Урок русского языка в 6 классе. Повелительное наклонение глагола.
Урок русского языка в 6 классе. Повелительное наклонение глагола.
Цель: познакомить учащихся с образованием глаголов повелительного наклонения, особенностями их правописания; с отличием от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений; обеспечить в ходе урока закреплений знаний о глаголах в форме повелительного наклонения; правильно писать глаголы повелительного и изъявительного наклонений. Закрепить умения употреблять глаголы повелительного наклонения в речи. Для контроля за уровнем реализации целей урока на этапе рефлексии предлагается проведение теста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе. Повелительное наклонение глагола.»
Тема: Повелительное наклонение глагола.
Цель:познакомить с образованием глаголы повелительного наклонения, особенностями их правописания (правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений); с отличием от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений; обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме повелительного наклонения; отличать глаголы в форме повелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного, правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II.Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Что называется наклонением глагола?
• Что вы знаете об условном наклонении глагола?
• Как образуются и изменяются глаголы условного наклонения?
2. Развитие навыков употребления в речи глаголов условного
Наклонения: работа с ситуативным материалом
Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы (один или с друзьями) оказались на необитаемом острове в Тихом океане. Чтобы вы стали делать?
Незнайка! Срочно помоги мне! Немедленно приходи и напиши мне доклад. Жду!
Знайка! P.S. Не опаздывай, как всегда!
Дорогой Незнайка!
Будь так любезен, окажи мне небольшую услугу. Если тебя не затруднит, помоги мне завтра написать доклад.
С уважением, Знайка.
- О чём данные тексты? (Знайка просит Незнайку об одолжении).
- Какую бы из этих просьб на месте Незнайки вы бы выполнили, а какую нет? Почему? (Выполнили бы вторую, потому что она очень вежливая).
- Что делает второй текст более убедительным? (этикетные формы, вежливые слова).
IV. изучение нового материала
1. Значение.
— Глаголы выражают различные действия: одни из них являются реальными, другие же только возможны при каких-то условиях или желательны, могут выражать просьбу, совет, призыв. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в виде приказа, пожелания, просьбы, совета.
- Не имеет форм времени.
- Изменяются по числам.
2. Образование глаголов в форме повелительного наклонения.
1. Объяснение учителя: комментарий к таблице на стр. 279
- от основы наст. или буд. времени с суффиксом – И-
Пишут, читают (ю-йу) - пиши - пишите
Познакомят, беру пиши, читай неси, реши познакомь бери (-сь) пишите, читайте
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений
1. Упр. 873 по заданию. Образование глаголов повелительного наклонения.
2. Упр. 874. Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения.
3. Составить 6-8 словосочетаний "глагол + существительное", используя школьную лексику. С двумя словосочетаниями записать предложения и выполнить синтаксический разбор одного из них. Глаголы необходимо употребить в повелительном наклонении!
4. Перфокарта.
Когда напиш…те, срочно напиш…те; если разреж…те, сейчас же разреж…те; обязательно расскаж…те, если расскаж…те; народ рассмеш…те, когда рассмеш…те.
5. Объяснительный диктант.
Не привыкайте к чудесам — Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь! Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье, Всё будет так — и всё не так Через одно мгновенье.(В. Шефнер)
5. Из данного списка глаголов выписать только те, которые употреблены в форме повелительного наклонения: поверьте, покупаете, подходите, потешьте, смеётесь, рассмешишь, рассмеши, запишете, запишите, выбирай, привезёте, съешьте, выкрикиваете, зазывайте.
6. Исправьте ошибки нерадивых учеников.
Ляж в постель. Бежи скорее к врачу. Вылазь из воды скорее. Ставайте за мной, я последний. Не ложи локти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня тёплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе.
У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно. Нарисовай мне барбоса, отскорлупай мне яйцо, отскорлупай мне яйцо, спей мне песню о глупом мышонке, замолоточь этот гвоздик, почесай меня.
7. Образуйте форму повелительного наклонения от глагола положить.
… Одна милая, очень молоденькая медицинская сестра в накрахмаленной шапочке во время лечебной процедуры ежедневно находила для нас, больных, новую форму глагола «положить». «ложьте руки сюда»,— говорила она, улыбаясь; «залаживайте их так»,— объясняла она на другой день. Её изобретательности не было предела: «закладайте», «ложите», «заложьте», «укладайте», «заложивайте» и так без конца. … Когда мы поближе познакомились, я посоветовала ей остановиться на простейшей фразе: «положите руки сюда». И ей, и мне сразу стало легче. (Р. Зелёная)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
1. Беседа
• Что обозначают глаголы повелительного наклонения?
• Как они образуются?
• Когда пишется ь на конце глаголов в форме повелительного наклонения?
2. Заключительное слово учителя
VII.Домашнее задание
1. Выучить теорию по теме урока, § 71
2. Выполнить упражнение 878 (письменно).
2. Беседа с учащимися:
- Каково значение глаголов в повелительном наклонении?
- При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?
- В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
- Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?
- Выполнить тест
В каком ряду во всех словах глаголы повелительного наклонения?
Писать, придумывают, решай
Пиши, придумывай, решайте
Пишут, придумайте, решите
Напишите, придумай, решают
Сочини, уходи, переделай
Сочиняют, уходите, переделайте
Сочините, уходит, переделай.
Сочиняю, ухожу, переделаю.
В каком предложении использован глагол в форме повелительного наклонения?
Задача не решается.
Задача не решаема.
Задачу не решай!
Задачу так не решают.
Ты переписываешь упражнение.
Ты не переписываешь упражнение.
Ты! Не переписывай упражнение!
Ты переписал упражнение?
Укажите форму повелительного наклонения для глагола
положи
бриться
Положи
Положь
Положай
Положай-ка
Бройся
Брейся
Бройтесь
Бройсь
Укажите неправильно образованную форму повелительного наклонения