Тема: Междометие.
Цели: 1. дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий;
2. развивать устную речь; развивать знания о служебных частях речи;
3. воспитать любви к языку, культуре речи, к литературе.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник Русский язык: 7 класс: С. Д. Ашурова, Г. Н. Никольская,
Тип урока: урок изучения новой темы, урок-исследование.
Методические приемы: подготовленный диктант, взаимопроверка, объяснение учителя, составление проекта, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас вновь на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу крепкого здоровья. Сначала садятся девочки, потом мальчики.
Сегодня на уроке будем изучать новую тему «Междометие». Изучим грамматические признаки, роль междометий, рассмотрим знаки препинания при междометиях. Повторим служебные части речи.
- Проверка домашнего задания. Актуализация.
Запись под диктовку песни В. Высоцского (можно прослушать песню в записи); взаимопроверка по тексту (текст, распечатанный на бумаге, раздаст учитель).
Ребята, 2015 год – это год литературы, Владимир Высоцкий – поэт, актер и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений, сыграл десятки ролей в театре,
- Какие служебные части речи вам известны?
- Что такое предлог?
- Какие отношения выражают предлоги?
(временные, причинные, пространственные, целевые и т. д.)
- Расскажите о простых и составных предлогах.
- Что такое союз?
- Расскажите о сочинительных и подчинительных союзах.
- Что такое частица?
- Какие разряды частиц вы изучали?
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо подготовились.
- Объяснение новой темы.
- Работа с текстом.
Мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете на этом уроке? Знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств, при помощи только одного слова? Посмотрите, ребята, на экран. Перед вами стихотворение А. Тетивкина. Прочитайте его внутри себя.
МЕЖДОМЕТИЕ
Разрешите доложить
Всем без исключения,
Что могу я говорить
Только лишь с волнением.
Выражаю поощренья,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, которых гложет страх,
Произносят слово «Ах!».
Кто пасует пред бедой,
Произносит слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!».
Кто задерживает вдох,
Произносит слово «Ох!».
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!».
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья.
А. Тетивкин
Найдите из текста самостоятельные и служебные части речи.
О какой части речи говорится в тексте? Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? Какие это слова?
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
- Работа с учебником. Исследовательская работа.
Откройте учебники, страница 207, § 60. Прочитайте, что написано в учебнике.
Задание к первой группе: Составить проект (тезисный план) параграфа.
Примерный план:
I. Междометия – слова, выражающие чувства, настроения, побуждения.
II. Междометия бывают производные и непроизводные.
III. междометия не изменяются, не являются членами предложений, могут употребляться в значении других частей речи.
IV. междометия употребляются в устной речи.
Задание ко второй группе:
Вывод: Ответьте на вопросы, изучив самостоятельно параграф 60.
1.В чем особенность междометия как части речи?
2.Междометие выражает…….
3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?
4.Докажите, что междометие может употребляться в значении других частей речи?
5.Где чаще всего в художественной речи используются междометия?
(каждая группа выступает на доске, защищают свою исследовательскую работу).
Чтение учителем сказки «Без чего в речи не обойдёшься?»
Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.
Эмоциональные междометия:
Повелительные междометия:
Этикетные междометия:
Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых можно выразить положительные эмоции, или тех, с помощью которых можно выразить отрицательные эмоции? (отрицательные).
3. Слово учителя.
Междометие стоит особняком среди других частей речи. Оно не относится ни к самостоятельным, ни к служебным, не является членом предложения. Зато междометия легко «маскируются», принимают на себя роль других частей речи и тогда становятся членами предложения.
Роль междометий – выражение чувств, настроений, побуждений: Ах! Увы! Кошмар! Вон! Бац! и т. д. Выражая, они не называют чувства и настроения.
Понятно, что большое значение в ситуации общения имеет интонация. Одно и то же междометие, например, Ах! Может выражать восторг, удивление, страх, восхищение, испуг и т. д.
Для осознания роли интонации в выражении различных чувств и ощущений с помощью междометий я предлагаю вам четырежды произнести междометие ах, выражая: а) радость; б) жалобу; в) испуг; г) огорчение.
На ваших партах текст песни Владимира Высоцкого «Песня о друге» из фильма «Вертикаль». Если вы заметили, в начале урока мы уже встретили междометие в песне Владимира Семеновича Высоцкого: если парень в горах не ах…
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберёшь
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой,
Там поймешь кто такой.
Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис и вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани - гони,
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если он не скулил не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал
Он стонал, но держал.
Если шёл он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него. Значит, как на себя самого,
Положись на него. «Скопировано с сайта www.karaoke.ru»
Слово ах не выражает чувство, а «прикидывается» самостоятельной частью речи. Какой же частью речи притворилось междометие?
Попробуем поставить вопрос: парень какой? не ах. Подберем синонимы: парень не смелый, не надежный, не мужественный, а трусливый, неуверенный паникер.
Значит, междометие выступает в значении прилагательного, в роли определения.
4. Закрепление.
Работа с учебником. Упражнение 535. Составить предложения с одним междометием из каждой группы.
Упражнение 537. Выразительное чтение стихотворения.
Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх,
Ах!
Эх, ведь спросят, как назло,
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех.
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждет меня доска.
Если б кто-нибудь помог!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух.
Эх! Ах! Ох!
Ух! …не вызвали!
5. Итоги урока.
Что вы узнали на уроке?
Что вам было интересно?
О чем бы вы хотели еще узнать на следующем уроке?
Выставление оценок.
Спасибо всем за урок. Сегодня вы очень хорошо работали.
6. Домашнее задание.
Упражнение 538. Составьте или выпишите из художественного произведения четыре предложения со звукоподражательными междометиями. Запишите их.