kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку.

Тема: Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа.

Цели: ознакомить с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений;

 развивать умение распознавать местоимения в тексте, стихотворениях, правильно употреблять в речи.

 Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас слов.

 Формировать исследовательскую работу и умение работать в парах

. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: медиа проектор для показа презентации по теме урока.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд №1

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,

  •  

– Запишите число. Классная работа.   Слайд №2

II. Минутка чистописанияСлайд №3

 Мы будем закреплять написание  заглавной и строчной буквы  «Лл», изолированно и в соединении.

Лл лЛл лл ЛлЛ ЛЛ 
Ле ля ло ил ел юл

  1. Словарно-орфографическая работа . Слайд № 4.

Использование картинного словаря.

Календарь, малина, автомобиль, салют, молоток, билет,  кастрюля.

Взаимопроверка. по экрану. Показ слов. Слайд №4

-Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки? Молодцы!

Самоопределение к деятельности.  Слайд №5

Прочтите текст.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

-Что можете сказать об этом тексте? (повторяется слово ежик)

Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку?

-Какие слова помогли нам исправить речевую ошибку?  (местоимения)

-Сформулируйте тему урока. (местоимение как часть речи)

 Сегодня на уроке мы узнаем какую роль играют местоимения в нашей речи.

IV. Работа по теме.  Слайд. №6

 – Ребята, послушайте сказку, которая называется «МЕСТОИМЕНИЕ».

Само название произошло от слов «вместо имени».

СКАЗКА.  (читает учитель)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были МЕСТОИМЕНИЯ.
Местоимения – это такие маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имени или вместо названия предмета. Однажды в этой  Стране провели перепись населения, – и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные. 
Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке, и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:

Я, ТЫ. ОН, ОНА –
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА,
ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ,
В СЛОВЕ «МЫ» СТО ТЫСЯЧ Я!

И вот однажды ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ услышали их весёлую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? (кто? – Я, кто? – ты.)

А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!

 Слайд №7

ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ,
ТЫ ОТ НЕЁ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.

– Что это такое? Догадались? (тень)

Вся загадка, – одни местоимения. И чтобы все местоимения узнать, надо не один день погостить в их Царстве.

– Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.

Работа над сказкой.Слайд № 8

– Что означает слово местоимение? (вместо имени)

– С кем подружились местоимения? (с именами существительными)

– Что общего между именами существительными и местоимениями? (отвечают на одни и те же вопросы).

– Какие местоимения вы уже можете назвать?

.

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ НЕ НАЗЫВАЕТ ИМЯ ИЛИ ПРЕДМЕТ, А ТОЛЬКО НА НЕГО УКАЗЫВАЕТ.

Слайд №9.

1.    С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы.) 

Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним. 

2.    С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы.)

Определим их во вторую группу. 

  1. С помощью каких местоимений указываем  на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они.) 

Определим их в третью группу.

Сколько групп у нас получилось? Как можно назвать эти группы? 

Слайд №10. Таблица «Личные месттоимения»

 Итак, местоимения имеют лица:

1-е лицо – я, мы

2-е лицо – ты, вы

3-е лицо – он, она, оно, они

Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. 

Что можно сказать о них?

 На сколько предметов они указывают? (Высказывания учеников.) 

Что можно сказать о местоимениях второго столбика?

На сколько предметов они указывают?.

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множественного числа.

стр.70 упр.116.Устно.

-Прочитайте стихотворение. (Читает вслух 1 ученик)

-Что вы узнали о Волге и Вазузе?

-Найдите местоимения. Какие слова они заменяют? ( Ее-Волги, она- Вазуха)

-Какую часть речи заменяют местоимения? (имя сущ.).

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди, (на правой)
Да смотри – не упади. 
А теперь постой на левой, 
Если ты солдатик смелый.

Какие местоимения встретились в физкультминутке?

(ты).

VI. Закрепление. Слайд №11.

  1. Фронтальная работа. Упражнение в распознавании того, каким членом предложения выражено местоимение.

Запишите предложения.

– Найдите и подчеркните главные члены предложения.

– На какой вопрос отвечает местоимение? А существительное? (Кто? Что?)

– Каким членом предложения является местоимение? (подлежащим). А существительное? (подлежащим)

– Что общего между именем существительным и местоимением? (Отвечают на вопросы. Кто? Что?, и в предложении является подлежащим.)

2. Упражнение в правильном употреблении местоимений в тексте.

 . Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения. Слайд № 12.

Русский язык.

 люблю уроки русского языка. На этих уроках  учимся понимать красоту и силу родного языка.  помогает нам дружить и жить в мире всем людям.

Задание:

– Прочитайте текст. Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены?

– Спишите текст, вставляя вместо точек местоимения.

– С какой частью речи связаны местоимения в предложении?

– Подчеркните в первом и втором предложении главные члены.

– Каким членом предложения является местоимение?

Проверка записи: Я, МЫ, ОН.

3. Упражнение в распознавании местоимений в предложениях. Самостоятельная работа в парах.

На столах учащихся лежат заранее подготовленные карточки с предложениями.

– Ребята вы сейчас будете работать парами. Спишите предложения и подчеркните личные местоимения.

Карточка 1.

В воскресенье ребята решили пойти в лес. 
Они взяли с собой кормушки.

Карточка 2.

Солнце было яркое.
Оно даже пригревало землю.

Карточка 3.

Деревья стояли в красивом снежном уборе. 
Они были украшены серебристым инеем.

Карточка 4.

Я влез на дерево и повесил кормушку для птиц.

Карточка 5.

Неожиданно мы увидели дятла.
Крепким клювом он долбил дерево.

Карточка 6.

А вот и белочка. 
Она ловко прыгала по веткам ели.

Карточка 7.

Приятно отдыхать в лесу.
Мы придём сюда еще раз.

Карточка 8.

Навстречу солнцу и весне
И он, и ты, и я.
Идём обратно мы домой,
Как дружная семья.

– Какие местоимения подчеркнули?

– А теперь прочитайте все предложения по порядку. Что у нас получилось? (получился текст.)

– О чем говорится в тексте?

– Что делали ребята в лесу?

– Для чего они повесили кормушки?

.

VIII. Выборочный диктант. Упражнение в распознавании местоимений в стихотворении. (При резерве времени)

– Ребята, а сейчас приготовьтесь к выборочному диктанту. Я буду читать вам стихотворения, а вы будете выписывать только местоимения.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. ( А.С. Пушкин)

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она. (А.С. Пушкин)

И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Немало, немало на свете ребят,
Немало их в каждой стране.
Они не желают, они не хотят
И слышать о новой войне. (С.Я.Маршак)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной. (С. Есенин)

Проверка записи: он, она, ты, они, мы, вы, я.

IX. Итог урока.

 Наш урок подходит к концу.

-Что узнали сегодня о местоимениях?

– Что общего между именами существительными и местоимениями?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем нужно поработать?

Оценки за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. »

Прозвенел звонок для нас.  Все зашли спокойно в класс.  Встали все у парт красиво,   Поздоровались учтиво.  Тихо сели, спинки прямо.  Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья.  Будем отвечать активно,  Хорошо себя вести,  Чтобы гости дорогие.  Захотели вновь прийти!

Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво,  Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти!

Двенадцатое марта. Классная работа.

Двенадцатое марта.

Классная работа.

Минутка чистописания Лл лЛл лл ЛлЛ ЛЛ Ле ля ло ил ел юл

Минутка чистописания

Лл лЛл лл ЛлЛ ЛЛ

Ле ля ло ил ел юл

Словарно- орфографическая работа Календарь Малина Автомобиль Кастрюля Билет Молоток Салют

Словарно- орфографическая работа

Календарь

Малина

Автомобиль

Кастрюля

Билет

Молоток

Салют

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Страна Местоимений мы она ты Я они

Страна Местоимений

мы

она

ты

Я

они

А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну! ТЫ  ЗА  НЕЙ , А  ОНА  ОТ  ТЕБЯ ,  ТЫ  ОТ  НЕЁ , А  ОНА  ЗА  ТОБОЙ . Что это такое? Догадались? тень

А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!

ТЫ  ЗА  НЕЙ , А  ОНА  ОТ  ТЕБЯ , ТЫ  ОТ  НЕЁ , А  ОНА  ЗА  ТОБОЙ .

Что это такое? Догадались?

тень

Работа над сказкой. – Что означает слово местоимение? – С кем подружились местоимения? – Что общего между именами существительными и местоимениями? – Какие местоимения вы уже можете назвать? (вместо имени) (с именами существительными) (отвечают на одни и те же вопросы)

Работа над сказкой.

– Что означает слово местоимение?

– С кем подружились местоимения?

– Что общего между именами существительными и местоимениями?

– Какие местоимения вы уже можете назвать?

(вместо имени)

(с именами существительными)

(отвечают на одни и те же вопросы)

С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя?   С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?  С помощью каких местоимений указываем на того или тех о ком говорят? 
  • С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя?  
  • С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? 
  • С помощью каких местоимений указываем на того или тех о ком говорят? 

(Я, мы.)  

(Ты, вы.)

(Он, она, оно, они.)

Валерий Максимов учится в спортивной школе. Он увлекается плаванием.

Валерий Максимов учится в спортивной школе.

Он увлекается плаванием.

Русский язык . Я …   люблю уроки русского языка. На этих уроках …   учимся понимать красоту и силу родного языка.  …  помогает нам дружить и жить в мире всем людям. мы Он

Русский язык .

Я

  люблю уроки русского языка. На этих уроках   учимся понимать красоту и силу родного языка.   помогает нам дружить и жить в мире всем людям.

мы

Он

Ветер на море гуляет  И кораблик подгоняет.  Он бежит себе в волнах  На раздутых парусах. ( А.С. Пушкин) Сквозь волнистые туманы  Пробирается луна.  На печальные поляны  Льёт печально свет она. (А.С. Пушкин) И в любом кусочке хлеба  Ты почувствуешь всегда  Теплоту родного неба,  Привкус доброго труда.   Немало, немало на свете ребят,  Немало их в каждой стране.  Они не желают, они не хотят  И слышать о новой войне. (С.Я.Маршак) Великую землю,  Любимую землю,  Где мы родились и живём,  Мы Родиной светлой,  Мы Родиной милой,  Мы Родиной нашей зовём.   Никнут шёлковые травы,  Пахнет смолистой сосной.  Ой, вы, луга и дубравы, –  Я одурманен весной. (С. Есенин)

Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. ( А.С. Пушкин)

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льёт печально свет она. (А.С. Пушкин)

И в любом кусочке хлеба Ты почувствуешь всегда Теплоту родного неба, Привкус доброго труда. Немало, немало на свете ребят, Немало их в каждой стране. Они не желают, они не хотят И слышать о новой войне. (С.Я.Маршак)

Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём. Никнут шёлковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой, вы, луга и дубравы, – Я одурманен весной. (С. Есенин)

Задание на дом. Выполнить упражнение 118 стр. 71

Задание на дом.

Выполнить упражнение 118 стр. 71


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа.

Автор: Балышева Наталья Викторовна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Обобщение сведений об имени прилагательном, изученных в 3 классе: общее значение, вопросы, грамматические признаки (изменение в роде, числе, падеже)."
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniiesviedieniiobimieniprilaghatielnomizuchiennykhv3klassieobshchieieznachieniievoprosyghrammatichieskiiepriznakiizmienieniievrodiechisliepadiezhie"
    ["file_id"] => string(6) "262639"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449397228"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Кроссворд на тему "Животные леса""
    ["seo_title"] => string(32) "krossvord_na_temu_zhivotnye_lesa"
    ["file_id"] => string(6) "516346"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1562009479"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА "ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ""
    ["seo_title"] => string(53) "razrabotkaotkrytogourokaobosobliennyieopriedielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "302670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457272253"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа по русскому языку в 1-4 классах"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_v_1_4_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "393084"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487396902"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства