изучения курса русского языка большое внимание мы уделяем не только пунктуации и синтаксису, что немаловажно, но и учимся разбираться в частях речи.
Соответственно, любая часть речи становится для нас определённым пунктом, в который необходимо прибыть в назначенное время. Для того чтобы осилить этот маршрут, мы постепенно добираемся от одной станции к другой. Иначе можно сказать, что станция – это то или иное правило, которое необходимо усвоить и научиться применять на практике.
На протяжении продолжительного времени вы стремительно двигались по просторам морфологии и орфографии в большой город, который называется Наречие. Передвигаясь от одной станции к другой, мы сможем повторить правила и орфограммы, связанные с этой частью речи.
И самая первая станция, на которой нам необходимо задержаться, - «Теоретическая».
- От какого слова происходит название этой станции?
- Конечно же, теория! Суть задания, которое вам нужно выполнить, продолжить начатое высказывание. Я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль.
- Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает (признак действия).
- Наречия отвечают на вопросы: … (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).
- В предложении наречия чаще всего бывают… (Обстоятельствами).
- По значению наречия можно разделить на два разряда: … (обстоятельственные и определительные).
- Продолжите цепочку. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, … (место, причину и цель).
- Определительные наречия обозначают … (меру и степень, качество действия).
- Обстоятельственные наречия, обозначающие место, отвечают на вопросы … (где? Куда? Откуда?).
- У наречий имеются две степени сравнения:. (сравнительная и превосходная).
- Сравнительная форма наречий имеет две формы … (простую и составную).
- Превосходная степень наречий имеет, как правило, … (составную форму).
- Не с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1- слово не употребляется без НЕ-; 2-наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом)
- НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1 -есть противопоставление с союзом А; 2 - к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.)
- На конце наречий пишется буква А, если в этих словах есть приставки. (из-, до-, с-).
- Дефис в наречиях пишется после приставок … (по-, в-, кое).
- Дефис в наречиях пишется при наличии в слове суффиксов … (-ому, -ему, -ых, -их, -и, -то, -либо, -нибудь).
- Три слова исключения, на конце которых после шипящих Ь не пишется, это … (уж, замуж, невтерпёж).
Ребята, вы отлично справились с теорией. И мы незаметно подобрались к следующей станции, которая называется «Морфологическая».
Сейчас я попрошу вас обратить внимание на текст №1. Давайте его прочитаем.
Задание: Найдите в тексте наречия и сделайте морфологический разбор.
На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышется рожь. Солнце стоит высоко. В объеденном кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.
ВЫСОКО – наречие.
- Стоит (где?) высоко; обстоят-е наречие, обознач. Место.
- Неизм.
- Стоит где? Высоко.
НЕУТОМИМО – наречие.
- Звенят (как?) неутомимо; обстоят.нареч. образа действия.
- Неизм.
- Звенят как? Неутомимо.
ГРОМЧЕ – наречие.
- Звенят (как?) громче; обстоят. Нареч. Образа действия.
- Неизм.
- Звенят как? Громче.
УДИВИТЕЛЬНО – наречие.
- Сливается (как?) удивительно; обстоят. Нареч. Образа действия.
- Неизм.
- Сливается как? Удивительно.
Молодцы! И на этот раз мы уже примчались на следующую станцию. Называется она «Орфографическая»
Всё своё внимание мы направляем на текст №2.
Задание: расставьте знаки препинания, подчеркните наречия как члены предложения.
У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы.
Она являлась с мышью в зубах и, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Потом, подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. Затем она бросала мышь и равнодушно уходила.
У нас давно (обстоятельство) когда-то (обстоятельство) жила кошка. Она удивительно(обстоятельство) искусно (обстоятельство) ловила мышей и никогда (обстоятельство) их не ела. И совершенно (обстоятельство) по-человечески (обстоятельство) знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы. (1 запятая разделяет главное и придаточное, 2 и 3 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Она являлась с мышью в зубах и, призывно (часть обстоятельства, выраж. дееприч. оборотом) мурлыкая, терлась о ноги. (Две запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Потом (обстоятельство), подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. (1 и 2 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом, 3 запятая – разделяет два простых предложения в ложносочиненном)
Затем (обстоятельство) она бросала мышь и равнодушно (обстоятельство) уходила.
Следующая станция, которая с нетерпением ждёт нашего прибытия, «Фразеологическая».
Вам необходимо заменить фразеологизмы наречиями.
- Как с луны свалился – внезапно.
- Жить душа в душу – хорошо, ладно.
- Комар носа не подточит – правильно, точно.
- Как по маслу – гладко, легко.
- Как с гуся вода – равнодушно.
Остановка на этой станции оказалась совсем небольшой. И мы успешно добрались до последней станции – «Словообразовательная».
Скажите, пожалуйста, какая часть речи изображена на доске?
Как вы догадались? (отсутствие окончания)
А сейчас вам из предложенных наречий нужно выстроить словообразовательные цепочки. Пример перед вами.
Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!
А так же: еле-еле, нехорошо, творчески, никуда, досуха, чуть-чуть.
Нравственно – нравственный (суф-й); физически – физический (суф-й); Вперёд – перед (приставочный); неудержимо – неудержимый (суф-й); еле-еле (сложение), нехорошо (приставочный), творчески(суф-й), никуда (приставочный), досуха (прист.- суффиксальный), чуть-чуть (сложение).
- Подведение итогов
Вот и подошло к концу наше путешествие. Теперь вы знаете каждый уголок в таком огромном и красивом городе – Наречие.
Нашей задачей было обобщить знания, которые вы получили в ходе предыдущих занятий. Мы справились с этим? Благодаря новым закреплённым знаниям, какими мы стали? (Грамотными)
- Домашнее задание
И чтобы вернуться из этого города обратно в Бирск, вам необходимо выполнить контрольный тест. Его вы будете делать дома. Не торопитесь, сосредоточьтесь, выполните тест, и завтра в обязательном порядке сдайте мне ваши работы.
- Выставление оценок
Спасибо большое за активную работу на уроке. Все свободны.