Урок русского языка 3 класс.
Тема : Закрепление знаний о местоимении.
Цели: 1.Закрепить знания о местоимении как части речи.
2.Распознавать местоимения среди других слов.
3.Определять грамматические признаки местоимения (лицо, число; род - у местоимений 3 лица).
4.Употреблять местоимения в речи.
Ход урока.
1.Орг. момент.
-Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
И друг с другом, и с гостями
Будем вежливы мы с вами.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок скорей начнём.
Для того чтобы наш урок прошел плодотворно, всем понадобится хорошее настроение. Покажите мне какое настроение у вас сейчас. Хорошо. Начинаем.
2.Откройте тетради, запишите число 7 апреля, классная работа.
Я вижу, все готовы. Наш урок, как обычно, мы начнем с минутки чистописания.
Сегодня мы повторим красивое и правильное написание буквы О.
Посмотрите на первую строчку, в каких случаях мы используем верхнее соединение?
Ок ос ор Нижнее? Ол запишите первую и вторую строчки
О о ол ок ос ор
Он нос она они под оно
-Что заметили среди слов, записанных во второй строке?
О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему. А что такое местоимение? Местоимение. (слайд)
Для чего нужно изучать эту тему? (чтобы правильно употреблять местоимения в речи)
Сформулируйте правило: Что такое местоимение?
Местоимение-это часть речи. Местоимения указывают на предмет, но не называют их.
Послушайте загадку, попробуйте догадаться, о каком цветке идет речь.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Правильно, это одуванчик. (слайд)
Как догадались? Что вы знаете об этом растении?
Ребята, слово одуванчик словарное, запишите его в свои словарики и подумайте, почему мы относим его к словарным словам.
(одуванчик-ударение падает на гласную а, о-безударная, проверить нельзя.нужно запомнить.) Что еще настораживает в этом слове? (между н и ч ь не пишется).
Мне бы хотелось еще немного поговорить о цветах. Прочитайте стихотворение.(слайд)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
И не будет красоты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы.
-Как вы думаете, к чему призывает нас автор стихотворения? Зачем нужны цветущие растения в нашей жизни?
Есть ли в стихотворении. местоимения ? Назовите.(я, ты, он, мы,)
Что вы можете сказать о данных местоимениях? Какие они? (личные)
-Как мы можем распределить личные местоимения? ( по лицам и числам)
Назовите местоимения по лицам. Расскажите, что они обозначают.
(Местоимения 1 лица я, мы указывают на того, кто говорит.
Местоимения 2 лица ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.
Местоимения 3 лица он, она, оно, они указывают на того, о ком или о чем говорят)
-Как изменяются местоимения 3 лица? (по родам)
Назовите. М.р.-он, Ж.р. –она, ср.р.-оно.
А сейчас небольшой проверочный тест.
1. Раскрась кружочек таким же цветом, каким считаешь правильный ответ:
А) местоимение обозначает предмет;
Б) местоимение указывает на предмет;
В) местоимение называет предмет.
2. Личные местоимения изменяются по родам:
А) в 1 лице;
Б) в 3 лице.
В) во 2 лице.
3. Личные местоимения пишутся с предлогами:
А) слитно
Б) раздельно
4. Личные местоимения отвечают на вопросы:
А) Что делает?
Б) Кто? Что?
В) Какой, какая, какое?
Давайте проверим, как вы справились с заданиями. Проверку проведем в парах. Обменяйтесь листочками и проверьте у своего соседа. Какого цвета кружочки у вас получились? Обсудите ошибки. Дайте ответ. Если вы заметите ошибку в ответах выступающих, поднимите руку и скажите свой ответ.
Покажите смайликами, кому было легко? Кому затруднительно? Кому трудно?
Физпауза
Приготовьтесь к групповой работе.
Работа в группах.Руководителями группы назначаются Госькова Алина, Соловьева Елена, Петрова Настя, Чернов Даниил.
У каждой группы на партах лежат 3 листа заданий. На белом листе задания 1 уровня-самые легкие, на зеленом листе-2 уровня –чуть посложней и на красном листе –самые сложные. Определитесь, задания какого уровня будет выполнять ваша группа. Помните о правилах работы в группах. Как работаем?
Уровень А (белый лист)
Задание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, реки, праздник, тепло, я, восемь, вы, утро.
Задание 2.
1. Прочитайте текст.2. Что не понравилось вам в тексте? 3. Поработайте редактором и замените выделенные существительные местоимениями.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Уровень Б (зеленый лист)
1. В стихотворении найдите местоимения. Подчеркните их.
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он, туда и я.
Задание 2.
1. Вставьте пропущенные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать?
Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку.
Кого … ждёте? Почему … улетают?
Уровень С
Задание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения одной чертой. Обведите в кружочек местоимение 3 лица,, у которого нельзя определить род.
Как, из, он, у, я, от, мы, до, вы, про, они, под, ото, она.
Задание 2.
Определить по признакам местоимение и записать его.
Мест. 3л., ж.р., ед.ч.-
Мест. 2л., мн.ч.-
Мест. 3л., ср.р., ед.ч.-
Мест. 1л., мн.ч.-
Проверка. Отчитайтесь в группах. Молодцы. Двигаемся дальше.
Прочитайте отрывки из стихотворений. Спишите. Местоимения, данные в скобках, поставьте в нужную форму. Определите падеж.( Каждому ряду по одному отрывку)
У (я) зазвонил телефон
Кто говорит? Слон.
Ласточка с весною
В сени к (мы) летит.
И скачут лягушки
За (я) по пятам.
-Какой вывод можно сделать? (местоимения изменяются по падежам). Как нужно писать местоимения с предлогами ? (раздельно) Подчеркните и проверьте себя.
-О чем говорили на уроке? Что вспомнили? Какие задания больше понравились?
Домашнее задание я предлагаю вам выполнить по желанию. Все 3 задания на повышенную оценку, 2 задания балл чуть ниже и и 1задание соответственно удовлетворительно.
А сейчас хитрые вопросы. Догадайтесь, о чем пойдет речь.
. 1)Первый слог-личное местоимение, второй слог-звук, который издаёт лягушка. А целое - овощ.(ты-ква)
2)Первый слог—личное местоимение, второй слог— детская болезнь. Его поднимают, когда он не нужен и опускают, когда он нужен.(я-корь)
3)Какие два местоимения мешают движению, если стоят рядом.(я-мы)
4)Сколько личных местоимений в слове семья?(семь-я)
5)Какое личное местоимение составлено из двух предлогов? (о – на )
Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила у дочери: «Они чистые? (Они вы-мы-ты.)
Рефлексия. Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас? Покажите. А это мое настроение после общения с вами. Молодцы спасибо за урок.