Цели урока:
1. Основная. Повторить и закрепить знания по данной теме.
2. Развивающая. Развивать уровень самостоятельности, формировать элементы творческого подхода при обобщении темы.
3. Воспитательная. Способствовать воспитанию культурного общения, прививать навыки сотрудничества в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Лексика"»
Урок русской речи в 7 «А» классе с казахским языком обучения
Тема: Повторение по теме «Лексика».
Цели урока 1. Основная. Повторить и закрепить знания по данной теме. 2. Развивающая. Развивать уровень самостоятельности, формировать элементы творческого подхода при обобщении темы. 3. Воспитательная. Способствовать воспитанию культурного общения, прививать навыки сотрудничества в группе.
Тип урока: повторительно-обобщающий, частично поисковый.
Ход урока
I. Оргмомент. Психологическая ситуация. - Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Положите правую руку на сердце и повторяйте за мной: - Я есть Любовь! - Я есть воля! - Я есть сила! - Я есть добро! - Я есть всё прекрасное! - Я – человек! - Все зависит от меня! - Я все смогу! - У меня все получается!
II. Вступительное слово учителя. Объявляю тему и цель урока. 1. Обратите внимание на карту острова знаний «Лексика». 2. Эпиграф: «Есть два разряда путешествий: Один – пускается с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте, Листать обратно календарь», А.Т. Твардовский Сегодня, ребята, мы будем листать обратно страницы нашего учебника, странички нашей памяти и вспомним всё, что мы знаем, запомнили по теме «Лексика».
III. Словарная работа.
Журнал Журналист 1. Дать лексическое значение данным словам. 2. Прочитать статьи толкового словаря С.И. Ожегова. 3. Сделать разбор слова по составу (журналист). 4. Придумать словосочетание со словом журналист. 5. Придумать предложение. - Сегодня мы все будем журналистами, будем путешествовать по острову знаний «Лексика», и в своем путевом журнале запишем всё, что мы увидим, узнаем и услышим. - Что необходимо сделать, чтобы стать журналистом? (Поступить в институт, сдать экзамены, написать статьи…)
IV. - Экзамен на журналиста сдают все (работа в парах). Фронтальный опрос по теме: 1. Что изучает Лексика? (Словарный состав языка). 2. Что такое лексическое значение слова? 3. Дать определение, лексическое значение слову «Слово». (Слово – единица речи). Ребята, сегодня у нас две группы, две редакции, которые будут делать, писать, составлять путевой журнал. Предлагаю назвать и команду, и журнал одним именем.
I группа II группа - Журнал «Слово» Журнал «Речь»
- Выбираем главных редакторов журнала (капитанов команд). - Каждая страничка журнала будет иметь свою рубрику, свое название. Запись на доске. Содержание 1. Теория и правило. 2. Однозначные и многозначные слова. 3. Прямое и переносное значение слов. 4. Синонимы. 5. Антонимы. 6. Омонимы. 7. Фразеологизмы. 8. Загадки и кроссворды.
V. Работа в парах. 1 страница Ребятам раздаю карточки, в которых предлагаю наизусть рассказать правило и привести примеры. Ученики делают записи в карточках, затем приклеивают их на первую страницу журнала.
VI. Однозначные и многозначные слова. Коллективная работа. 2 страница I группа II группа 1. Прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога». Сколько же значений у слова «дорога»? Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпинистов по круче К вершине, упрятанной в тучах, И след корабля над волнами, И синие выси над нами… 1. Установить, какие значения имеет слово «голова». 1) От бессонницы у него заболела голова. (Часть тела, человека, животных). 2) Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро. (Ум, мозги). 3) Он в неравном бою сложил свою голову. (Погиб). 4) Голова пехотной колонны. (Передовой отряд). 5) Хлеб – всему голова. (Основной продукт питания). Все задания выполняем цветными фломастерами. 2. Шутка. Найдите многозначное слово. (Читает учитель). - Сбрасывают ли ели и елки иголки? - Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок. - Видела, а вот голых елок не вдела, - задумчиво сказала Аленка.
VII. Прямое и переносное значения слов. 3 страница I группа II группа 1. Сравните предложения левого и правого столбиков. В каком из них выделенные слова употреблены в прямом, а в каком – в переносном. 1. Девочка плакала, она ушиблась. 2. Из последних сил бежит спортсмен. 1. Елка плакала сначала от домашнего тепла. (С. Маршак) 2. Земля бежит на тыщи верст. (А. Твардовский) 2. Определить в каком значении прямом или переносном – употреблены выделенные слова. Ветерок спросил пролетая: - От чего ты рожь золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки нас растят. Золотые руки – Руки не из золота. Золотые руки Не боятся холода, В ссадинах, В мозолях. Руки эти Самые нужные Руки на свете. (В. Коркин) 3. Шуточный рассказ. Прочитайте, укажите в каком значении употреблено слово зеленый.
Иностранец приходит к продавцу ягод: - Что продаете? - Черную смородину. - А почему же она белая? - Потому что зеленая.
Замени слово «зеленая» другим, близким по значению (неспелая).
VIII. Синонимы. 4 страница 1) Учитель: Слова – синонимы Всегда близки по смыслу. Разнятся лишь Оттенками подчас. Родимый край – Отечество – Отчизна. Как много в них священного у нас. Назови одним словом. (Родина).
2) Сценка «Сотрудник института Синонимов». 3) Задание. I группа II группа 1) Замените все слова в предложении синонимами. Подчеркните грамматическую основу предложения. 1. Доктор прописал пациентке инъекции. (Врач назначил больной уколы). 1. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. (Сторож укрылся от дождя под крышей дома). 2) Подберите синонимы с удвоенными согласными. - Больничный лист – бюллетень. - Популярная игра на люду – хоккей. - Один из самых главных предметов в школе – русский язык. - Специальность – профессия. - Небольшая комната в квартире – ванная. - Помещение в школе – класс. - Асфальтированная дорога – шоссе.
IX. Антонимы. 5 страница 1) Найдите лишнее слово, по какому признаку вы выбрали слово? (Устно). 1. Огонь, дым, пламя. 2. Алфавит, азбука, чистописание. 3. Шалун, тихоня, озорник. → антонимы
Учитель: Минус – плюс. Дерзкий – осторожный. Огонь – вода. Все антонимы всегда Противоположны. 2) Работа над предложением. Добрый человек тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, злой человек тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи. - Назовите слова-антонимы. - Выпишите их, к каким частям речи они принадлежат, относятся Добрый – злой - прилагательные Помнит – забывает - глаголы Добро – грех - существительные
I группа II группа Сделать морфологический разбор слов: Человек 1. Кто? Существительное н.ф. человек 2. Постоянные признаки: одушевленное, нарицательное, м.р., 2 склонения 3. Непостоянные признаки: ед. число, И.п. 4. ___________ подлежащее. Добрый 1. Какой? Прилагательное н.ф. добрый 2. Качеств., полное. 3. Ед.число, И.п., м.р. 4. , определение
Шутка: Бабушка смотрит в тетрадь внучки и говорит: - Ты опять, Аленушка, написала грязно. - Я, бабушка, написала чисто, только с ошибками, - ответила внучка.
X. Омонимы. 6 страница
Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат, Но мы по смыслу далеки. (Омонимы).
I группа II группа 1) Найдите омонимы, объясните их значение. Много разных есть ключей, Ключ – родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обыкновенный ключ дверной. Шел я с сумкой за плечами. Вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. 2) Составьте предложения с данными словосочетаниями. 1. Горячий человек. 2. Горячий чай. 1. Вкус воды. 2. Вкус в одежде.
XI. Фразеологизмы. 7 страница
I группа II группа 1) Сценка «На перемене». 2) Какие фразеологизмы являются синонимами слов, расположенных в левом столбике. 1. Спустя рукава. (Плохо). 2. Как свои пять пальцев. (Очень хорошо). 3. В час по чайной ложке. (Очень медленно). 1. На краю света. (Далеко). 2. На скорую руку. (Наспех). 3. Водить за нос. (Обманывать). 3) Какие фразеологические обороты нарисованы на рисунке? (Сесть в галошу. Водить за нос. Ставить палки в колеса).
XII. Кроссворды и загадки. 8 страница (На плакате)
XIII. Реклама журналов. Творческая работа. 1 этап. По кругу пустить листок, на который ученики делают запись, то есть продолжают строчку: Наш журнал самый… 2 этап. Затем коллективно сочиняют, делают рекламу своего журнала.
XIV. Рефлексия. - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какую тему мы повторили? - Где мы можем использовать эти знания? (В разговорной речи, в написании сочинений и изложений, написании статей, стихов и так далее).
XV. Итоги урока. Вот и подошел к концу наш урок-путешествие по острову знаний «Лексика». Закончилось наше путешествие. Пора возвращаться, пора! Мы вернулись домой, а дома нас ждет: упр. №16 стр. 36.
Урок в 7 классе
Тема урока: Неологизмы.
Цель урока: создание условий для развития исследовательских умений учащихся.
Задачи:развитие умения формулировать определение понятий;развитие коммуникативных умений;развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; воспитание интереса и уважения к родному языку.
ХОД УРОКА:
1.Оргмомент.
4.Постановка цели урока.
5.Объяснение нового материала.
1. Учащимся в группах предлагаются для обсуждения высказывания:
– Слова живут. Как это надо понимать? Ведь слово не человек, не животное, не растение! – Слова – это живые свидетели истории развития науки, техники, культуры. Ученики высказывают свои мнения, комментируя эти высказывания. (Общее мнение: «Слово живёт, развивается.», т.е. имеет свою биографию)
2. Учащиеся обсуждают этапы «жизни» слова, пытаются дать им названия. (На доске написаны иностранные корни:
«логос» – слово «арха» – старый «нео» – новый)
Защита проектов (ученики графически изображают «рождение» слова, его «старение»)
3. Учитель делает вывод, что существует 3 группы лексики с точки зрения происхождения
Слово живёт века, но меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами. Какова их судьба? Может быть это «лексический мусор»?
6.Закрепление нового материала.
Упражнение № 314 устно.
Упражнение №315,316,317 на стр. 138-139 .
7.Подведение итога урока. – Что новое узнали об истории слова? – Что было интересно и необычно для вас на уроке? Что такое неологизмы.
8. Домашнее задание: упражнение №318,319.
Урок русского языка в 7 классе.(10 октября)
Тема урока: Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Цель урока:1. Познавательные:
- Вспомнить признаки однородности членов предложения.
- Повторить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
- Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания при обобщающих словах.
2. Практические:
- Научить видеть в предложении однородные члены.
- Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами.
- Научить различать однородность и неоднородность членов предложения.
3. Общепредметные:
- Развивать логическое мышление в процессе повторения темы.
- Приучать концентрировать внимание и активизировать память при повторении ранее изученного материала.
Ход урока:
I Оргмомент.
II .Опрос домашнего задания.
IV.Постановка цели урока.
V.Объяснение нового материала.
Если ученики затрудняются ответить, учитель диктует памятку.
Составление памятки.
Члены предложения являются однородными, если:
1) выполняют одинаковую синтаксическую функцию;
2) относятся к одному и тому же члену предложения;
3) связаны сочинительной связью.
Теперь давайте вспомним правила постановки знаков препинания при однородных членах (ученики фиксируют в справочники правило со схемами и примерами).
Запятая ставится:
1. При отсутствии между о. ч. союзов:
O, O, O…
Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.
2. Если о. ч. соединены противительными союзами А, но, да=но:
O, А O.
O, Но O.
O, Да O.
Солнце светит, но не греет.
3. Если о. ч. соединены составными разделительными союзами:
Как O, Так и O.
Не только O, Но и O.
Не то O, Не то O.
Или O, Или O.
Либо O, Либо O.
Как мальчики, так и девочки успешно сдали экзамены.
4. Повторяющимися союзами И:
И O, И O, И O…
…O, И O, И O.
Радостно было на небе, и на земле, и в сердце человека.
5. Между группами однородных членов, соединенных союзами попарно:
…O И O, O И O, O И O…
На прилавке лежали яблоки и груши, вишни и сливы, смородина и черника.
VI Закрепление материала:
1) Работа у доски и на местах:
1. Вид работы: Выделительный диктант.
2. Задание к упражнению: «Выделить в предложении однородные члены, обосновать их однородность, объяснить расстановку знаков препинания».
3. Цель упражнения: Научить видеть однородные члены, отличать однородность от похожих случаев, отработать правильную постановку знаков препинания.
.Выполнение упражнения:
1. Туман расходился, но еще не закрывал вершины леса. 2. Зимы ждала, ждала природа. 3. Трава лежала не только на подоконниках, но и на полу. 4. Она протянула мне свою нежную бледную руку. 5. Работу выполнили быстро, с удивительной легкостью. 6. На лугу росли красные, желтые, синие цветы. 7. Ни с того ни с сего он обиделся. 8. Легкий ветерок то просыпался, то утихал.
5. Два человека поочередно работают у доски, остальные дополняют с места.
6.Выводы: повторяющиеся слова не являются однородными членами; сочетания, входящие во фразеологический оборот, не являются однородными; определения однородны, когда характеризуют предмет с одной стороны.
Слово учителя:
При однородных членах может быть обобщающее слово. Постановка знаков препинания при этом особая (ученики фиксируют памятку в справочники).
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах
После обобщающего слова перед однородными членами ставится д в о е т о ч и е:
O: O, O и O.
Все веселит меня: золотая пчела, разноцветные бабочки, прыжки воробья на песке.
Если обобщающее слово идет после однородных членов, то перед ним ставится т и р е:
O, O, O – O.
Дети, старики, женщины – все смешалось в живом потоке.
Если однородные члены находятся внутри предложения, а им предшествует обобщающее слово, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире:
O: O, O, O - …
Все кругом: трава, листва и деревья – выглядело несказанно радостным.
Если после обобщающего слова стоят слова Как-то, а именно, например, то есть, то перед ними ставится запятая, а после них – двоеточие:
O, А именно (как-то, например, то есть): O, O, O.
Краснолесью относятся породы деревьев смолистых, например: сосна, ель, пихта.
Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание словом, короче говоря, то перед последним ставится тире, а после него – запятая:
O, O, O - Словом (короче говоря),O…
Пшеница, просо, овес – словом, все уже созрело.
2) Работа у доски и на местах:
1. Вид работы: Диктант с составлением линейных схем.
2. Задание к упражнению: «Выделить обобщающее слово и однородные члены при нем, объяснить расстановку знаков препинания».
3. Цель упражнения: Научить видеть обобщающие слова в различных позициях, грамотно расставлять знаки препинания, составить линейные схемы предложений.
4.Выполнение упражнения:
1. Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.
2. Дети, старики, женщины – все смешалось в живом потоке.
3. Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного неба.
4. Хорь понимал действительность, то есть обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином.
5. Два человека поочередно работают у доски, остальные дополняют с места.
6. Выводы: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.
VII.Подведение итога урока.
Фронтальный опрос:
Каковы условия однородности членов предложения? От каких похожих явлений необходимо отличать однородные члены предложения? Когда при обобщающем слове ставится двоеточие, а когда – тире?
Оценки получают ученики, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.