Тема урока: Местоимение
Цель урока:
обучающая: знакомство с местоимением как частью речи;
опознавать местоимение среди других частей речи
развивающая: способствовать развитию внимания, воображения;
обогащение словарного запаса учащихся.
воспитывающая: воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Ход урока.
І. Организационный момент
а) рапорт дежурного
б) сообщение темы, цели урока;
ІІ. Повторение пройденного материала
а) Проверка домашнего задания .
б) Работа по индивидуальным карточкам;
Карточка №1
Спешите, вставляя вместо многоточий два или две. Отгадайте загадки.
1) . . . соседа – непоседа 2) У чурки ….печурки.
День на работе, 3) …. братца пошли на речку
Ночь на отдыхе. купаться
Карточка №2
Прочитайте зашифрованные слова.
1) Зумф, Зко, Збуна.
парк
2) (триста)
логия
Карточка №3
Определите, какое имя числительное является лишним. Объясните.
1) Одиннадцать, пятнадцать, сорок;
2) пятьдесят, восемьдесят, сто;
3) четыреста, пятьсот, восемьсот.
в) Устный опрос.
1) Что такое синоним?
2) Какие слова входят в синонимические ряды?
3) Что такое антонимы?
4) Какая часть речи называются именем числительным?
5) На какие две группы делятся числительные?
6) Чем отличаются простые числительные от составных?
ІІІ. Новая тема.
Местоимение- часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их: он, мой, сколько, кто-то, никто.
Местоимения делятся на разряды: личные , притяжательные, отрицательные, указательные, неопределенные, вопросительные, определительные.
Личные местоимения.
Лицо Ед.число Мн.число
1-е я мы
2-е ты вы
3-е он, она, оно они
Личные местоимения делятся на местоимения первого лица-я, мы. Местоимения второго лица-ты, вы и местоимения третьего лица -он (она,оно,они).
Местоимение я указывает на лицо говорящее: я пишу, я ходил в театр. Местоимение ты указывает на лицо, к которому обращается говорящий, т. е. на собеседника: ты идешь?; к тебе пришли. Местоимение он( она, оно) указывает на лицо, не принимающее участия в речи( т. е. не на говорящего и не на собеседника), а также вообще на предмет, о котором идет речь. Например: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья( Пушкин). Он лукавый принял вид.
- . Закрепление нового материала
1. Выполнение упражнений.
Упражнение 1. Замените местоимение 1-го лица местоимениями 3-го лица.
- Мне было 15 лет. 2) Я сохранил первое письмо. 3) Мать предала мне первую хлебницу. 4) У меня сохранилось письмо отца.5) Скучаешь ли ты о нас?
Упражнение 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках местоимения.
- Кому написал отец письмо? (свой сын)
- Куда уехал сын учиться? (другой город)
- О чем вспомнит сын, когда снова прочтет письмо? (эти поручения)
- Решение кроссворда.
1. Местоимение, которое указывает на 1-е лицо мн. числа.
2. Местоимение, которое указывает на отсутствие чего-либо.
3. Местоимение , которое указывает на другой предмет.
4. Местоимение, которое указывает на неопределенное лицо. 5.Местоимение, которое указывает на данный предмет.
6. Местоимение, которое служит для вопроса.
7. Местоимение, которое указывает на принадлежность другому лицу.
8. Местоимение, которое используется для связи простых предложений в составе сложных.
(1. Мы. 2. Ничто. 3. Иной. 4, Никто. 5. Этот. 6. Какой. 7. Твой.
8. Который.)
Внеся в кроссворд соответствующие местоимения, учащихся определяют их разряд и называют имя чудовища. (Минотавр)
- . Подведение итогов урока.
Занимательные вопросы:
Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот,оно)
Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот? (он-но)
Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (я-мы)
Какое личное местоимение надо добавить к другому личному местоимению, чтобы получить крупные плоды? ( ты-к-вы)
Какое местоимение требует чистоты? (мой)
Какое местоимение самое хвастливое? (я)
- І . Комментирование оценок.
- ІІ. Домашнее задание.
Упражнение 3. Просклоняйте местоимения 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа. Что происходит с личными местоимениями при склонении?