kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Организационный момент
  2. Актуализация  ранее  изученных  знаний

Комментированное письмо(разбор по членам и частям речи)

Река, разлившаяся далеко, затопила окрестные луга.

- Вспомните, какой  раздел  русского  языка  изучает  части  речи?

(части  речи  изучает раздел лингвистики - Морфология)

- На  какие  2 группы  делятся   все части  речи  русского языка?

(на самостоятельные и служебные)

- Назовите  самостоятельные части речи. (имя  сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)

- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)

Слайд1

  1. Целеполагание. Тему урока узнаете, отгадав загадку.

Сколько? Два или пятнадцать,

Девять,десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Который? Первый,иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная, 
А называюсь я … числительным

 Запишите  тему урока: « Имя числительное» (написать на доске)

Какие цели мы поставим себе при изучении имени числительного как части речи?

 

  1. Что обозначает
  2. На какие вопросы отвечает
  3. Морфологические признаки
  4. Синтаксическая роль

Слайд 2

  1. Первичное усвоение новых знаний

Работа по карточкам в группах. Выписать их текстов числительные, поставив к ним вопросы. (Карточка №1)

Слайд 3

Морфологические признаки

 Слайд 4

-Записать в столбики по 2 количественных и два порядковых числительных ( у доски)

Слайд 5

- Записать по одному простому(два), сложному(тринадцать) и составному числительному(тридцать пять).( В тетради с последующей проверкой)

 

Непостоянные

1)Изменение по падежам количественных числительных

Слайд 6   (Карточка №2)

2)Изменение порядковых числительных по родам, числам и падежам

Они так и называются – порядковые. На какой вопрос отвечают? (какой?)

-У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)

-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прилагательные обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать  который по счёту?)

 

Задание на карточках вставить числительное в предложение. Работа в парах

(Карточка №3)

  1. Физминутка( услышав числительное, хлопнуть)

Один – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть

Синтаксическая роль работа у доски

(Разбор предложений по членам, над числительными написать количественное или порядковое)

Три  да  два  -  пять.

Мы сделали  три открытки.

Магазин открывается в девять часов.

 Два мальчика подошли к школе.

Девочка восьми лет стояла у школы.

Прозвенел второй звонок

Слайд 7

  1. Первичное закрепление
  2. Составьте небольшой рассказ о себе , вставляя имена числительные

(1 группа)

 

  1. Составьте текст для газеты о своем классе, используя числительные
  2. ( 2 группа)
  3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

             Устное сообщение о числительном по с.66-67.

Подобрать 5 фразеологизмов с использованием числительными записать их в тетрадь.

Составить ребус с числительным (например  с 3 ж)

  1. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Подумайте, не зря ли прошел для вас этот урок?

-Знаете ли что такое числительное?

- Зачем нужно знать числительные?

- Подумайте, получили ли новые знания на этом уроке?

- Какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке?

Выставление оценок.

- Совпала ли ваша оценка с моей?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное 6 класс»

Тема: Имя числительное. Общее значение числительного и употребление в речи.

Цель: правильно писать и произносить имена числительные, т. е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.



Задачи.

  1. Обучающая.

Знать: понятие о числительном как о части речи, общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных

Уметь:

применять знания об имени числительном, отличать числительные от других частей речи

  1. Развивающая: развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, способствовать развитию культуры речи учащихся


  1. Воспитательная: воспитывать уважение и любовь к родному языку





Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Актуализация ранее изученных знаний

Комментированное письмо(разбор по членам и частям речи)

Река, разлившаяся далеко, затопила окрестные луга.

- Вспомните, какой раздел русского языка изучает части речи?

(части речи изучает раздел лингвистики - Морфология)

- На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?

(на самостоятельные и служебные)

- Назовите самостоятельные части речи. (имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)

- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)

Слайд1


  1. Целеполагание. Тему урока узнаете, отгадав загадку.


Сколько? Два или пятнадцать,
Девять,десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Который? Первый,иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная, 
А называюсь я … числительным


Запишите тему урока: « Имя числительное» (написать на доске)

Какие цели мы поставим себе при изучении имени числительного как части речи?


  1. Что обозначает

  2. На какие вопросы отвечает

  3. Морфологические признаки

  4. Синтаксическая роль

Слайд 2


  1. Первичное усвоение новых знаний

Работа по карточкам в группах. Выписать их текстов числительные, поставив к ним вопросы. (Карточка №1)

Слайд 3


Морфологические признаки

Постоянные

Слайд 4

-Записать в столбики по 2 количественных и два порядковых числительных ( у доски)

Слайд 5

- Записать по одному простому(два), сложному(тринадцать) и составному числительному(тридцать пять).( В тетради с последующей проверкой)


Непостоянные

1)Изменение по падежам количественных числительных

Слайд 6 необ (Карточка №2)


2)Изменение порядковых числительных по родам, числам и падежам

Они так и называются – порядковые. На какой вопрос отвечают? (какой?)

-У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)

-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прилагательные обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать который по счёту?)


Задание на карточках вставить числительное в предложение. Работа в парах

(Карточка №3)


  1. Физминутка( услышав числительное, хлопнуть)


Один – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть


Синтаксическая роль работа у доски


(Разбор предложений по членам, над числительными написать количественное или порядковое)


Три да два - пять.

Мы сделали три открытки.

Магазин открывается в девять часов.

Два мальчика подошли к школе.

Девочка восьми лет стояла у школы.


Прозвенел второй звонок


Слайд 7

  1. Первичное закрепление


  1. Составьте небольшой рассказ о себе , вставляя имена числительные

(1 группа)


  1. Составьте текст для газеты о своем классе, используя числительные

  2. ( 2 группа)


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Устное сообщение о числительном по с.66-67.

Подобрать 5 фразеологизмов с использованием числительными записать их в тетрадь.

Составить ребус с числительным (например с 3 ж)



  1. Рефлексия


Наш урок подходит к концу. Подумайте, не зря ли прошел для вас этот урок?

-Знаете ли что такое числительное?

- Зачем нужно знать числительные?

- Подумайте, получили ли новые знания на этом уроке?

- Какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке?

Выставление оценок.

- Совпала ли ваша оценка с моей?
































Приложение

Карточка №1 (1 группа)

Венера вторая от Солнца планета Солнечной системы. Её год составляет двести двадцать пять земных суток.




Карточка №1 (2 группа)

Марс четвёртая планета Солнечной системы. Поперечник его в 2 раза больше поперечника Луны и составляет примерно шесть тысяч восемьсот километров





Карточка №2(1 группа)

Просклоняйте количественное числительное пять.



И.п.



Р.п.


Д.п.


В.п.


Т.п.


П.п.


Сколько?



Скольких?


Скольким?


Сколько?


Сколькими?


О скольких?


___________



___________


__________


__________


___________


___________







Карточка №2 (2 группа)

Просклоняйте количественное числительное двадцать.



И.п.



Р.п.


Д.п.


В.п.


Т.п.


П.п.


Сколько?



Скольких?


Скольким?


Сколько?


Сколькими?


О скольких?


___________



___________


__________


__________


___________


___________



Карточка №3

Вставьте порядковое числительное первый в нужной форме.


Нач.. лся _ _ _ в.. сенний мес.. ц. Завтра не будет _ _ _ урока. Не оп..здай


к _ _ _ уроку. Я видел _ _ _ ласточ(?)ку. Мы обрадова(н, нн)ы _ _ _


приветом весны. Друг ра..смешил меня на _ _ _ уроке.



Карточка №4 (1 группа)

Составь рассказ о себе, используя числительные.


-Как тебя зовут?

-Сколько тебе лет?

-В каком классе ты учишься?

-Сколько человек в твоей семье?

- Сколько лет твоей маме?

- Сколько лет твоему папе?




Карточка №4 (2 группа)

Составь рассказ о своем классе для газеты, используя числительные.


-В каком классе ты учишься?

-Сколько в нём человек?

- Сколько девочек в классе?

- Сколько мальчиков в классе?

- Сколько лет твоим одноклассникам?

-По сколько уроков у вас бывает каждый день













Литература


  1. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. Универсальное издание. М.: «ВАКО», 2009

  2. Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов-на –Дону : «Феникс», 2005

  3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. М.: Мнемозина, 2012

  4. myshared.ru

  5. festival.1september.ru

  6. nsportal.ru

Просмотр содержимого презентации
«к уроку Имя числительное»

Числительное Наречие Местоимение Глагол Имя прилагательное Имя существительное Предлог Союз Частица Части речи самостоятельные  служебные

Числительное

Наречие

Местоимение

Глагол

Имя прилагательное

Имя существительное

Предлог

Союз

Частица

Части речи

самостоятельные

служебные

Что нужно знать, чтобы определить, какой частью речи является слово?  1.Значение слова  2.Вопросы, на которые отвечает слово  3.Морфологические признаки слова  4.Синтаксическая роль

Что нужно знать, чтобы определить, какой частью речи является слово?

1.Значение слова

2.Вопросы, на которые отвечает слово

3.Морфологические признаки слова

4.Синтаксическая роль

Имя числительное   Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

Имя числительное Общее значение

Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

числительные Обозначают порядок при счете КАКОЙ? КОТОРЫЙ? Обозначают количество  СКОЛЬКО? количественные порядковые

числительные

Обозначают

порядок при счете

КАКОЙ?

КОТОРЫЙ?

Обозначают количество

СКОЛЬКО?

количественные

порядковые

числительные Шесть Шестнадцать Восьмой Восемьдесят Сотый Пятьсот Двенадцатый Сорок Сто пять Шестьдесят два Четыреста тридцать первый простые сложные составные

числительные

Шесть

Шестнадцать

Восьмой

Восемьдесят

Сотый

Пятьсот

Двенадцатый

Сорок

Сто пять

Шестьдесят два

Четыреста тридцать первый

простые

сложные

составные

Имя числительное как часть речи Количественные Порядковые  Называет порядковый номер предметов при счёте.  1. Значение Называет число ( количество ) предметов при счёте.  2. Вопрос Какой (по счёту)? Сколько?  3. Морфологические Изменяются по падежам, числам и родам.  признаки Изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам и числам, два только по родам. Могут быть любым членом предложения. Определение, реже – сказуемое и подлежащее.  4. Синтаксическая  функция

Имя числительное как часть речи

Количественные

Порядковые

Называет порядковый номер предметов при счёте.

1. Значение

Называет число ( количество ) предметов при счёте.

2. Вопрос

Какой (по счёту)?

Сколько?

3. Морфологические

Изменяются по падежам, числам и родам.

признаки

Изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам и числам, два только по родам.

Могут быть любым членом предложения.

Определение, реже – сказуемое и подлежащее.

4. Синтаксическая

функция

Синтаксическая роль  числительных Количественные числительные подлежащее Порядковые числительные сказуемое дополнение определение обстоятельство определение  Количественные числительные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.

Синтаксическая роль

числительных

Количественные числительные

подлежащее

Порядковые числительные

сказуемое

дополнение

определение

обстоятельство

определение

Количественные числительные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1. Подобрать 5 фразеологизмов с использованием числительных и записать их в тетрадь.
  • 2. Составить ребус с числительным (нарисовать)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное"

Автор: Нуркенова Айман Хайруловна

Дата: 06.08.2014

Номер свидетельства: 111287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "УРОК -  СЕМИНАР НА ТЕМУ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»   7КЛ. (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО   КОМПОНЕНТА "
    ["seo_title"] => string(107) "urok-sieminar-na-tiemu-imia-chislitiel-noie-7kl-s-ispol-zovaniiem-natsional-nogo-riegional-nogo-komponienta"
    ["file_id"] => string(6) "125547"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415010238"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные" 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-kak-chast-riechi-kolichiestviennyie-i-poriadkovyie-chislitiel-nyie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426161797"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока русского языка в 4 классе " Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokarusskoghoiazykav4klassieimiachislitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "274433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452401079"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства