- Организационный момент
- Актуализация ранее изученных знаний
Комментированное письмо(разбор по членам и частям речи)
Река, разлившаяся далеко, затопила окрестные луга.
- Вспомните, какой раздел русского языка изучает части речи?
(части речи изучает раздел лингвистики - Морфология)
- На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?
(на самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи. (имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)
- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)
Слайд1
- Целеполагание. Тему урока узнаете, отгадав загадку.
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять,десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Который? Первый,иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь я … числительным
Запишите тему урока: « Имя числительное» (написать на доске)
Какие цели мы поставим себе при изучении имени числительного как части речи?
- Что обозначает
- На какие вопросы отвечает
- Морфологические признаки
- Синтаксическая роль
Слайд 2
- Первичное усвоение новых знаний
Работа по карточкам в группах. Выписать их текстов числительные, поставив к ним вопросы. (Карточка №1)
Слайд 3
Морфологические признаки
Слайд 4
-Записать в столбики по 2 количественных и два порядковых числительных ( у доски)
Слайд 5
- Записать по одному простому(два), сложному(тринадцать) и составному числительному(тридцать пять).( В тетради с последующей проверкой)
Непостоянные
1)Изменение по падежам количественных числительных
Слайд 6 (Карточка №2)
2)Изменение порядковых числительных по родам, числам и падежам
Они так и называются – порядковые. На какой вопрос отвечают? (какой?)
-У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)
-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прилагательные обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать который по счёту?)
Задание на карточках вставить числительное в предложение. Работа в парах
(Карточка №3)
- Физминутка( услышав числительное, хлопнуть)
Один – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть
Синтаксическая роль работа у доски
(Разбор предложений по членам, над числительными написать количественное или порядковое)
Три да два - пять.
Мы сделали три открытки.
Магазин открывается в девять часов.
Два мальчика подошли к школе.
Девочка восьми лет стояла у школы.
Прозвенел второй звонок
Слайд 7
- Первичное закрепление
- Составьте небольшой рассказ о себе , вставляя имена числительные
(1 группа)
- Составьте текст для газеты о своем классе, используя числительные
- ( 2 группа)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Устное сообщение о числительном по с.66-67.
Подобрать 5 фразеологизмов с использованием числительными записать их в тетрадь.
Составить ребус с числительным (например с 3 ж)
- Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Подумайте, не зря ли прошел для вас этот урок?
-Знаете ли что такое числительное?
- Зачем нужно знать числительные?
- Подумайте, получили ли новые знания на этом уроке?
- Какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке?
Выставление оценок.
- Совпала ли ваша оценка с моей?