Урок русского языка в 7 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог»
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог»
Урок является обобщающим занятием к изучению темы «Предлог», поэтому учитель ставил своей целью помочь учащимся целостно представить проект обобщения темы. Для решения данной задачи выбрана нетрадиционная форма урока – игра, что позволиляет не преподносить цель урока и материал для учащихся в готовом виде, а формулировать цель самими учащимися, повторять и систематизировать изученный материал в деятельности, через создание проблемной ситуации, через лингвистический эксперимент, через самостоятельные открытия.Несмотря на то, что данный урок разработан к программе и учебному комплексу В.В. Бабайцевой, но его могут успешно использовать учителя, работающие по другим программам и учебникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог»»
Сценарий урока
по русскому языку в 7 классе по теме:
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог»
Цель:1) создать условия для обобщения, систематизации и применения школьниками комплекса знаний по теме «Предлог»; совершенствовать навыки правописания предлогов и омонимичных частей речи;
3) воспитывать уважение к языку как культурному наследию нации, воспитывать культуру речи и письма, способствовать воспитанию стремления к системным знаниям по русскому языку, самостоятельности, ответственности, умению работать в группе, создать условия для творческой самореализации школьников.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Форма организации: урок-игра
Оборудование и наглядность: УМК под редакцией В. В. Бабайцевой, персональные компьютеры, мультимедийный проектор, слайдовые презентации, компьютерная программа «Репетитор 1С», «Лист успеха», опорные схемы, памятки.
Ход занятия
Организационно-мотивационный этап:
Приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием вам хорошего настроения и отличных оценок. (Ход урока сопровождается показом презентации)
Лингвистическая разминка «Вызов»
Определение темы урока
Сегодня нам предстоит обобщить изученное о части речи, которая не обозначает ни предметов, ни действий, ни признаков, не изменяется, не является членом предложения, но служит для связи слов в словосочетании и предложении и входит в состав членов предложения.
Что это за часть речи? Таким образом, как будет звучать тема урока?
Почему же так важна эта служебная часть речи?
Предлоги, несмотря на то, что являются служебной частью речи и немногочисленны (их всего 200), это необходимые в нашей речи слова. По частотности употребления они занимают 4 место.
Этап актуализации субъектного опыта:
Лингвистический эксперимент
Я рада, что вы сегодня не воспользовались предлогом, чтобы не поработать на уроке над предлогом. Извините за каламбур.
Что обозначает слово каламбур?
Лексическая минутка
Каламбур - шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов. (Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).
Предлагаю вашему вниманию каламбур, написанный русским поэтом-сатириком XIX века Д. Д.Минаевым.
Область рифмы – моя стихия
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу от строчки к строчке.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
Попытайтесь прочитать текст без предлогов? Что получилось? Почему?
Какова же цель изучения предлогов?
Презентация творческого домашнего задания
По уже сложившейся традиции, группа учеников класса на каждом уроке,
завершающем изучение темы курса русского языка 7 класса, представляет свою презентацию. Сегодня вашему вниманию представляет свою творческую работу одна из в. (Представление презентации)
Этап обобщения и систематизации:
Слово учителя:
Перед вами стоит задача обобщить и систематизировать знания, умения и навыки. В ходе урока вам предстоит выполнить ряд заданий:
Найдёте верный путь по Лабиринту (Методическая разработка учителя русского языка и литературы Лукиной С.Ю.).
Разгадаете кроссворд
Ответите на вопросы тестового задания.
Выполните задания компьютерной программы «Репетитор 1С», исполнив ряд предложенных заданий.
Составите синквейн «Предлог»
Свои результаты вы будете фиксировать в «Листах успеха» (Приложение 1). Каждый из вас сегодня на уроке получит несколько оценок.
Ваши предложения и замечания по уроку вы можете записать в примечаниях.
Успешно выполняя задания, вы получаете в награду схемы и памятки.
Игра
«Лабиринт». Выполнение тестов-алгоритмов. (Приложение 2)
«Кроссворд»(Приложение 3)
Физкультминутка (Презентация)
«Тест»(Приложение 4).
Вариант 1
1. К служебным частям речи не относится
1) местоимение
2) частица
3) союз
4) предлог
2. Найдите ошибку в употреблении падежной формы.
1) согласно приказу
2) оплатив билет
3) отличать плохое от хорошего
4) благодаря разумного графика
3. Пишется буква И:
1) в течени_ двадцати лет
2) задача наподоби_ предыдущей
3) в продолжени_ двух месяцев
4) на протяжени_ долгих лет
4. Пишется слитно:
1) Я имел (в)виду совсем другое.
2) (На)верху холма было очень холодно.
3) (В)связи с общим потеплением уровень воды в океане повысился.
4) (В)виду плохой погоды экспедиция была отложена.
5. Предлоги служат для связи
1) однородных членов предложения
2) простых предложений в составе сложного
3) подлежащего и сказуемого
4) слов в словосочетании
Вариант 2
1. К самостоятельным частям речи относится
1) междометие
2)частица
3) союз
4) местоимение
2. Найдите ошибку в употреблении падежной формы.
1) согласно договору
2) вопреки правил
3) наперекор обычаю
4) благодаря успеху
3. Пишется буква И:
1) молчал в течени_ всего урока
2) впоследстви_ вспоминал
3) вследстви_ того, что произошло
4) в продолжени_ недели
4. Пишется раздельно:
1) Сергей хотел поговорить со мной (на)счет работы.
2) Муму превратилась в ладную собачку с пушистым хвостом (в)виде трубы.
3) У меня брошка (на)подобие пчелки.
4) (Из)дали видны красные ягоды калины.
5. Предлоги не образуются от
1) существительных
2) деепричастий
3) причастий
4) наречий
«Репетитор 1С»
«Синквейн»(Приложение 5)
Подведение результатов игры.
Анализ «Листов успеха» команд
Вручение подарков(Приложение 6)
Этап информации о домашнем задании:
Подготовить сообщение (лингвистическую сказку) о предлоге
Вам могут помочь в подготовке материалы учебных CD и ресурсы Internet
Этап подведения итогов учебного занятия.
Этап рефлексии.
«Шесть шляп». Школьники комментируют свой выбор по желанию.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.