Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Ток-шоу. Слова загадки. Употребление местоимений в речи"
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Ток-шоу. Слова загадки. Употребление местоимений в речи"
Урок проводится после изучения темы "Местоимение как часть речи". Урок систематизирует полученные знания учащихся и содержит разные методические приемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Ток-шоу. Слова загадки. Употребление местоимений в речи"»
План урока русского языка в 6 классе
Тема урока
Ток-шоу «Слова-загадки». Употребление местоимений в речи
Цели урока
1) повторение и систематизация изученного в разделе «Местоимение»;
2) обучение правильному использованию местоимений в речи;
3) развитие коммуникативных способностей учащихся;
6) формирование умений делать обобщения и выводы и соотнесение их с поставленными задачами;
7) отработка умений редактирования текста.
Задачи урока:
обучающие
развивающие
воспитательные
- учить структурировать имеющиеся знания, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных заданий;
- учить осознанно и произвольно строить высказывание.
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- развивать речь учащихся через знакомство с лексическим значением слов, через использование в речи фразеологизмов с местоимениями;
- воспитывать умение управлять поведением партнера в речевой ситуации;
- установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;
- знакомство с правилами этикета.
Образовательные технологии
Технологии проблемно-диалогического и развивающего обучения
Тип урока
Урок обобщения и систематизации изученного, урок развития речи
Методические работы
Разыгрывание коммуникативных ситуаций, комплексный анализ текста, редактирование предложений, беседа
Оборудование
Интерактивная доска, презентация к уроку, лексические таблицы, таблица «Употребление местоимений», учебник «Литература, 6 класс», рабочие тетради по русскому языку
с использованием технологий проблемно-диалогического и развивающего обучения
План-конспект урока
Таблица использования современных образовательных технологий, применяемых в УВП
№
п/п
Название технологии
Этапы урока, на которых применяется образовательная технология
1
Технология вызова учебной деятельности
Этап I. Слово учителя о роли местоимений в речи, актуализация знаний. Постановка целей урока.
2
Информационно-коммуникативная технология
Этап III. Разыгрывание учащимися коммуникативных ситуаций.
3
Технология развивающего обучения
Этап II. Лексическая работа. Толкование слов.
Этапы IV. Комплексный анализ текста.
Этап VII. Редактирование предложений.
4
Технология игрового обучения
Этап V. «Шутке – минутка!»
Этап VI. Игра «Аукцион»: кто больше назовет фразеологизмов, в состав которых входят местоимения.
5
Рефлексия
Этап VIII. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. Итоги выполнения работы, оценка работы учащихся.
6
Технология развития творческих способностей учащихся
Этап IX. Творческое домашнее задание.
Содержание и ход урока:
Спасибо Слову доброму
За то, что есть оно,
За то, что не отобрано,
А навсегда дано.
Иван Ткачёв
I этап. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, задач урока. (Слайд № 2-3)
-Будьте любезны, - обратилось Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило ...
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, существительные, прилагательные, числительные вместо себя оставляют своих заместителей –
местоимений. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, а уж местоимения ОН, ОНА, ОНО могут заменить любое существительное. Но замена эта неполная. Почему? Что мы называем местоимением? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя, объясняя разницу в значении именных частей речи.)
Да, ключевые слова - "указывает, но не называет". Поэтому каждое местоимение – загадка. За каждым местоимением может скрываться множество слов. ОН - это и папа, и брат, и любимый пёс, и мальчишка, идущий по перекрёстку, и даже сам перекрёсток. ТАКОЙ - это и яркий, и быстрый, и кислый.
Сегодня на уроке мы обобщим, вспомним всё, что знаем о местоимениях. И задача урока - научиться правильно употреблять местоимения, чтобы наша речь становилась ярче, красивее, выразительнее.
А урок мы проведём в форме очень популярного телевизионного жанра - ток-шоу.
Прочитайте эпиграф урока. Как это четверостишие связано с темой урока? (Учащиеся отвечают, что в этом четверостишии много местоимений.)
II этап. Лексическая работа. Толкование слов, записанных на доске. (Слайд № 4)
Ток - англ.talk-"разговор, разговаривать, беседа ".
Шоу - англ.show-"показывать, смотреть".
Шоу -1) яркое эстрадное представление; 2) нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект. (Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Этикет (из франц.) - "принятый порядок поведения". Дипломатический этикет.
- Каково происхождение слова – ток-шоу? Из какого языка оно к нам пришло? ( Учащиеся читают лексическое толкование слов "ток", "шоу" и делают выводы.)
- Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным. Итак... Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила!
III этап. Работа по культуре речи. Разыгрывание учащимися коммуникативной ситуации. (Слайд № 5)
(Диалог разыгрывается двумя учениками.)
Ток-шоу открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слов
-Ты, послушай, дай билет!
-Ваше вежливое слово?
-У меня такого нет!
-Ах, у Вас такого нет?
Не получите билет!
-В этом диалоге, как вы заметили, не были соблюдены правила этикета. А что такое этикет?
-Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет. Ответьте, какие правила этикета нарушил покупатель? (Учащиеся отвечают, что покупатель обратился к кассиру на ТЫ, кроме того, местоимения не могут выступать в роли обращения.)
-Когда уместно употребление местоимений ты, твой - Вы, ваш? Обратимся за помощью к таблице (Слайд № 6).
Ты, твой
Вы, Ваш
по отношению к хорошо знакомому человеку;
в неофициальной обстановке;
в дружеских отношениях;
по отношению к равному или младшему.
по отношению к незнакомому, малознакомому человеку;
в официальной обстановке;
при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;
по отношению к равному, старшему (по возрасту, положению) человеку.
-Итак, сделаем наш первый вывод: как же связаны между собой этикет и употребление местоимений? (Все выводы записываем в тетради.) (Слайд № 7)
Вывод 1. Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения в речи.
-Умение правильно употреблять местоимения – очень важное умение. И сейчас вы в этом ещё раз убедитесь. Приглашаю на наше ток-шоу ещё гостей. Послушаем их рассказ, попытаемся понять, в чём их трудности.
Ученица. Мы с Ваней ходим на дополнительные занятия по русскому языку. Но вчера он пропустил занятие, сказал, что ходил с мальчишками в кино. А дальше – как в известном стихотворении… (Слайд № 8)
Ученик. Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им – раз! Они ей – раз!
Но тут как раз её он спас,
Ведь он был с нею заодно…
Ученица. Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла!
-Ребята, разве причина непонимания в возрасте? В чём же?
(Учащиеся формулируют второй вывод.)
Вывод 2. Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным. (Слайд № 9)
- О каком чуде говорится в стихотворении Н.А. Заболоцкого? (О внешней некрасивости дуба, но о его душевном богатстве. Автор просит: «Вглядись в него…» И мы увидели, какой он крепкий, сильный, воин «среди безжизненных равнин».)
- О красоте, о радости, печали и других состояниях души мы побеседуем с нашим следующим гостем.
Ученик.Когда видишь что-нибудь красивое, узнаёшь о чём-то интересном, хочется поделиться этим с кем-нибудь. И плохо, когда поделиться не с кем. Об этом говорится в стихотворении Агнии Барто:
Я люблю ходить вдвоём
В поле, в лес, на водоём.
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь…
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: «Постой!»
Я один: мне красотой
Поделиться не с кем.
-Назовите местоимения в стихотворении. Укажите их разряд. Объясните их правописание. (Работу ученики выполняют в тетрадях.)
-Какую тональность придают местоимения тексту? ( Грустную, печальную, повтор личного местоимения Я и его формы в дат. п. МНЕ, использование отрицательных местоимений, неопределённого местоимения подчёркивают одиночество лирического героя .)
-Но вместе с тем стихотворение лёгкое, ритмичное. Какие синтаксические особенности позволяют этого достигнуть? ( Предложения простые, короткие. Использованы однородные члены, связанные без союзов, интонацией перечисления.)
-А ещё выразительность достигается с помощью рифмы. На основании какого фонетического явления стала возможной рифма путь – с кем-нибудь? (Оглушение согласного на конце слова.)
Вывод 3. Умелое использование местоимений может придать нужную тональность речи, создать определённое настроение. (Слайд № 11)
V этап. «Шутке – минутка!» Отгадайте загадки. (Слайд № 12)
- Послушаем нашу следующую гостью. Она поделится своим впечатлением о прочитанном. (Слайд № 13)
Ученица.Недавно я прочитала сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вообще-то эта сказка написана для взрослых. Но, мне кажется, её интересно читать в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце».
-Как это: зорко? Разве сердце может быть слепым или зрячим? Поясни эту мысль. (Ученица говорит о прямом и переносном значении слова.)
-А ещё в этой сказке есть слова: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Как вы понимаете это предложение? Обратите внимание на местоимения, использованные в предложении. Определите их разряд, случаен ли подбор этих местоимений?
( ТЫ – личное местоимение: всё начинается с твоей ответственности; ЗА ТЕХ – указательное местоимение: указывает на людей, близких и дорогих тебе; КОГО – относительное местоимение: связывает мысль о тебе с мыслью о других.)
-Определите вид сложного предложения? Какую синтаксическую роль выполняет местоимение КОГО? (Учащиеся отвечают, что это сложноподчинённое предложение, где относительное местоимение КОГО связывает главную часть с придаточной.)
Вывод 4. Правильный подбор и порядок местоимений помогают подчеркнуть главную мысль текста. (Слайд № 14)
VI этап. Игра «Аукцион». (Слайд № 15)
-В русском языке есть немало примеров, когда речь можно сделать яркой с помощью фразеологизмов. Устроим аукцион. Вот этот лот (подарок) получит тот, кто последним назовёт фразеологизм, в состав которого входят местоимения. (Такие фразеологизмы учащиеся подбирали дома: взять под своё крыло, во все лопатки, во что бы то ни стало, вынести на своих плечах, во всю ивановскую и др.)
VII этап. Редактирование предложений. (Слайд № 16)
-Редакторы нашего ток-шоу приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок:
«Слышу: сзади меня кто-то танцует. Вижу: они танцуют на большой фанере». (Местоимение они не выполняет своего назначения, не является заместителем.)
«Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру». (Двусмысленность, возможность неоднозначного понимания.)
«Лицо у ней круглое». (Усечённая форма местоимения у ней - просторечная, не соответствует литературной норме.)
«Из ихнего окна раздавались знакомые мелодии». ( Местоимение ихнего не соответствует литературной норме. Правильно употребить «из их окна» .)
«Повесть «Выстрел» интересна. В нём много захватывающих событий». (Местоимение в нём надо соотнести с существительным «повесть» - в ней.)
Вывод 5. При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями. (Слайд № 18)
-И, наконец, наш последний гость. Он пришёл к нам со своей нашумевшей «теоремой».
Ученик.Я считаю, что мы неправильно отрицаем. И сейчас я это докажу. Задумайтесь, как нелогично звучит фраза «Он ничего не знает». Здесь дважды используется отрицание: сначала отрицательное местоимение ничего, затем отрицательная частица не. А двойное отрицание должно дать положительный результат, как в математике: минус на минус даёт плюс. Вот в английском языке всё правильно: Heknowsnothing. То есть, как мы видим, во всех языках отрицание используется один раз. Следовательно, и мы должны отрицать один раз и говорить: «Он не знаетвсё» или «Он знает ничего».(Слайд № 19)
-Опровергните «теорему» учёного. (Учащиеся предлагают свои ответы. В нашем языке принято двойное отрицание. Иностранцы, изучающие русский язык, должны помнить об этом.)
VIII этап. Рефлексия. (Слайд № 20)
-Местоимения как запасные игроки в футболе, как дублёры артистов в кино. Они дублируют существительные, прилагательные, числительные. И наша речь очень обеднела бы без этих дублёров. Перечитайте эпиграф урока и ответьте на вопрос: «За что мы должны сказать «спасибо» местоимениям?»
IX этап. Домашнее задание.(Слайд № 21) На основе записанных выводов составить рассказ по теме урока «Употребление местоимений в речи».