kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Местоимение"-6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Местоимение

Цель урока:

обучающая:  знакомство с местоимением как частью речи;

опознавать  местоимение среди других частей речи

развивающая: способствовать развитию внимания, воображения;

обогащение словарного запаса учащихся.

воспитывающая: воспитывать  дружелюбие, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок изучения новой темы.

 

Ход урока.

  І. Организационный момент

а) рапорт дежурного

б) сообщение темы, цели урока;

      ІІ.  Повторение пройденного  материала

а) Проверка домашнего задания .

б) Работа по индивидуальным карточкам;

 

Карточка №1

Спешите, вставляя вместо многоточий два или две. Отгадайте загадки.

 

1) . . . соседа – непоседа       2) У чурки ….печурки.

    День на работе,                 3) …. братца пошли на речку

    Ночь на отдыхе.                     купаться

 

Карточка №2

Прочитайте зашифрованные слова.

 

1) Зумф, Зко, Збуна.

                                       парк

2) (триста)            

                                       логия

 

Карточка №3

Определите, какое имя числительное является лишним. Объясните.

 

1) Одиннадцать, пятнадцать, сорок;

2) пятьдесят, восемьдесят, сто;

3) четыреста, пятьсот, восемьсот.

 

в) Устный  опрос.

 

1) Что такое синоним?

2) Какие слова входят в синонимические ряды?

3) Что такое антонимы?

4) Какая часть речи называются именем числительным?

5) На какие две группы делятся числительные?

6) Чем отличаются простые числительные от  составных?

      ІІІ. Новая тема.

Местоимение- часть речи, которая указывает на  предметы, признаки и количество, но не называет их: он, мой, сколько, кто-то, никто.

Местоимения  делятся на разряды:  личные , притяжательные, отрицательные,  указательные, неопределенные, вопросительные,  определительные.

 

                                Личные местоимения.

 

Лицо                       Ед.число                Мн.число

 1-е                                 я                             мы

 2-е                                 ты                           вы

 3-е                          он, она,  оно                 они

 

    Личные местоимения делятся на местоимения первого лица-я, мы. Местоимения второго лица-ты, вы и местоимения третьего лица -он (она,оно,они).

Местоимение я указывает на лицо говорящее: я пишу, я ходил в театр. Местоимение ты указывает на лицо, к которому обращается говорящий, т. е. на собеседника: ты идешь?; к тебе пришли. Местоимение он( она, оно) указывает на лицо, не принимающее участия в речи( т. е. не на говорящего и не на собеседника), а также вообще на предмет, о котором идет речь. Например: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья( Пушкин). Он лукавый принял вид.

  • . Закрепление нового материала

1. Выполнение  упражнений.

      Упражнение 1. Замените местоимение 1-го лица местоимениями 3-го лица.

  1. Мне было 15 лет. 2) Я сохранил первое письмо. 3) Мать  предала мне первую хлебницу. 4) У меня сохранилось письмо отца.5) Скучаешь ли ты о нас?

Упражнение 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках местоимения.

  1. Кому написал отец письмо? (свой сын)
  2. Куда уехал сын учиться? (другой город)
  3. О чем вспомнит сын, когда снова прочтет письмо? (эти поручения)
  1. Решение кроссворда.

      1.  Местоимение, которое указывает на 1-е лицо мн. числа.

      2.  Местоимение, которое указывает на отсутствие чего-либо.

 3.  Местоимение , которое указывает на другой предмет.

 

 4.  Местоимение, которое указывает на неопределенное лицо.          5.Местоимение, которое указывает на данный предмет.

6.  Местоимение, которое служит для вопроса.

 7. Местоимение, которое указывает  на принадлежность другому лицу.

8. Местоимение, которое используется для связи простых предложений в составе сложных.

(1. Мы. 2. Ничто. 3. Иной. 4, Никто. 5. Этот. 6. Какой. 7. Твой.

 8. Который.)

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 












 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Внеся в кроссворд соответствующие местоимения, учащихся определяют их разряд и называют имя чудовища. (Минотавр)

 

  1. . Подведение итогов урока.

Занимательные вопросы:

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот,оно)

Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот? (он-но)

Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (я-мы)

Какое личное местоимение надо добавить к другому личному местоимению, чтобы получить крупные плоды? ( ты-к-вы)

Какое местоимение требует чистоты? (мой)

Какое местоимение самое хвастливое? (я)

 

  1. І . Комментирование оценок.

 

  1. ІІ. Домашнее задание.

Упражнение 3. Просклоняйте местоимения 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа. Что происходит с личными местоимениями при склонении?

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Местоимение"-6 класс »

урок по теме "Правописание частиц

НЕ и НИ"

Цель: потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с различными частями речи

Ход урока

I Организационный момент

Приветственное слово

- Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников)

- Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников)

- Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите?

Цель - совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.

I I Работа по теме урока

1. Опрос

- Что такое частица?

- Какие разряды частиц вы знаете?

- Что вы знаете о правописании частиц НЕ и НИ?

- В каких случаях частица НИ синонимична союзу И?

2. Выборочный диктант

Задание: запишите только смысловые частицы, определите их разряд.

Смотри, вон мой Тузик! Нет, не тот, что слева, а вон тот, пушистый! Даже издалека видно, какой он красавец. Что за лапки, что за хвостик! А глазки - только у моей собаки такие хитрые. Если бы были конкурсы красоты для дворняжек - Тузик мой победил бы. А другие пусть хоть из шкуры выпрыгнут.

Проверим! Вон (указ.), не (отриц.), даже (усилит.), что за (воскл.), только (усилит.)


Задание: выпишите предложения, в которых есть частицы

а) Мал золотник, да дорог.

б) Говорите же скорее!

в) Вот пошёл он в лес и заблудился.

Проверим! б (же), в (вот)


3. Распределительный диктант

Задание: запишите предложения в две колонки, объясняя выбор частицы

Не

Ни

1. Кто не слышал его, очень сожалел об этом.

2. Цветы не поливали, и они засохли.

3. Они не могли не сделать задание.

1. У меня нет ни копейки.

2. В школьном дворе ни души.

3. Кто ни слышал его, всех поражало его красноречие.


4. Синтаксический и морфологический разборы.

Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения

Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Не - морфологический разбор

1. не - частица, служит для отрицания

2. смысловая, отрицательная.

- Расскажите, как различить написание: не один - ни один, не раз - ни разу, немало - нимало (ответы учащихся)

5. Объяснительный диктант

Задание: объясните правописание частиц НЕ и НИ.

Не одна в поле дороженька пролегала. При мне он у нас ни разу не был. Вы меня нимало не удивили.

- Какие устойчивые словосочетания с частицей НИ вы знаете?

6. Цифровой диктант

Задание: запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

- Расскажите, в каких случаях НЕ пишется слитно?

- А когда НЕ пишется раздельно?

7. Объясните правописание

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Негодуя на руки, подумай о голове.

Незакрытое окно.

Совсем не новый.

Не законченная вовремя работа.

Дорога не дальняя, а близкая.

10. Укажите разряды частиц из предыдущего задания

Пусть, давай, да - формообразующие, повелительное наклонение глагола.

Не, ни - смысловые отрицательные частицы.

12. Работа со словариком

Задание: запишите словарные слова и запомните их правописание.

Неряха, Неряшливый, Ненавидеть, Негодуя, Нельзя.

13. Расставьте знаки препинания

Задание: расставьте недостающие знаки препинания.

Мы идём лесом неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето занятия закончились.

Мы достаём тетрадь ручку и урок начинается.

Проверим!

Мы идём лесом, неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето, занятия закончились.

Мы достаём тетрадь, ручку, и урок начинается.


I I I Итог урока

-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Местоимение"-6 класс

Автор: Балмашева Джамиля Раисовна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока русского языка 4 класс "Окончание имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-okonchaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "208418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430812297"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка 4 класс  Тема «Понятие о спряжении глагола." "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-4-klass-tiema-poniatiie-o-spriazhienii-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "115275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411916424"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства