kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка на тему:Лексика. Лексическое значение слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе является первым при изучении темы в разделе" Лексикология".Презентация позволяет в интересной форме познакомить учащихся с лексическим значением слова, с толковым словарем; вырабатывать навык работы со словарем; прививать интерес к слову. Учащиеся должны осознать богатство русского языка, расширить свой словарный запас, получить системные знания о единицах языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка на тему:Лексика. Лексическое значение слова. »

Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Лексика. Лексическое          значение      слова.     Учитель русского языка и    литературы  Фролова Валентина Ивановна

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Лексика. Лексическое значение слова. Учитель русского языка и литературы

Фролова Валентина Ивановна

Мотивация учебной деятельности учащихся В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ответ на этот вопрос можно найти,  разгадав загадку: Не мед, а ко всему липнут.

Мотивация учебной деятельности учащихся

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ответ на этот вопрос можно найти,

разгадав загадку:

Не мед, а ко всему липнут.

Слова Задира Неряха Плакса Лентяй Незнайка

Слова

Задира

Неряха

Плакса

Лентяй

Незнайка

ЛЕКСИКА.  Лексическое значение слова

ЛЕКСИКА. Лексическое значение слова

  • Лексика
  • Лексический ( к // ч )
  • от греч. лексис - ,,слово
Эксперимент Для того, чтобы сочетание звуков в устной речи и сочетание букв в письменной речи стало словом,это сочетание должно быть использовано для обозначения каких-либо предметов, явлений, признаков. Можно ли эти записи назвать словами? РОТИНОМ. РЕТЮЬПМОК. АКШЫМ. Восстановите и запишите слова.

Эксперимент

Для того, чтобы сочетание звуков в устной речи и сочетание букв в письменной речи стало словом,это сочетание должно быть использовано для обозначения каких-либо предметов, явлений, признаков.

Можно ли эти записи назвать словами?

РОТИНОМ. РЕТЮЬПМОК. АКШЫМ.

Восстановите и запишите слова.

Словарная работа Задание: Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы и подбирая к ним проверочные слова, выделите в них корни. Расст..гнуть пуговицу Раст..нуть веревку Прим..рять врагов Прим..рять платье Пол..скать белье Пол..скать малыша

Словарная работа

  • Задание: Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы и подбирая к ним проверочные слова, выделите в них корни.

Расст..гнуть пуговицу

Раст..нуть веревку

Прим..рять врагов

Прим..рять платье

Пол..скать белье

Пол..скать малыша

ЧТО ТАКОЕ ЛЕКСИКА  ЛЕКСИКОЛОГИЯ  ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ слова

ЧТО ТАКОЕ

  • ЛЕКСИКА

  • ЛЕКСИКОЛОГИЯ

  • ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ слова

  • ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ слова?(Ознакомление с теоретическим материалом учебника с.99).
Исключить лишнее слово

Исключить лишнее слово

    • Алфавит, азбука, чистописание. Бросать, кидать, ловить. Ураган, дождь, буря. Шалун, тихоня, озорник. Огонь, дым, пламя.
    • Алфавит, азбука, чистописание. Бросать, кидать, ловить. Ураган, дождь, буря. Шалун, тихоня, озорник. Огонь, дым, пламя.
    • Алфавит, азбука, чистописание.
    • Бросать, кидать, ловить.
    • Ураган, дождь, буря.
    • Шалун, тихоня, озорник.
    • Огонь, дым, пламя.
    Загадки ( списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания). Летним утром блестит на тр...винке на цв..тах на л...стках, на былинке. Со...нце выйдет-алмазом св...ркнет а потом до утра пропадет.  Отыскался в чаще куст-он раскидист зелен густ. Собирай пл...ды для тех, кто грызет л...сной … .

    Загадки ( списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания).

    Летним утром блестит на тр...винке на цв..тах на л...стках, на былинке. Со...нце выйдет-алмазом св...ркнет а потом до утра пропадет.

    Отыскался в чаще куст-он раскидист зелен густ. Собирай пл...ды для тех, кто грызет л...сной … .

    Словарная статья ЛЕКСИКОН, -а; м . Запас слов и выражений человека. Богатый лексикон. -а; м – грамматическое значение слова (сущ.,в род.пад., мужского рода) Запас слов и выражений человека.- лексическое значение слова. Богатый лексикон. – пример употребления в речи.

    Словарная статья

    ЛЕКСИКОН, -а; м . Запас слов и выражений человека. Богатый лексикон.

    -а; м – грамматическое значение слова (сущ.,в род.пад., мужского рода)

    Запас слов и выражений человека.- лексическое значение слова.

    Богатый лексикон. – пример употребления в речи.

    Лексика. Словарный состав языка. Словари.

    Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12000 слов. Словарь негра из людокдского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов.Эллочка Щукина легко и свободно общалась тридцатью. (И.Ильф, Е.Петров «12стульев»)

    Узнаешь? Это рассказ о Эллочке-людоедочке. И нужен он нам для более подробного объяснения нового термина.

    Лексика – это весь словарный состав русского языка. Не 30, не 300, даже не 12000 слов. Самый большой 17-томный словарь современного русского литературного языка насчитывает 120тыс. Слов. А всего в нашем современном русском языке и того больше – 150000.Плюс иностранные слова (30000), новые значения слов (5000). Научные термины, жаргон (10000), устаревшие слова (30000), имена собственные и прозвища (25000). Затем слова-однодневки, которые невозможно сосчитать. Диалектные слова (около200000). Сколько же всего? Полмиллиона? Почти миллион?

    А тысячу лет назад, по мнению ученых, было около 20 тысяч слов. Таким образом, каждый год возникала почти тысяча новых слов и значений.

    В словаре 1596 г. – первом печатном словаре «Лексисе» - всего 1061 слово. В словаре 1627 г. – 7000 слов. В конце 18 века в «Словаре Академии Российской» - 42257 слов. В словаре В.И.Даля (1863 г.) – 200 тыс. слов.

    А сколько слов нужно тебе? Каков твой лексикон? Что нужно тебе для того, чтобы расширить свой словарный запас?

    Определите лексическое значение слов, пользуясь толковым словарем  (работа по вариантам) 1) п утешествие, экскурсия, маршрут. 2) стадион, игра, футбол. 3) финиш, дистанция, атлетика.

    Определите лексическое значение слов, пользуясь толковым словарем (работа по вариантам)

    1) п утешествие, экскурсия, маршрут.

    2) стадион, игра, футбол.

    3) финиш, дистанция, атлетика.

    УГАДАЙКА

    УГАДАЙКА

    • Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.
    • Заключительная часть спортивного состязания на скорость.
    • Садовый кустарник с белыми цветками, имеющими резкий пряно-душистый запах.
    • Первое блюдо со свеклой и другими овощами.
    • Плоские деревянные полозья, прикрепляемые к ногам, для передвижения по снегу.
    • Насекомое с жесткими надкрыльями.
    • Запас слов и выражений человека.
    ПРОВЕРЬ

    ПРОВЕРЬ

    • Роса
    • Финиш
    • Жасмин
    • Борщ
    • Лыжи
    • Жук
    • Лексикон
    Игра (работа в группах).  1.Объяснить значение слова второму участнику с помощью рисунка. 2.Второй участник объясняет третьему лексическое значение слова. 3.Третий участник по лексическому значению определяет слово, но не называет его, объясняет его с помощью близкого по значению. 4.Четвертый-называет слово.

    Игра (работа в группах).

    1.Объяснить значение слова второму участнику с помощью рисунка. 2.Второй участник объясняет третьему лексическое значение слова. 3.Третий участник по лексическому значению определяет слово, но не называет его, объясняет его с помощью близкого по значению. 4.Четвертый-называет слово.

    РЕФЛЕКСИЯ

    РЕФЛЕКСИЯ

    • Продолжите предложение: Сегодняшний урок открыл мне...
    • Закончите предложение: Слово служит для называния..., …, …, … .
    • Лексическое значение слова - это
    Домашнее задание Выучить теоретический материал-с.99. Выполнить упр.262, 263.

    Домашнее задание

    Выучить теоретический материал-с.99. Выполнить упр.262, 263.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Русский язык

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 5 класс

    Скачать
    Презентация к уроку русского языка на тему:Лексика. Лексическое значение слова.

    Автор: Фролова Валентина Ивановна

    Дата: 09.02.2015

    Номер свидетельства: 170016


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства