kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Ток-шоу. Слова загадки. Употребление местоимений в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится после изучения темы "Местоимение как часть речи". Урок систематизирует полученные знания учащихся и содержит разные методические приемы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Ток-шоу. Слова загадки. Употребление местоимений в речи"»

План урока русского языка в 6 классе

Тема урока

Ток-шоу «Слова-загадки». Употребление местоимений в речи

Цели урока

1) повторение и систематизация изученного в разделе «Местоимение»;

2) обучение правильному использованию местоимений в речи;

3) развитие коммуникативных способностей учащихся;

4) развитие речи учащихся;

5) отработка орфографических навыков правописания местоимений;

6) формирование умений делать обобщения и выводы и соотнесение их с поставленными задачами;

7) отработка умений редактирования текста.


Задачи урока:

обучающие

развивающие

воспитательные

- учить структурировать имеющиеся знания, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных заданий;

- учить осознанно и произвольно строить высказывание.

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- развивать речь учащихся через знакомство с лексическим значением слов, через использование в речи фразеологизмов с местоимениями;


- воспитывать умение управлять поведением партнера в речевой ситуации;

- установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

- знакомство с правилами этикета.

Образовательные технологии

Технологии проблемно-диалогического и развивающего обучения

Тип урока

Урок обобщения и систематизации изученного, урок развития речи

Методические работы

Разыгрывание коммуникативных ситуаций, комплексный анализ текста, редактирование предложений, беседа

Оборудование

Интерактивная доска, презентация к уроку, лексические таблицы, таблица «Употребление местоимений», учебник «Литература, 6 класс», рабочие тетради по русскому языку

с использованием технологий проблемно-диалогического и развивающего обучения

План-конспект урока

Таблица использования современных образовательных технологий, применяемых в УВП

п/п

Название технологии

Этапы урока, на которых применяется образовательная технология

1

Технология вызова учебной деятельности

Этап I. Слово учителя о роли местоимений в речи, актуализация знаний. Постановка целей урока.

2

Информационно-коммуникативная технология

Этап III. Разыгрывание учащимися коммуникативных ситуаций.

3

Технология развивающего обучения

Этап II. Лексическая работа. Толкование слов.

Этапы IV. Комплексный анализ текста.

Этап VII. Редактирование предложений.

4

Технология игрового обучения

Этап V. «Шутке – минутка!»

Этап VI. Игра «Аукцион»: кто больше назовет фразеологизмов, в состав которых входят местоимения.

5

Рефлексия

Этап VIII. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. Итоги выполнения работы, оценка работы учащихся.

6

Технология развития творческих способностей учащихся

Этап IX. Творческое домашнее задание.


Содержание и ход урока:

Спасибо Слову доброму

За то, что есть оно,

За то, что не отобрано,

А навсегда дано.

Иван Ткачёв

I этап. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, задач урока. (Слайд № 2-3)

-Будьте любезны, - обратилось Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило ...

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, существительные, прилагательные, числительные вместо себя оставляют своих заместителей –

местоимений. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, а уж местоимения ОН, ОНА, ОНО могут заменить любое существительное. Но замена эта неполная. Почему? Что мы называем местоимением? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя, объясняя разницу в значении именных частей речи.)

Да, ключевые слова - "указывает, но не называет". Поэтому каждое местоимение – загадка. За каждым местоимением может скрываться множество слов. ОН - это и папа, и брат, и любимый пёс, и мальчишка, идущий по перекрёстку, и даже сам перекрёсток. ТАКОЙ - это и яркий, и быстрый, и кислый.

Сегодня на уроке мы обобщим, вспомним всё, что знаем о местоимениях. И задача урока - научиться правильно употреблять местоимения, чтобы наша речь становилась ярче, красивее, выразительнее.

А урок мы проведём в форме очень популярного телевизионного жанра - ток-шоу.

Прочитайте эпиграф урока. Как это четверостишие связано с темой урока? (Учащиеся отвечают, что в этом четверостишии много местоимений.)

II этап. Лексическая работа. Толкование слов, записанных на доске. (Слайд № 4)

Ток - англ. talk -"разговор, разговаривать, беседа ".

Шоу - англ. show -"показывать, смотреть".

Шоу -1) яркое эстрадное представление; 2) нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект. (Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

Этикет (из франц.) - "принятый порядок поведения". Дипломатический этикет.

- Каково происхождение слова – ток-шоу? Из какого языка оно к нам пришло? ( Учащиеся читают лексическое толкование слов "ток", "шоу" и делают выводы.)

- Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным. Итак... Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила!

III этап. Работа по культуре речи. Разыгрывание учащимися коммуникативной ситуации. (Слайд № 5)

(Диалог разыгрывается двумя учениками.)

Ток-шоу открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слов

-Ты, послушай, дай билет!

-Ваше вежливое слово?

-У меня такого нет!

-Ах, у Вас такого нет?

Не получите билет!


-В этом диалоге, как вы заметили, не были соблюдены правила этикета. А что такое этикет?

-Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет. Ответьте, какие правила этикета нарушил покупатель? (Учащиеся отвечают, что покупатель обратился к кассиру на ТЫ, кроме того, местоимения не могут выступать в роли обращения.)

-Когда уместно употребление местоимений ты, твой - Вы, ваш? Обратимся за помощью к таблице (Слайд № 6).

Ты, твой

Вы, Ваш

  • по отношению к хорошо знакомому человеку;

  • в неофициальной обстановке;

  • в дружеских отношениях;

  • по отношению к равному или младшему.

  • по отношению к незнакомому, малознакомому человеку;

  • в официальной обстановке;

  • при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;

  • по отношению к равному, старшему (по возрасту, положению) человеку.

-Итак, сделаем наш первый вывод: как же связаны между собой этикет и употребление местоимений? (Все выводы записываем в тетради.) (Слайд № 7)

Вывод 1. Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения в речи.

-Умение правильно употреблять местоимения – очень важное умение. И сейчас вы в этом ещё раз убедитесь. Приглашаю на наше ток-шоу ещё гостей. Послушаем их рассказ, попытаемся понять, в чём их трудности.

Ученица. Мы с Ваней ходим на дополнительные занятия по русскому языку. Но вчера он пропустил занятие, сказал, что ходил с мальчишками в кино. А дальше – как в известном стихотворении… (Слайд № 8)

Ученик. Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им – раз! Они ей – раз!

Но тут как раз её он спас,

Ведь он был с нею заодно…

Ученица. Нет, видно я ещё мала:

Я ничего не поняла!

-Ребята, разве причина непонимания в возрасте? В чём же?

(Учащиеся формулируют второй вывод.)

Вывод 2. Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным. (Слайд № 9)

IV этап. Комплексный анализ текста. (Слайд № 10)

- Прочитаем стихотворение Н.А. Заболоцкого «Одинокий дуб». (Смотрите учебник «Литература. 6 класс»)

- О каком чуде говорится в стихотворении Н.А. Заболоцкого? (О внешней некрасивости дуба, но о его душевном богатстве. Автор просит: «Вглядись в него…» И мы увидели, какой он крепкий, сильный, воин «среди безжизненных равнин».)

- О красоте, о радости, печали и других состояниях души мы побеседуем с нашим следующим гостем.

Ученик. Когда видишь что-нибудь красивое, узнаёшь о чём-то интересном, хочется поделиться этим с кем-нибудь. И плохо, когда поделиться не с кем. Об этом говорится в стихотворении Агнии Барто:

Я люблю ходить вдвоём

В поле, в лес, на водоём.

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь…

Белка в зелени густой

Скачет в перелеске.

Крикнуть некому: «Постой!»

Я один: мне красотой

Поделиться не с кем.

-Назовите местоимения в стихотворении. Укажите их разряд. Объясните их правописание. (Работу ученики выполняют в тетрадях.)

-Какую тональность придают местоимения тексту? ( Грустную, печальную, повтор личного местоимения Я и его формы в дат. п. МНЕ, использование отрицательных местоимений, неопределённого местоимения подчёркивают одиночество лирического героя .)

-Но вместе с тем стихотворение лёгкое, ритмичное. Какие синтаксические особенности позволяют этого достигнуть? ( Предложения простые, короткие. Использованы однородные члены, связанные без союзов, интонацией перечисления.)

-А ещё выразительность достигается с помощью рифмы. На основании какого фонетического явления стала возможной рифма путь – с кем-нибудь? (Оглушение согласного на конце слова.)

Вывод 3. Умелое использование местоимений может придать нужную тональность речи, создать определённое настроение. (Слайд № 11)

V этап. «Шутке – минутка!» Отгадайте загадки. (Слайд № 12)

- Послушаем нашу следующую гостью. Она поделится своим впечатлением о прочитанном. (Слайд № 13)

Ученица. Недавно я прочитала сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вообще-то эта сказка написана для взрослых. Но, мне кажется, её интересно читать в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце».

-Как это: зорко? Разве сердце может быть слепым или зрячим? Поясни эту мысль. (Ученица говорит о прямом и переносном значении слова.)

-А ещё в этой сказке есть слова: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Как вы понимаете это предложение? Обратите внимание на местоимения, использованные в предложении. Определите их разряд, случаен ли подбор этих местоимений?

( ТЫ – личное местоимение: всё начинается с твоей ответственности; ЗА ТЕХ – указательное местоимение: указывает на людей, близких и дорогих тебе; КОГО – относительное местоимение: связывает мысль о тебе с мыслью о других.)

-Определите вид сложного предложения? Какую синтаксическую роль выполняет местоимение КОГО? (Учащиеся отвечают, что это сложноподчинённое предложение, где относительное местоимение КОГО связывает главную часть с придаточной.)

Вывод 4. Правильный подбор и порядок местоимений помогают подчеркнуть главную мысль текста. (Слайд № 14)

VI этап. Игра «Аукцион». (Слайд № 15)

-В русском языке есть немало примеров, когда речь можно сделать яркой с помощью фразеологизмов. Устроим аукцион. Вот этот лот (подарок) получит тот, кто последним назовёт фразеологизм, в состав которого входят местоимения. (Такие фразеологизмы учащиеся подбирали дома: взять под своё крыло, во все лопатки, во что бы то ни стало, вынести на своих плечах, во всю ивановскую и др.)

VII этап. Редактирование предложений. (Слайд № 16)

-Редакторы нашего ток-шоу приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок:

  • «Слышу: сзади меня кто-то танцует. Вижу: они танцуют на большой фанере». (Местоимение они не выполняет своего назначения, не является заместителем.)

  • «Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру». (Двусмысленность, возможность неоднозначного понимания.)

  • «Лицо у ней круглое». (Усечённая форма местоимения у ней - просторечная, не соответствует литературной норме.)

  • «Из ихнего окна раздавались знакомые мелодии». ( Местоимение ихнего не соответствует литературной норме. Правильно употребить «из их окна» .)

  • «Повесть «Выстрел» интересна. В нём много захватывающих событий». (Местоимение в нём надо соотнести с существительным «повесть» - в ней.)

Вывод 5. При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями. (Слайд № 18)

-И, наконец, наш последний гость. Он пришёл к нам со своей нашумевшей «теоремой».

Ученик. Я считаю, что мы неправильно отрицаем. И сейчас я это докажу. Задумайтесь, как нелогично звучит фраза «Он ничего не знает». Здесь дважды используется отрицание: сначала отрицательное местоимение ничего, затем отрицательная частица не. А двойное отрицание должно дать положительный результат, как в математике: минус на минус даёт плюс. Вот в английском языке всё правильно: He knows nothing. То есть, как мы видим, во всех языках отрицание используется один раз. Следовательно, и мы должны отрицать один раз и говорить: «Он не знает всё» или «Он знает ничего». (Слайд № 19)

-Опровергните «теорему» учёного. (Учащиеся предлагают свои ответы. В нашем языке принято двойное отрицание. Иностранцы, изучающие русский язык, должны помнить об этом.)

VIII этап. Рефлексия. (Слайд № 20)

-Местоимения как запасные игроки в футболе, как дублёры артистов в кино. Они дублируют существительные, прилагательные, числительные. И наша речь очень обеднела бы без этих дублёров. Перечитайте эпиграф урока и ответьте на вопрос: «За что мы должны сказать «спасибо» местоимениям?»

IX этап. Домашнее задание. (Слайд № 21) На основе записанных выводов составить рассказ по теме урока «Употребление местоимений в речи».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ерофеева Елена Владимировна

Дата: 06.07.2018

Номер свидетельства: 474831

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства