kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Имя существительное (обобщение)»


 

Цель:1. систематизация знания учеников об имени существительном, постановка задач дальнейшего овладения знаниями по данной теме . Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор.

II. Воспитывать уважение к родному языку.

III. Развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость.

Задачи: актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;

дать детям возможность оценивать свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Ход урока

1. Орг. Момент

— Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня у нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит можно всем садиться!

— Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок.

2. Минутка чистописания

Посмотрите внимательно и догадайтесь по минутке чистописания, о чем мы будем сегодня говорить на уроке

Откройте,пожалуйста тетради и запишем дату.
Я тетрадь свою открою 
И наклонно положу. 
Я, друзья, от вас не скрою, 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.   Слайд 1

 

 

 

3. Сообщение темы урока

В 1 четверти мы начали повторять Имя существительное,

— Давайте с вами составим в начале урока кластер Имя существительное.

— Какие слова, определения приходят к вам сразу, когда слышите Имя существительное (составляется кластер Имя существительное, на ватмане), мы постараемся все вспомнить на уроке.

 

— Сегодня у нас необычный урок.

  Тут у нас аукцион.

  Подведет итоги он:

  Кто лучше всё о существительном  знает,

  Кто вернее отвечает.

          Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Слайд 2

На нашем аукционе  каждый из вас должен «платить» не деньгами, а своими знаниями, то есть правильно отвечать на вопросы, выполнять письменные и устные задания. За  каждый правильный ответ и верно выполненное задание вы будете выставлять себе баллы на полях тетради , а в конце урока подсчитаем кто же будет победителем. Старайтесь набрать их как можно больше.         

Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.

 На продажу выставлены поистине бесценная «вещь» - Имя существительное, купить которую сможет любой из вас, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и правильные ответы.

4. Обобщение знаний

 Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек) каждый из вас должен внести залог, доказать свою «состоятельность» — способность участвовать в аукционе.

На отдельных листочках предлагается стихотворение из 4 строк.

Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…

— Выписать имена существительные (проверка — слайд) за каждое правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради), одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов. А потом, подсчитав баллы, мы и узнаем. Кто сможет купить на аукционе дорогую вещь «Имя существительное».

— повторить, какие это существительные (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные;определить род,склонение,падеж.).

Слайд 3 (бедняжка – нариц, неодуш.,ж.р.,1скл.,И.п.; воду – нариц.,неодуш.,ж.р.,1скл.,В.п.; когти – нариц.,неодуш.,м.р.,2скл.,В.п.; клюв – нариц.,неодуш.,м.р.,2скл.,В.п.;) Слайд 3

 2.  Чтобы начать аукцион, каждому участнику надо уплатить «комиссионный сбор», т. е. выполнить грамматическое задание.

 К каждому из данных слов подберите однокоренное имя существительное.

На экране и у каждого игрока листок с заданием: карточка розовая

Ездить — … езда 1скл.
Смелый — …смелость 3скл
Помогать — … помощь 3скл
Врачебный — … врач 2скл
Жить — … жизнь3скл
Кричать — … крик 2 скл
Честный — … честь 2скл
Подарить — … подарок 2скл
(баллы)

3) Склонение определить у имен существительных, которые у вас получились. Фронтальная проверка.  (за правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради)одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов )

- что можно сказать о написании ь у сущесвительных после щшипящих?

— какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

— Какие существительные называются — несклоняемые

У. Продолжаю собирать «комиссионный сбор», а вы зарабатывать баллы

— Что такое склонение?

— сколько падежей в русском языке?

— Угадать падеж. О каком падеже идет речь?

Игра « Угадай падеж» 
вижу В.п 
подлежащее И.п. 
кого? Р.п и В.п.

Кому? (Д)
Нет (Р)
Без предлога не употребляется (П)
Два предлога (Д)
Падеж труженик (Т)
Взял вопросы Р и падежей (В)
за каждый правильный ответ ставим 1 балл)

— физминутка

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена существительные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.

Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек(Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).

 

 

— Зачем изучают склонение, падежи? — как правильно написать безударное окончание существительных

Запись под диктовку с комментированием и объяснением

На ладони, на тополе, у ветки, на площади, к башне, сидели у палатки, взял с тарелки, стояли на балконе, насыпали по горсти.

(за правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради)одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов )

 

— как отличить И. п. и В. п. ?

— как отличить Р. П. И В. п.?

— продолжаем аукцион. Кто больше наберет баллов.

Работа по карточкам в парах(взаимопроверка) Определить падеж и склонение

карточка оранжевая

1в.Где распустились листья? (береза, тополь, сирень)

2в.Где сидели воробьи? (крыша, изгородь, дерево)

Дополнительное задание Составить предложения со словосочетаниями (по рядам)

(Детям предлагаются картинки с изображением животных)

Купил котенка, читал про медведя, заметил ежа.
(баллы)

— морфологический разбор имени существительного

5. Подведение итогов.

 Учитель благодарит детей за работу.

                                  Окончен наш аукцион.

                                  Показал сегодня он,

                                  Что ребята – молодцы,

                                  Знатоки и мудрецы!

 

подсчет баллов

Ребята, которые больше всего набрали баллов, награждаются Сертификатами, подтверждающими приобретения Имени существительного.

6.Рефлексия

На стикерах пишем Что понравилось на уроке? Прикрепляем бабочек вокруг ромашки.

7. Домашняя работа

— составление теста по теме Имя существительное

 

Просмотр содержимого документа
«разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение" »

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Имя существительное (обобщение)»



Цель:1. систематизация знания учеников об имени существительном, постановка задач дальнейшего овладения знаниями по данной теме . Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор.

II. Воспитывать уважение к родному языку.

III. Развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость.

Задачи: актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;

дать детям возможность оценивать свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Ход урока

1. Орг. Момент

— Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня у нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит можно всем садиться!

— Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок.

2. Минутка чистописания

Посмотрите внимательно и догадайтесь по минутке чистописания, о чем мы будем сегодня говорить на уроке

Откройте,пожалуйста тетради и запишем дату.
Я тетрадь свою открою 
И наклонно положу. 
Я, друзья, от вас не скрою, 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.  Слайд 1



3. Сообщение темы урока

В 1 четверти мы начали повторять Имя существительное,

— Давайте с вами составим в начале урока кластер Имя существительное.

— Какие слова, определения приходят к вам сразу, когда слышите Имя существительное (составляется кластер Имя существительное, на ватмане), мы постараемся все вспомнить на уроке.


— Сегодня у нас необычный урок.

  Тут у нас аукцион.

 Подведет итоги он:

  Кто лучше всё о существительном знает,

  Кто вернее отвечает.

          Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Слайд 2

На нашем аукционе  каждый из вас должен «платить» не деньгами, а своими знаниями, то есть правильно отвечать на вопросы, выполнять письменные и устные задания. За  каждый правильный ответ и верно выполненное задание вы будете выставлять себе баллы на полях тетради , а в конце урока подсчитаем кто же будет победителем. Старайтесь набрать их как можно больше.         

Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.

На продажу выставлены поистине бесценная «вещь» - Имя существительное, купить которую сможет любой из вас, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и правильные ответы.

4. Обобщение знаний

Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек) каждый из вас должен внести залог, доказать свою «состоятельность» — способность участвовать в аукционе.

На отдельных листочках предлагается стихотворение из 4 строк.

Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…

— Выписать имена существительные (проверка — слайд) за каждое правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради), одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов. А потом, подсчитав баллы, мы и узнаем. Кто сможет купить на аукционе дорогую вещь «Имя существительное».

— повторить, какие это существительные (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные;определить род,склонение,падеж.).

Слайд 3 (бедняжка – нариц, неодуш.,ж.р.,1скл.,И.п.; воду – нариц.,неодуш.,ж.р.,1скл.,В.п.; когти – нариц.,неодуш.,м.р.,2скл.,В.п.; клюв – нариц.,неодуш.,м.р.,2скл.,В.п.;) Слайд 3

2. Чтобы начать аукцион, каждому участнику надо уплатить «комиссионный сбор», т. е. выполнить грамматическое задание.

К каждому из данных слов подберите однокоренное имя существительное.

На экране и у каждого игрока листок с заданием: карточка розовая

Ездить — … езда 1скл.
Смелый — …смелость 3скл
Помогать — … помощь 3скл
Врачебный — … врач 2скл
Жить — … жизнь3скл
Кричать — … крик 2 скл
Честный — … честь 2скл
Подарить — … подарок 2скл
(баллы)

3) Склонение определить у имен существительных, которые у вас получились. Фронтальная проверка. (за правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради)одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов )

- что можно сказать о написании ь у сущесвительных после щшипящих?

— какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

— Какие существительные называются — несклоняемые

У. Продолжаю собирать «комиссионный сбор», а вы зарабатывать баллы

— Что такое склонение?

— сколько падежей в русском языке?

— Угадать падеж. О каком падеже идет речь?

Игра « Угадай падеж» 
вижу В.п 
подлежащее И.п. 
кого? Р.п и В.п.

Кому? (Д)
Нет (Р)
Без предлога не употребляется (П)
Два предлога (Д)
Падеж труженик (Т)
Взял вопросы Р и падежей (В)
за каждый правильный ответ ставим 1 балл)

— физминутка

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена существительные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.

Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек(Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).




— Зачем изучают склонение, падежи? — как правильно написать безударное окончание существительных

Запись под диктовку с комментированием и объяснением

На ладони, на тополе, у ветки, на площади, к башне, сидели у палатки, взял с тарелки, стояли на балконе, насыпали по горсти.

(за правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради)одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов )


— как отличить И. п. и В. п. ?

— как отличить Р. П. И В. п.?

— продолжаем аукцион. Кто больше наберет баллов.

Работа по карточкам в парах(взаимопроверка) Определить падеж и склонение

карточка оранжевая

1в.Где распустились листья? (береза, тополь, сирень)

2в.Где сидели воробьи? (крыша, изгородь, дерево)

Дополнительное задание Составить предложения со словосочетаниями (по рядам)

(Детям предлагаются картинки с изображением животных)

Купил котенка, читал про медведя, заметил ежа.
(баллы)

— морфологический разбор имени существительного

5. Подведение итогов.

 Учитель благодарит детей за работу.

                                  Окончен наш аукцион.

                                  Показал сегодня он,

                                  Что ребята – молодцы,

                                  Знатоки и мудрецы!


подсчет баллов

Ребята, которые больше всего набрали баллов, награждаются Сертификатами, подтверждающими приобретения Имени существительного.

6.Рефлексия

На стикерах пишем Что понравилось на уроке? Прикрепляем бабочек вокруг ромашки.

7. Домашняя работа

— составление теста по теме Имя существительное



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение"

Автор: Зевахина Светлана Николаевна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект Урока русского языка в 4 классе "Обобщение и повторение  по теме «Имя существительное» Школа 2100 "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-obobshchieniie-i-povtorieniie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "107656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403365849"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разработка урока по русскому языку в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "175630"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424282509"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка открытого урока  на тему "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "202504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429266374"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Имена существительные, имеющие только форму множественного числа."
    ["seo_title"] => string(73) "imienasushchiestvitielnyieimieiushchiietolkoformumnozhiestviennoghochisla"
    ["file_id"] => string(6) "310784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459095627"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства