| Релаксация | Как ваше настроение? Вы готовы к встрече Нового года? А вы готовы к уроку?! Что вы пожелаете себе на урок? Напишите на оценочной ведомости. | Настраиваются на работ, пишут о себе « Я умный. Спокойный» |
| Слово учителя | Для контроля сегодняшней работы я заранее подготовила оценочную ведомость , куда вы будете заносить ваши индивидуальные результаты, после выполнения тех или иных учебных задач. | Знакомятся с оценочной ведомостью |
| Орфографическая разминка |
| 1 этап урока - орфографическая работа. Организует орфографическую работу | 1.Словарный диктант по роману Тургенева «Отцы и дети» | индивидуально у доски |
| 2.Правописание слов с орфограммой -И-Е в корнях с чередованием | индивидуально у доски |
| 3. Буквенный диктант . Правописание корней -раст-, ращ-, -рос- | фронтально самостоятельно |
| Организует проверку орфографической работы | 1.Буквенный диктант | Самооценка |
| 2. Словарный диктант | Оценка |
| 3. Правописание И- Е | Оценка |
| Поставили себе общую оценку | самооценка №1 |
| Введение новой информации |
| Осмысление эпиграфа урока, определение темы урока | Эпиграф урока: Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В.Г.Белинский Тема урока Лексика. Лексикология. Языковая эволюция | Запись в тетрадь, комментарий |
| Слово учителя | На изучение темы отводится 10 часов. Сегодня первый урок. | запись в тетрадь |
| Мотивация к изучению темы | Роль и место данной темы в курсе Изучение данной темы в 10 классе служит обобщению, повторению и систематизации знаний, полученных в среднем звене обучения, готовит к успешной сдаче ЕГЭ, расширяет словарный запас, повышает культуру речи. | слушают |
| Инструктаж | Задания урока: составить краткий конспект по теме урока, пользуясь различными источниками, Ответить на вопрос «Почему происходят изменения в языке?» | Слушают, осмысливают |
| Организует лингвистическую беседу | Беседа Дайте толкование терминов -Лексика -Лексикология -Что изучает лексикология | |
| Определение границ изучения темы и перспектив работы |
| Вводное задание | Записать в столбик все термины раздела лексикология, которые вы помните | Работа в парах запись в тетрадь |
| Работа с учебником | Работа с учебником. Стр.51 (УМК А.Власенкова) записать во второй столбик термины, которые вы не вспомнили | Работа в парах запись в тетрадь |
| Определение основных вопросов темы | Основные вопросы темы Основные понятия лексики (однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы). Пласты лексики с точки зрения её происхождения, степени современности, сферы употребления. Фразеологизмы. Виды лингвистических словарей. | Определяют границы своего незнания/знания |
| Организует самооценку | Поставили себе оценку | Самооценка №2 |
| Лингвистическое исследование |
| Организует исследование | Предлагаю на время превратить класс в научную лабораторию. Возьмём за объект нашего исследования несколько источников проведем лингвистическое исследование | Выбирают задание по уровню своих знаний |
| 1.Анализ КИМов по русскому языку ЕГЭ 2015. Какие задания связаны с темой «Лексика» ? | Работа 1 группы |
| 2.Анализ учебника УМК Власенкова и пособие Грекова. Какой учебник лучше поможет подготовиться к ЕГЭ? | Работа 2 группы |
| 3.Индивидуальное задание. Связный ответ на вопрос? Почему происходят изменения в лексике языка? Стр. 49 учебника | Работа 3 группы |
| Организует заслушивание ответов учащихся | Язык по своей природе консервативен Изменения в лексике связаны с пополнением новыми лексическими единицами, изменениями значения слов, переходом слов из активного словаря в пассивный | Заслушивание ответов. Запись в тетрадь Делают самостоятельный вывод |
| Организует оценивание учащихся | Оценили вою работу в группах | Оценка №3 |
| Лингвистический практикум |
| Инструктаж | Следующий этап урока. Предметом нашего лингвистического практикума станет текст. Отрывок из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети Задание: доказать верность одного из суждений, выписанных в тетрадь | Доказывают одно из суждений: 1.Язык по своей природе консервативен 2.Изменения в лексике связаны с пополнением новыми лексическими единицами, изменениями значения слов, переходом слов из активного словаря в пассивный |
| Заслушивание выводов учеников | Подведение итогов лингвистического практикума | Делают выводы |
| Самостоятельная работа |
| Организация работы индивидуальной | Индивидуальное задание: пунктуационный разбор, частичный синтаксический разбор | Индивидуально для учеников, которые оценка № 4 |
| Организует работу | Самостоятельная работа 1.Найти стилистически окрашенные слова 2.Найти однотематическую лексику | Самостоятельная работа общеклассная |
| Организует оценивание учащихся | Поставили себе оценку | самооценка №4, определение общей самооценкиоценки |
| Инструктаж домашнего задания | Домашнее задание: составить памятку для лексического анализа текста. | Запись домашнего задания |
| Рефлексия |
| Подведение результатов | Оценку за урок после обработки карточек | Работают с оценочными листами |
| Рефлексия | Оцените тот объем знаний, который вы приобрели или вспомнили сегодня на уроке. | Отвечают |
| Итоги урока | Почему происходят изменения в языке? | Устные монологические ответы учеников |