kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе « В чём загадка местоимения как части речи?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование

Урок русского языка в 6  классе

« В чём загадка местоимения как части речи?»

-- Доброе утро, ребята! 

    Сегодня утром каждый из вас  перешагнул  порог  своей  школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может  быть, немного  грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки.

(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной)

Здравствуй, мир! Это я,     А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит,     И у ног земля лежит!

Там леса, и тут поля,     Здесь друзья, и здесь друзья!

Я легко к земле нагнусь,    К каждой травке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,      По округе пробегусь.

Стал я бодрый и весёлый,           Здравствуй же, родная школа!

Здравствуй, край, родной, могучий!           Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй, мир!            Проснулся я!                    

 

Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и , заряженные              хорошим настроением, займите свои места. 

  -- Проверим, кто из вас был самым внимательным: словом какой части речи закончилась наша эмоциональная зарядка? (Местоимением Я).

 

Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.  Почему? Это действительно загадка.

           Наша задача сегодня на уроке:

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоимения в русском языке.

 1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.

2) Перед вами рабочий лист, таблица разрядов местоимений. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе.

3) Положите перед собой рабочий лист и сверху на 1 стр. запишите число.

4) Тема нашего урока(вслух читает учитель) «В чём загадка местоимения как части речи?»        

   1  Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто  это? Вот  что  он  пишет  о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник». А я добавлю: В феврале 2004 года русская литература отметила 235 лет со дня рождения этого автора.

    -- Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам  в сегодняшней работе.

 --Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова, проведём словарную работу. Выясним, каково лексическое значение слова «басня»?

       1) Басня— это небольшой рассказ, чаще всего в стихотворной форме с      поучительным смыслом. (подбирается верное толкование)

      2) (устно) – Подберите однокоренные слова к слову «басня»

      3) – Давайте построим словосочетания по следующей схеме: прил.+ сущ.

      4) –Теперь усложним задачу: мест.+сущ. (Басни Крылова. Чьи басни?)

--Мы с вами составили словосочетания. Предложения  состоят из  словосочетаний. На рабочем листе и  на  доске 3  предложения. Прочитаем  их, найдём словосочетания с  местоимением и определим  синтаксическую роль  местоимений в данных предложениях. (Упр. №1)

1. Его басни переживут века.

2. Басни помогают нам разобраться в своих и чужих недостатках.

3. (В 3-ем предложении находим грамматическую основу) Каждый заучивает наизусть басни Крылова.

Какими членами предложения чаще всего бывают местоимения? (ученики отвечают)

Итог 1. Вот это наше первое научное открытие (вешаю таблицу№4).   (Читаю вывод №1)

 -- Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся  к тексту упражнения№2. (показываю) Прочитаем его.

                  Все любят басни Крылова. Кто же герои его произведений? В них говорится о животных, но любой понимает: каждая басня—рассказ о людях. Басни помогают в  чьих-либо  недостатках  узнавать  себя. Среди нас, например, тоже есть такие беспечные лентяи, как  Стрекоза  в  басне 

«Стрекоза  и Муравей». Или такие, которым хочется напомнить  басню «Лебедь, Щука  и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.

 --О чём говорится в этом тексте?

Возьмите ручки, подчеркните все местоимения в этом тексте и укажите их разряд. Если

вы затрудняетесь, обратитесь к таблице.  (Проверим с самого первого предложения)

--Перечислите, пожалуйста, какие разряды местоимений употреблены в данном тексте?

-- Сколько разрядов местоимений в русском языке? (9)

Это наше второе научное открытие. (прикрепляю и читаю вывод)      

Итог 2. По значению местоимения делятся на 9 разрядов.

 -- В этом тексте, ребята, 62слова. Посчитайте, сколько в нём местоимений?  (14)

Вывод: Это говорит о том, что местоимения очень часто употребляются в нашей речи. Они делают её разнообразной, богатой, правильной.

(разминка)

Руки подняли и покачали—         Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули— Ветер срывает росу

В стороны руки, плавно помашем—Это к нам птицы летят.

Как они сядут-                      Мы тоже покажем, крылья сложили назад.  

И тихо-тихо сели.

 Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, напри-

мер, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.

Местоимения так же, как  и запасные игроки, заменяют в предложениях  имена существительные, имена прилагательные, числительные.

1)--На доске дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Чиж и голубь».

2)—Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существ-

ные, и оно не совсем красиво звучит).

3)— Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-местоимениями.

4)—Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).

       Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны местоимения.

    -- Что дала нам такая замена?

Итог 3. (Вешаю плакат, затем читаю вывод).                                  Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.

     Знаток русского языка Иван Андреевич Крылов умело использовал в баснях местоимения. Послушайте басню «Чиж и голубь».(читаю басню)

Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль,— говорит,— средь бела дня  попался!

  Не провели бы так меня:

  За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

  И дело!   Впредь чужой беде не смейся, Голубок.      

--В каких словах заключается мораль басни?

--Чему учит эта басня? (В беде товарища не оставляйте. Русская пословица гласит: «Друзья познаются в беде».

-- Мы продолжаем исследовательскую деятельность. Учёные-языковеды утверждают (прикрепляю вывод №4).  Такое утверждение они сделали на основе того, что местоимения способны заменять самостоятельные части речи.

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа— числительные.

 --Разгадаем ещё одну загадку местоимения. Выполним упражнение№3.

Я диктую местоимения. Вы должны распределить их по 3-ём столбикам.

В 1-ый запишите те, которые указывают на предметы (за 1-ый столбик отвечает 1 ряд).

Во второй столбик –те, которые указывают на признаки предметов (2 ряд).

В третий— которые указывают на количество (3 ряд).

она                                    мой                         несколько

никто                                любой                     столько

мы                                     наши                       сколько

 

(Проверка ответов по рядам)

 --Мы убедились в правильности вывода учёных. Какую особенность местоимений мы разгадали? (Местоимения могут указывать на предметы и заменять имена существительные,..)

 Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

1) Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.      (Далее отвечают ученики)         

             Теперь можно от научной работы перейти к творческой.  Знания о местоимении нам обязательно пригодятся. (На вашем рабочем листе—это упр. №4)

  По заданной рифме сочините своё стихотворение о местоимении.

(1 строчка должна закончится словами «части речи», вторая –«на плечи» и т,д.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.                              

Итог урока: Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи».  Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны,  старались и  помогали мне. Вы —  настоящими исследователями и достойны звания «Знаток местоименных наук».

  Я оцениваю ваши знания на «отлично».

 Домашнее задание. Я предлагаю дома написать сочинение-миниатюру на тему «Местоимение—загадочная часть речи».     (обобщите в творческой работе результаты наших исследований).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе « В чём загадка местоимения как части речи?» »



  1. ФИО - Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна- учитель русского языка и литературы высшей категории

Учебное заведение- Новосёловская общеобразовательная школа I-III ступеней

Адрес – Республика Крым, Симферопольский район, с.Новосёловка, ул.Гагарина,36

  1. Конспект урока-исследования по русскому языку для 6 класса по теме: «В чём загадка местоимения как части речи?»



  1. Описание работы: урок предназначен для учащихся 6 класса в игровой форме обобщить полученные ранее знания по данной теме. Проверить знания учащихся основных орфограмм, разрядов местоимений, склонения и синтаксической роли. Совершенствовать умения делать морфологический разбор местоимения.


Задачи на уроке:

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоимения в русском языке.


















Урок-исследование

Урок русского языка в 6 классе

« В чём загадка местоимения как части речи?»

 

-- Доброе утро, ребята!

    Сегодня утром каждый из вас  перешагнул  порог  своей  школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может  быть, немного  грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки.

(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной)

Здравствуй, мир! Это я, А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит, И у ног земля лежит!

Там леса, и тут поля, Здесь друзья, и здесь друзья!

Я легко к земле нагнусь, К каждой травке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь, По округе пробегусь.

Стал я бодрый и весёлый, Здравствуй же, родная школа!

Здравствуй, край, родной, могучий! Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй, мир! Проснулся я!                    


Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и , заряженные              хорошим настроением, займите свои места.

         

  -- Проверим, кто из вас был самым внимательным: словом какой части речи закончилась наша эмоциональная зарядка? (Местоимением Я).


Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.  Почему? Это действительно загадка.

           Наша задача сегодня на уроке:

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоимения в русском языке.

 1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.

2) Перед вами рабочий лист, таблица разрядов местоимений. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе.

3) Положите перед собой рабочий лист и сверху на 1 стр. запишите число.

4) Тема нашего урока(вслух читает учитель) «В чём загадка местоимения как части речи?»        

   1  Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто  это? Вот  что  он  пишет  о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник». А я добавлю: В феврале 2004 года русская литература отметила 235 лет со дня рождения этого автора.

    -- Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам  в сегодняшней работе.

 --Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова, проведём словарную работу. Выясним, каково лексическое значение слова «басня»?

       1) Басня— это небольшой рассказ, чаще всего в стихотворной форме с      поучительным смыслом. (подбирается верное толкование)

      2) (устно) – Подберите однокоренные слова к слову «басня»

      3) – Давайте построим словосочетания по следующей схеме: прил.+ сущ.

      4) –Теперь усложним задачу: мест.+сущ. (Басни Крылова. Чьи басни?)

--Мы с вами составили словосочетания. Предложения  состоят из  словосочетаний. На рабочем листе и  на  доске 3  предложения. Прочитаем  их, найдём словосочетания с  местоимением и определим  синтаксическую роль  местоимений в данных предложениях. (Упр. №1)

1. Его басни переживут века.

2. Басни помогают нам разобраться в своих и чужих недостатках.

3. (В 3-ем предложении находим грамматическую основу) Каждый заучивает наизусть басни Крылова.

Какими членами предложения чаще всего бывают местоимения? (ученики отвечают)

Итог 1. Вот это наше первое научное открытие (вешаю таблицу№4).   (Читаю вывод №1)

 -- Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся  к тексту упражнения№2. (показываю) Прочитаем его.

                  Все любят басни Крылова. Кто же герои его произведений? В них говорится о животных, но любой понимает: каждая басня—рассказ о людях. Басни помогают в  чьих-либо  недостатках  узнавать  себя. Среди нас, например, тоже есть такие беспечные лентяи, как  Стрекоза  в  басне 

«Стрекоза  и Муравей». Или такие, которым хочется напомнить  басню «Лебедь, Щука  и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.


 --О чём говорится в этом тексте?

Возьмите ручки, подчеркните все местоимения в этом тексте и укажите их разряд. Если

вы затрудняетесь, обратитесь к таблице. (Проверим с самого первого предложения)

--Перечислите, пожалуйста, какие разряды местоимений употреблены в данном тексте?

-- Сколько разрядов местоимений в русском языке? (9)

Это наше второе научное открытие. (прикрепляю и читаю вывод)      

Итог 2. По значению местоимения делятся на 9 разрядов.

 -- В этом тексте, ребята, 62слова. Посчитайте, сколько в нём местоимений? (14)

Вывод: Это говорит о том, что местоимения очень часто употребляются в нашей речи. Они делают её разнообразной, богатой, правильной.

(разминка)

Руки подняли и покачали— Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули— Ветер срывает росу

В стороны руки, плавно помашем—Это к нам птицы летят.

Как они сядут- Мы тоже покажем, крылья сложили назад.

И тихо-тихо сели.

 Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, напри-

мер, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.

Местоимения так же, как  и запасные игроки, заменяют в предложениях  имена существительные, имена прилагательные, числительные.

1)--На доске дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Чиж и голубь».

2)—Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существ-

ные, и оно не совсем красиво звучит).

3)— Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-местоимениями.

4)—Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).

       Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны местоимения.

    -- Что дала нам такая замена?

Итог 3. (Вешаю плакат, затем читаю вывод).                                  Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.

  Знаток русского языка Иван Андреевич Крылов умело использовал в баснях местоимения. Послушайте басню «Чиж и голубь».(читаю басню)

Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль,— говорит,— средь бела дня попался!

  Не провели бы так меня:

  За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

  И дело!   Впредь чужой беде не смейся, Голубок.      

--В каких словах заключается мораль басни?

--Чему учит эта басня? (В беде товарища не оставляйте. Русская пословица гласит: «Друзья познаются в беде».

 

-- Мы продолжаем исследовательскую деятельность. Учёные-языковеды утверждают (прикрепляю вывод №4). Такое утверждение они сделали на основе того, что местоимения способны заменять самостоятельные части речи.

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа— числительные.

 --Разгадаем ещё одну загадку местоимения. Выполним упражнение№3.

Я диктую местоимения. Вы должны распределить их по 3-ём столбикам.

В 1-ый запишите те, которые указывают на предметы (за 1-ый столбик отвечает 1 ряд).

Во второй столбик –те, которые указывают на признаки предметов (2 ряд).

В третий— которые указывают на количество (3 ряд).

 

она                                    мой                         несколько

никто                                любой                     столько

мы                                     наши                       сколько


(Проверка ответов по рядам)

 --Мы убедились в правильности вывода учёных. Какую особенность местоимений мы разгадали? (Местоимения могут указывать на предметы и заменять имена существительные,..)

 Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

1) Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. (Далее отвечают ученики)         

  Теперь можно от научной работы перейти к творческой.  Знания о местоимении нам обязательно пригодятся. (На вашем рабочем листе—это упр. №4)

  По заданной рифме сочините своё стихотворение о местоимении.

(1 строчка должна закончится словами «части речи», вторая –«на плечи» и т,д.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.                              

Итог урока: Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи».  Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны,  старались и  помогали мне. Вы —  настоящими исследователями и достойны звания «Знаток местоименных наук».

  Я оцениваю ваши знания на «отлично».

 Домашнее задание. Я предлагаю дома написать сочинение-миниатюру на тему «Местоимение—загадочная часть речи». (обобщите в творческой работе результаты наших исследований).



 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок русского языка в 6 классе « В чём загадка местоимения как части речи?»

Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. "
    ["seo_title"] => string(98) "obshchiie-sviedieniia-o-miestoimienii-kak-chasti-riechi-miestoimieniia-1-2-3-litsa-ied-i-mn-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "189936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051127"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок русского языка по теме "Закрепление знаний о местоимении" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-zakrieplieniie-znanii-o-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "213050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431968386"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока  русского языка "Местоимение"-6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486987"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Ток-шоу. Слова загадки. Употребление местоимений в речи""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_na_temu_tok_shou_slov"
    ["file_id"] => string(6) "474831"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1530879227"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок русского языка 3 класс Тема: Местоимение. Проверим, чему мы научились."
    ["seo_title"] => string(70) "urokrusskoghoiazyka3klasstiemamiestoimieniieprovierimchiemumynauchilis"
    ["file_id"] => string(6) "288851"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454683996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства